Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе "Слитное, дефисное и раздельное написание"»
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 10 классе
Учитель: Дьяченко Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №9 г. Сальска
Тема урока: «Слитные, раздельные и дефисные написания»
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний по курсу морфологии и орфографии.
Цель урока: формировать навыки слитного, раздельного и дефисного написания; показать роль смыслового и грамматического анализа при выборе написания слов.
Организационные формы: беседа, работа в парах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Оборудование: раздаточный материал «Кейс «Слитное, дефисное и раздельное написание»; мультимедийный комплекс.
Средства обучения: раздаточный материал, памятки, орфографический словарь, словарь «Слитно или раздельно?»; сборники тестов ЕГЭ
Ход урока.
Оргмомент. Запись даты, темы урока
Целеполагание для учащихся
Работа с эпиграфом урока «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной только памяти» (Толстой Л.Н.)
Задание разминки . Решение проблемного вопроса: можно ли определить написание слов? Что требуется для решения?
Что(бы)
(по)тому
То(же)
(При)чём
То(же)
(и)так
(не)смотря
Вывод: для определения правописания слов необходим контекст для понимания лексического значения и морфологическая квалификация слова, так как это омофоны.
Практикум (выполнение заданий в тетради):
А) Вычеркните те грамматические конструкции, которые НЕ имеют разных вариантов написания.
Чем(бы)
(за)тем
Тем(же)
Что(же)
То(же)
(по)этому
(по)тому
Что(бы)
При(этом)
При(том)
Та(же)
(по)чему
Б) 4-е лишнее
(пол)одиннадцатого
(пол)второго
(пол)килограмма
(пол)месяца
В) Запишите тот вариант написания, который соответствует приведённому в первой части
1)Зачем надо следить сегодня
: за температурой воздуха или за направлением ветра?
за направлением ветра, если флюгер не движется?
2) Что бы спросить
на обед?
дорогу, надо кого-нибудь встретить в этой глуши.
3) Вы тоже думаете,
что и я?
что это она виновата?
4) небесная вода для растений то же
,что для человека еда и питьё.
необходимое условие существования
Работа с раздаточным материалом кейса «Слитное, дефисное и раздельное написание» См. приложение
Рефлексия.
Какое задание было неожиданным?
Какое показалось трудным?
Какой способ повторения теоретического материала вам подходит?
Как вы думаете, каким будет домашнее задание?
Дом. задание
Решить задания «Дома» из имеющегося на руках раздаточного материала.
Заключительное слово учителя
ПРИЛОЖЕНИЕ
КЕЙС «Слитное, дефисное и раздельное написание» включает в себя памятки (см. ниже. Этот замечательный материал создан не мною, поэтому благодарю авторов хотя бы заочно за творческий подход) и различные виды заданий
Я сегодня буду
ЕГЭист – участник ЕГЭ. Помни, что не имя красит человека, а человек имя;
Работник ФИПИ - конструктор тестовых заданий;
Эксперт – знаток того, что и как писать в сочинении-рассуждении.
1. Я - ____________________________
Если хочешь сдать ЕГЭ, тренируйся!
(НЕ)СМОТРЯ на неоднозначность толкования отдельных положений, общая теория относительности широко признана (ИЗ)ЗА своей принципиальной простоты.
2. Соли, (НА)ПРИМЕР, можно представить (В)ВИДЕ результатов взаимодействия кислотных и основных оксидов.
3. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует сказать, что и Пушкину, и Грибоедову удалось психологически верно изобразить дворянское общество своего времени, (В)ЧАСТНОСТИ московское дворянство.
4. (ПО)СКОЛЬКУ художник свободно выбирает приёмы и планы, то он, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, волен быть независимым в своём творчестве.
5. (ОТ)ТОГО, как пройдёт эта встреча, зависит многое, (ПО)ЭТОМУ я так волнуюсь.
6. В солнечный день на опушке леса собрались осинки, КАК(БУДТО) им стало холодно и они вышли погреться, как в деревнях люди выходят из дома и (В)МЕСТЕ сидят на завалинках.
7. (ОТ)ЧЕГО люди не летают и (ПО)ЧЕМУ нет у них крыльев?
Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.
8. Миша молча наблюдал за спорящими братьями, Василий ТАК(ЖЕ) (В)ТЕЧЕНИЕ всей дискуссии не произнес ни слова.
2. Я - _______________________________
Тебе, как разработчику КИМов, дали задание «собрать» задание №13
Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО: № № № № №
1.(И)ТАК, вам угодно спорить, я это понял в ТО(ЖЕ) самое мгновение, как только вы вошли
2 ЧТО(БЫ) ни говорил гость, Катерина смотрела ТАК(ЖЕ) строго, как и прежде.
3 Только с признанием Ильи Ильича Ольге (В)НАЧАЛЕ второй части «Обломова» возникает завязка, а (ЗА)ТЕМ и действие романа, отсутствовавшее в первых главах.
4 (ПО)НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ
5 Обломов рисует Штольцу свой идеал семейной жизни со ссылкой на духовные запросы, неведомые его предкам, но (В)ЦЕЛОМ выдерживая патриархально-идиллический дух: прогулки (В)ДВОЁМ после сытного завтрака, неспешные беседы с друзьями.
6 Я ТО(ЖЕ) был взволнован и ТАК(ЖЕ), как все собравшиеся здесь, ловил каждое слово диктора.
7 ГДЕ(ТО) в лесу раздавался протяжный вой, однако (НИ)КТО из охотников даже не вздрогнул.
8 (С)НАЧАЛА Марина держалась в деревне неуверенно и даже, увидев вдалеке Лену, зашла в высокую густую рожь, поросшую васильками, ЧТО(БЫ) только не попасться соседке на глаза.
9 ЧТО(БЫ) не пропустить самое интересное, Сергей ТОТ(ЧАС) побежал к реке.
10 ЧТО(БЫ) ни происходило вокруг, ТАК(ЖЕ), как и много веков назад, шепчет берёза о быстротечности жизни, о чём-то очень важном.
Поменяйтесь в парах листами и решите задание, «собранное» товарищем. Проведите взаимопроверку выполнения.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что(бы) он теперь обедал из деревянной лоханки. Старик только вздохнул и (ни)чего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что(то) слаживает. Отец и спросил: «Что(же) ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, что(бы) вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно (за)зто, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Определите написание слов со скобками.
Выполните проблемный анализ текста с взаимопроверкой:
позиция автора_________________________________________________________________________________
Мнение автора сочинения________________________________________________________________________ арг1__________________________________________________________________________________________