kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 10 классе "Слитное, дефисное и раздельное написание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по теме "Слитное, дефисное и раздельное написание" в качестве этапа в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе "Слитное, дефисное и раздельное написание"»

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 10 классе


Учитель: Дьяченко Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №9 г. Сальска

Тема урока: «Слитные, раздельные и дефисные написания»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний по курсу морфологии и орфографии.

Цель урока: формировать навыки слитного, раздельного и дефисного написания; показать роль смыслового и грамматического анализа при выборе  написания слов.

Задачи:

1. Образовательные – формировать навыки слитного, дефисного и раздельного написания слов;

2. Развивающие – развивать творческую, речевую и мыслительную активности, умения систематизировать полученные знания, применять теоретические знания на практике; осуществлять самоконтроль, само- и взаимооценку.

3. Воспитательные – воспитывать культуру учебного труда; культуру речи; уважение и внимание к родному слову


Методы обучения: проблемно-поисковый, дедуктивный,

словесный, наглядный, кейс-метод, тестовый, самостоятельная работа, взаимопроверка.

Организационные формы: беседа, работа в парах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Оборудование: раздаточный материал «Кейс «Слитное, дефисное и раздельное написание»; мультимедийный комплекс.

Средства обучения: раздаточный материал, памятки, орфографический словарь, словарь «Слитно или раздельно?»; сборники тестов ЕГЭ








Ход урока.

  1. Оргмомент. Запись даты, темы урока

  2. Целеполагание для учащихся

Работа с эпиграфом  урока «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной только памяти» (Толстой Л.Н.)


  1. Задание разминки . Решение проблемного вопроса: можно ли определить написание слов? Что требуется для решения?

Что(бы)

(по)тому

То(же)

(При)чём

То(же)

(и)так

(не)смотря

Вывод: для определения правописания слов необходим контекст для понимания лексического значения и морфологическая квалификация слова, так как это омофоны.


  1. Практикум (выполнение заданий в тетради):

А) Вычеркните те грамматические конструкции, которые НЕ имеют разных вариантов написания.

Чем(бы)

(за)тем

Тем(же)

Что(же)

То(же)

(по)этому

(по)тому

Что(бы)

При(этом)

При(том)

Та(же)

(по)чему

Б) 4-е лишнее

(пол)одиннадцатого

(пол)второго

(пол)килограмма

(пол)месяца



В) Запишите тот вариант написания, который соответствует приведённому в первой части



1)Зачем надо следить сегодня

: за температурой воздуха или за направлением ветра?

за направлением ветра, если флюгер не движется?



2) Что бы спросить

на обед?

дорогу, надо кого-нибудь встретить в этой глуши.

3) Вы тоже думаете,

что и я?

что это она виновата?



4) небесная вода для растений то же

,что для человека еда и питьё.

необходимое условие существования





  1. Работа с раздаточным материалом кейса «Слитное, дефисное и раздельное написание» См. приложение

  2. Рефлексия.

Какое задание было неожиданным?

Какое показалось трудным?

Какой способ повторения теоретического материала вам подходит?

Как вы думаете, каким будет домашнее задание?

  1. Дом. задание

Решить задания «Дома» из имеющегося на руках раздаточного материала.

  1. Заключительное слово учителя













ПРИЛОЖЕНИЕ

КЕЙС «Слитное, дефисное и раздельное написание» включает в себя памятки (см. ниже. Этот замечательный материал создан не мною, поэтому благодарю авторов хотя бы заочно за творческий подход) и различные виды заданий

Я сегодня буду

ЕГЭист – участник ЕГЭ. Помни, что не имя красит человека, а человек имя;

Работник ФИПИ - конструктор тестовых заданий;

Эксперт  – знаток того, что и как писать в сочинении-рассуждении.

1. Я - ____________________________

Если хочешь сдать ЕГЭ, тренируйся!

  1. (НЕ)СМОТРЯ на неоднозначность толкования отдельных положений, общая теория относительности широко признана (ИЗ)ЗА своей принципиальной простоты.

2. Соли, (НА)ПРИМЕР, можно представить (В)ВИДЕ результатов взаимодействия кислотных и основных оксидов.

3. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует сказать, что и Пушкину, и Грибоедову удалось психологически верно изобразить дворянское общество своего времени, (В)ЧАСТНОСТИ московское дворянство.

4. (ПО)СКОЛЬКУ художник свободно выбирает приёмы и планы, то он, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, волен быть независи­мым в своём творчестве.

5. (ОТ)ТОГО, как пройдёт эта встреча, зависит многое, (ПО)ЭТОМУ я так волнуюсь.

6. В солнечный день на опушке леса собрались осинки, КАК(БУДТО) им стало холодно и они вышли погреться, как в деревнях люди выходят из дома и (В)МЕСТЕ сидят на завалинках.

7. (ОТ)ЧЕГО люди не летают и (ПО)ЧЕМУ нет у них крыльев?

Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.

8. Миша молча наблюдал за спорящими братьями, Василий ТАК(ЖЕ) (В)ТЕЧЕНИЕ всей дискуссии не произнес ни слова.


2. Я - _______________________________


Тебе, как разработчику КИМов, дали задание «собрать» задание №13

Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО: № № № № №

1.(И)ТАК, вам угодно спорить, я это понял в ТО(ЖЕ) самое мгновение, как только вы вошли

2 ЧТО(БЫ) ни говорил гость, Катерина смотрела ТАК(ЖЕ) строго, как и прежде.

3 Только с признанием Ильи Ильича Ольге (В)НАЧАЛЕ второй части «Обломова» возникает завязка, а (ЗА)ТЕМ и действие романа, отсутствовавшее в первых главах.

4 (ПО)НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ

5 Обломов рисует Штольцу свой идеал семейной жизни со ссылкой на духовные запросы, неведомые его пред­кам, но (В)ЦЕЛОМ выдерживая патриархально-идиллический дух: прогулки (В)ДВОЁМ после сытного завтрака, неспешные беседы с друзьями.

6 Я ТО(ЖЕ) был взволнован и ТАК(ЖЕ), как все собравшиеся здесь, ловил каждое слово диктора.

7 ГДЕ(ТО) в лесу раздавался протяжный вой, однако (НИ)КТО из охотников даже не вздрогнул.

8 (С)НАЧАЛА Марина держалась в деревне неуверенно и даже, увидев вдалеке Лену, зашла в высокую густую рожь, поросшую васильками, ЧТО(БЫ) только не попасться соседке на глаза.

9 ЧТО(БЫ) не пропустить самое интересное, Сергей ТОТ(ЧАС) побежал к реке.

10 ЧТО(БЫ) ни происходило вокруг, ТАК(ЖЕ), как и много веков назад, шепчет берёза о быстротечности жизни, о чём-то очень важном.


Поменяйтесь в парах листами и решите задание, «собранное» товарищем. Проведите взаимопроверку выполнения.


______________________________________________________________________________________


  1. Я - _____________________________

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что(бы) он теперь обедал из деревянной лоханки. Старик только вздохнул и (ни)чего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что(то) слаживает. Отец и спросил: «Что(же) ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, что(бы) вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно (за)зто, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Определите написание слов со скобками.

Выполните проблемный анализ текста с взаимопроверкой:

ФИ эксперта (заполняет товарищ)_____________________________________

Формулировка проблемы__________________________________________________________________________

позиция автора_________________________________________________________________________________

Мнение автора сочинения________________________________________________________________________ арг1__________________________________________________________________________________________

арг 2__________________________________________________________________________________________

Над чем работать(заполняет эксперт)______________________________________________________________



Д О М А я любимый ребёнок. Я не хочу огорчать родителей, поэтому готовлюсь к контрольной работе:


1 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ВИДУ тугоплавкости и высокой химической стойкости платины из неё изготавливают лабораторную посуду, а ТАК(ЖЕ) коррозионностойкие детали аппаратуры.

Стихотворение «Горная дорога» воспринимается совсем (ПО)ДРУГОМУ, (ПО)ТОМУ что на первый план в нём выступают чувства тревоги, грусти, печали.

(В)ТЕЧЕНИЕ жизни Рихтер много гастролировал в разных странах мира, (ПРИ)ЧЁМ наиболее интересным своим турне он считал концертную поездку по России.

(ВО)ВРЕМЕНА А.С. Пушкина на петербургской сцене блистала балерина А.И. Истомина. Блистает она ТАК(ЖЕ) и в «Евгении Онегине».

(В) ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, КАК(БУДТО) воздух промыт родниковой водой.


2 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, вам угодно спорить, я это понял в ТО(ЖЕ) самое мгновение, как только вы вошли.

ЧТО(БЫ) не пропустить самое интересное, Сергей ТОТ(ЧАС) побежал к реке.

ЧТО(БЫ) ни происходило вокруг, ТАК(ЖЕ), как и много веков назад, шепчет берёза о быстротечности жизни, о чём-то очень важном.

Я ТО(ЖЕ) был взволнован и ТАК(ЖЕ), как все собравшиеся здесь, ловил каждое слово диктора.

(ПО)НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ.


3 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ВО)ВРЕМЯ путешествия мы получили множество ярких впечатлений, (ОТ)ТОГО у всех было прекрасное настроение.

2. (К)ВЕРХУ палатки был прикреплён красный флажок, а (В)НИЗУ, у входа, расстелен мягкий коврик.

3. (В)НАЧАЛЕ лета погода была дождливой, (ЗА)ТЕМ началась настоящая засуха.

4. Вы ТО(ЖЕ) отдыхали в Крыму и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знаете эти места?

5. Мы плыли (НА)УДАЧУ, ТАК(КАК) темнота после зарниц казалась ещё гуще.


Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


1 Я получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.

2 Я убеждён в одном: вдохновение (НЕ)РОЖДАЕТСЯ само по себе, а приходит во время труда.

3 Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.

4 Сверху можно было рассмотреть несколько ничем (НЕ)ПРИКРЫТЫХ построек.

5 Даже (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком

6 Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.

7 Наш дом (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАН: стёкла потускнели, стены выглядели уныло и не радовали глаз.

8 Общественные бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя (НЕ)ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки.

9.В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.

10 Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

11 Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

12 Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

13 Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец

14. Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился











ПАМЯТКИ














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 10 классе "Слитное, дефисное и раздельное написание"

Автор: Дьяченко Марина Николаевна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Урок русского языка в 6 классе на тему "Сложные существительные. Слитное, дефисное и раздельное написание имен существительных""
    ["seo_title"] => string(129) "urokrusskoghoiazykav6klassienatiemuslozhnyiesushchiestvitielnyieslitnoiediefisnoieirazdielnoienapisaniieimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "293120"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455416117"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "240114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444932932"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "календарное планирование по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(42) "kaliendarnoieplanirovaniieporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "279904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453301633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства