2.Актуализация знаний и выявление проблемы. | Предлагаю провести орфографическую разминку. Запишите под диктовку слова: полететь, сбежать, написать, заскочить. Выделите приставку. Каким способом воспользуетесь для выделения приставки в слове? (алгоритм) Фронтальная проверка. - Какие приставки выделили? Было трудно? Что вы знаете о правописании приставок? - Что вы можете сказать о правописании этих приставок? Могут ли они менять своё написание? - Как вы думаете, есть ли приставки, которые могут менять написание в зависимости от каких-либо условий? На доске заранее написаны слова с пропущенными буквами в приставках РА(З/С)ШИРИТЬ РА(З/С)ОГНАТЬ РА(З/С)ДВИНУТЬ - В каких частях слова пропущены буквы? (В приставках.) - А сможем ли мы с вами сейчас выбрать нужную букву? (Нет.) - Действительно. Мы с вами ещё не знаем правила. Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем позже, после того, как узнаем правило их написания - Итак, подумайте о чем мы сегодня на уроке будем говорить. | Дети записывают слова и выделяют в них приставки Ответы детей (пишутся слитно со словами, пишутся единообразно, находятся перед корнем). Ответы детей Ответы детей | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, (П); |
4.Определение темы и постановка учебной задачи. 5. Открытие новых знаний. | - А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Какую учебную задачу мы должны будем выполнить? - Где мы можем узнать эту информацию? - Но интереснее догадаться самим. - Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками. Возьмите учебник (2 часть), откройте обратный словарь на стр. 179 и отметьте звёздочкой глаголы - ать с приставками раз - и рас -. Разломать распечатать разбросать расписать разболтать раскатать размешать расхватать разгрызть рассчитать растоптать расслышать - Подчеркни в каждом слове букву, с которого начинается корень. - Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы. - Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с? - Что заметили? - Какая приставка пишется, если корень начинается со звонкого согласного? ( раз -) - Какая приставка пишется, если корень начинается с глухого согласного? ( рас -) р √∙дбщщ аз ∙ (схема фиксируется на доске) - А если с глухого согласного? (рас-) рас * (схема фиксируется на доске) - А теперь вернемся к заданию, которое не могли выполнить в начале урока. В чем была трудность? (Не знали, какую букву написать в приставке) - Какую же приставку нужно написать в словах «расширить, разогнать, раздвинуть»? Почему? Упражнению №11, стр.18. - Запишите слова: разобидеть, разодеться, разубедить, разоружить. - Выделите в словах приставку. - Какая приставка присутствует в этих словах? - Какая буква на конце этих приставок? Подчеркните её одной линией. - А теперь назовите букву, с которой начинается корень каждого слова. Подчеркните её двумя линиями. Какой звук она обозначает? - Какой вывод можно сделать? (в словах, корни которых начинаются с гласных, пишется приставка раз-) раз (схема фиксируется на доске) Подведем итог. Чтение правила в учебнике на стр. 18. - Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило.
Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных (звонких? глухих?) согласных. Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих?) согласных.
Физминутка – Поиграем в игру: если называется слово с приставкой на раз- , то вы топаете, если на рас-, то вы хлопаете. Слова: разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться. (Слова могут задаваться и самими ребятами как соревнование между рядами). | Правописание приставок с буквами з и с. Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками. В учебнике, справочнике, в Интернете. Дети работают карандашом со словами в учебнике часть2. Сравнить свой вывод с выводом в учебнике, найти нужную информацию в интернете. Ответы детей Схему записывают в тетрадь-помощницу Ответы детей и объяснение правила 1 ученик вставляет в слова нужную букву на доске и объясняет ее написание Самостоятельная работа Ответы детей (Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и подчеркивают его.) | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); |
6.Первичное закрепление во внешней речи. | - А теперь вам всем задание. Составьте алгоритм, как нужно действовать при написании приставок раз-, рас-. Это будет ваш «помощник». Читаю слово. Выделяю приставку. Смотрю, на какую букву начинается корень. Если корень начинается с гласного или звонкого согласного, пишу приставку раз- Если корень начинается с глухого согласного, пишу приставку рас- Подчеркиваю орфограмму. - Предлагаю вам поработать в тетрадях, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на с и з. Самостоятельная работа. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 упражнение 12 стр. 11. Задание: Впиши приставку РАС- или РАЗ-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни слов. После выполнения работы, соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполнения упражнения. ) Словарная работа над словом Кремль. – Что такое Кремль? На какую часть слова нужно обратить внимание? Что вы должны запомнить в этом слове? Вставьте новое слово в стихотворение. Выполните задание, данное в упражнении.
| Дети в парах высказывают свои варианты. Обсуждают, выбирают наиболее удачный вариант Взаимопроверка | умение выражать свои мысли (К); умение действовать по алгоритму (Р); использование знаково-символических средств (П); |
7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону. | - Какую учебную задачу мы поставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с) - Проверить, достигли ли мы её, нам помогут тесты. -Как вы думаете, будет ли распространяться это правило в отношении приставок из-ис-бес-без- воз-вос-? Запишите слова к себе в тетрадь рассвет бесполезный испуг разведка бездельник известный безоблачный безобидный - Выделите в них приставки - Что вы заметили? Фронтальная проверка. О написании слов с этими приставками мы поговорим на следующем уроке | -Научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с. Учащиеся выполняют тест «Правописание приставок» . Ответы подставляют в карточках , потом проверяют на экране правильность своей работы. После выполнения проходит обсуждение результатов. | |