kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка для обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой перечень технологий, которые могут использоваться на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для обучающихся с ОВЗ»





Конспект урока русского языка в 5 классе

по теме « Слитное и раздельное написание не с глаголами»

с использованием ИКТ





Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ Большеустинской ОШ, Шарангского района,

Нижегородской области

Осокина Татьяна Анатольевна





















с.Большое Устинское, 2016

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»

Тип урока – обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании частицы НЕ с глаголами и с глаголами и слов, которые без НЕ не употребляются.

Задачи урока:

  • продолжить формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;

  • совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.

  • продолжить работу по формированию умения работать в группах.

  • развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;

  • продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки;

  • развивать и обогащать устную и письменную речь;

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока: нахождение глаголов в тексте.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока: правописание частицы НЕ с глаголами, правописание глаголов, которые без НЕ не употребляются. Роль частицы НЕ в речи; раздельное написание частицы НЕ с глаголами; написание глаголов, которые без НЕ не употребляются.

Планируемые результаты:

предметные: уметь правильно писать не с глаголами; знать глаголы, которые без не не употребляются.

метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения, развитие умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые явления, овладеть умением анализировать текст, владеть разными видами чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, обобщать и делать выводы.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедиа презентация, использование электронных образовательных ресурсов – обучающая программа-тренажер «Фраза» по русскому языку.



Ход урока

Организационный момент.

Сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока.

Создание проблемной ситуации.

На доске написано: (слайд № 2)

« Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сегодня надо нам сказать,

Как не с глаголами писать».


Обучающиеся сами формулируют цель и задачи урока (систематизация и обобщение изученного материала, закрепление знаний и умений по правописанию не с глаголами).

Задание направлено на формирование регулятивных (целеполагание), коммуникативных (определение цели), познавательных (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) универсальных учебных действий.

Проверка домашнего задания (дома обучающиеся рисовали портреты глагола, писали сказки о глаголе):

1) защита рисунков;

2) чтение придуманных сказок.

Чтение обучающейся сказки о глаголе, демонстрация рисунков, иллюстрирующих правило.

«Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Глагол говорил: «Люблю». Частица отвечала: «Не люблю». Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

Однажды Не говорит: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может».

Подготовка к обобщению понятий, правил.

Обучающиеся делятся на три группы.

Задания для обучающихся группы «А»: (слайд №3)

Вспомните орфограмму написания не с глаголами; обратите внимание
на слова-исключения. Запишите ответы на карточках.

  • не ? бывать

  • не ? ходить

  • не ? спать

  • не ? писать

  • не ? говорить

  • не ? навидеть

  • не ? годовать

  • не ? доумевать

  • не ? волить

  • не ? взлюбить



Задания для обучающихся группы «В»: (слайд №4)

Задание 1. Подберите однокоренные глаголы к данным существительным. Объясните лексическое значение глаголов.

Неволя - ?

Ненависть -?

Негодование -?

Недоумение - ?

Задание 2. Работая в паре, обучающиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола. (слайд №5)

Недомогать

принуждать что-либо делать против желания

Ненавидеть

болеть

Неволить

испытывать ненависть

Недоумевать

испытывать возмущение, крайнее недовольство

Негодовать

сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело



Задания для обучающихся группы «С»: (Слайд № 6,7,8)

Задание 1. Распределите части пословиц по смыслу.

Слово не воробей:

не поедешь

Не будет хлеба-

вылетит – не поймаешь

Не смажешь колеса-

не будет и обеда

Не посеешь-

не вырубишь топором

Что написано пером,

урожай не соберешь

Хочешь есть калачи-

в лес не ходить

Волков бояться-

не сиди на печи

Задание 2. Ребята, перед вами отрывки из сказок. В одном из них есть глагол, который пишется с не слитно. Найдите и выделите его.

Буратино (не) годовал и возмущался, слушая рассказ папы Карло.

- Ну вот, еще чего (не) хватало!- сказала Алиса себе довольно строго. Нет уж, лучше (не) буду спрашивать.

« Кому нужны книжки без картинок…или хоть стишков, (не) понимаю!»- думала Алиса.



Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (организация и планирование в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение) и познавательных (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.

Обобщение понятий и правил темы, и определение их роли в речи.

Обучающимся предлагается заполнить таблицу « Слитное и раздельное написание не с глаголами» примерами из упражнения № 613, определить место изученного языкового явления в речи.

1.Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не) будет.

2.Где (не) было начала, (не) будет и конца.

3.Дело делать и за себя (не) может, а кричит за всех.

4.Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.

5.Дважды в год лета (не) бывает.

6.Дело лени (не) любит.

7. Без труда (не) проживешь.

8. Кто поздно встает, у того хлеба (не) достает.

«Слитное и раздельное написание не с глаголами»

№ п/п

Глагол без не употребляется (пишется отдельно)

Глагол без не не употребляется (пишется слитно)

1



2



3



4



5



6



7



На этапе проверки обучающиеся доказывают правила выбора слитного и раздельного написания не с глаголами в форме связного монологического ответа, определяют место изученного языкового явления в речи.

Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (владение монологической формой речи при выборе правила), познавательных (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.

Самостоятельная работа.

Комплексный анализ текста (текст распечатан для каждого обучающегося).

Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из них (не) оставлял без ответа. Горький знал: (не) ответить на письмо – значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой четкий был у него почерк. А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то (не) бережешь время того, кому ты пишешь, (не) щадишь глаза читающего. ( По А.А. Дорохову)

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст изучающим чтением.

  2. Докажите, что это текст.

  3. Определите его тему и основную мысль.

  4. Объясните выделение второй части в абзац.

  5. Укажите предложение, в котором выражено авторское отношение к написанному.

  6. Выпишите из предложений глаголы с частицей не.

На данном этапе урока проверяются умения учащихся находить изученное языковое явление в тексте.

Задания направлены на формирование регулятивных (составление плана и последовательности действий), коммуникативных (овладение средствами решения коммуникативных задач) и познавательных (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текста, переработка и структурирование информации, умение находить изученное языковое явление в тексте) универсальных учебных действий.

Работа на закрепление изученного материала с использованием обучающей программы – тренажёр «Фраза». Обучающиеся выполняют упражнения по написанию не с глаголами и проверяют свои знания. (слайд № 9)

Подведение итогов урока. ( Слайд № 10)

Учитель: Ребята, научились ли мы правильно писать частицу не с глаголами? Значимы ли те знания, которые мы приобрели в ходе урока?

- Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Встаньте те, кто считает, что решил поставленную задачу.

Учащиеся отвечают на вопросы и сами делают вывод.

Таким образом, мы подведём итог той работе, которую мы проделали и пришли к выводу, что слитное и раздельное написание не с глаголами является важным языковым явлением в речи.

На этом этапе урока у обучающихся формируются регулятивные (оценивание обучающимися своей деятельности), познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка действий) универсальные учебные действия.

Задание на дом.

Подготовиться к уроку развития речи, к написанию сочинения. Записать предложения на тему « Настоящий друг», используя глаголы с не, например: (не) бросит, (не) забудет, (не) подведет, (не) жалеет, (не) льстит.

Оценивание. Рефлексия.

- Вспомните, как оценивали себя на протяжении всего урока после каждого задания, подведите итог и оцените себя за весь урок.

- Какой момент урока, на ваш взгляд, наиболее яркий, удачный?



Литература

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений

/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.- М.: Просвещение, 2011.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.- М.: Дрофа, 2009.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка для обучающихся с ОВЗ

Автор: Осокина Татьяна Анатольевна

Дата: 14.04.2017

Номер свидетельства: 409153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока на тему "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_odushevlionnye_i_neodushevlionnye_imena_sushchestvitelnye"
    ["file_id"] => string(6) "500620"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550635291"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса "Парные согласные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dlia_obuchaiushchikhsia_3_klassa_parnye_soglas"
    ["file_id"] => string(6) "652818"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1718352425"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по русскому языку на тему "Различение звуков д-т"
    ["seo_title"] => string(64) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_razlichenie_zvukov_d_t"
    ["file_id"] => string(6) "565325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1606990030"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства