Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для обучающихся с ОВЗ»
Конспект урока русского языка в 5 классе
по теме « Слитное и раздельное написание не с глаголами»
с использованием ИКТ
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большеустинской ОШ, Шарангского района,
Нижегородской области
Осокина Татьяна Анатольевна
с.Большое Устинское, 2016
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»
Тип урока – обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании частицы НЕ с глаголами и с глаголами и слов, которые без НЕ не употребляются.
Задачи урока:
продолжить формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;
совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.
продолжить работу по формированию умения работать в группах.
развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;
продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки;
развивать и обогащать устную и письменную речь;
воспитывать интерес к русскому языку.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока: нахождение глаголов в тексте.
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока: правописание частицы НЕ с глаголами, правописание глаголов, которые без НЕ не употребляются. Роль частицы НЕ в речи; раздельное написание частицы НЕ с глаголами; написание глаголов, которые без НЕ не употребляются.
Планируемые результаты:
предметные: уметь правильно писать не с глаголами; знать глаголы, которые без не не употребляются.
метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения, развитие умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые явления, овладеть умением анализировать текст, владеть разными видами чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, обобщать и делать выводы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедиа презентация, использование электронных образовательных ресурсов – обучающая программа-тренажер «Фраза» по русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
Сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока.
Создание проблемной ситуации.
На доске написано: (слайд № 2)
« Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сегодня надо нам сказать,
Как не с глаголами писать».
Обучающиеся сами формулируют цель и задачи урока (систематизация и обобщение изученного материала, закрепление знаний и умений по правописанию не с глаголами).
Задание направлено на формирование регулятивных (целеполагание), коммуникативных (определение цели), познавательных (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) универсальных учебных действий.
«Гордую и упрямую частицу Неполюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Глагол говорил: «Люблю». Частица отвечала: «Не люблю». Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.
Однажды Неговорит: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может».
Подготовка к обобщению понятий, правил.
Обучающиеся делятся на три группы.
Задания для обучающихся группы «А»: (слайд №3)
Вспомните орфограмму написания не с глаголами; обратите внимание на слова-исключения. Запишите ответы на карточках.
не ? бывать
не ? ходить
не ? спать
не ? писать
не ? говорить
не ? навидеть
не ? годовать
не ? доумевать
не ? волить
не ? взлюбить
Задания для обучающихся группы «В»: (слайд №4)
Задание 1. Подберите однокоренные глаголы к данным существительным. Объясните лексическое значение глаголов.
Неволя - ?
Ненависть -?
Негодование -?
Недоумение - ?
Задание 2. Работая в паре, обучающиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола. (слайд №5)
Недомогать
принуждать что-либо делать против желания
Ненавидеть
болеть
Неволить
испытывать ненависть
Недоумевать
испытывать возмущение, крайнее недовольство
Негодовать
сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело
Задания для обучающихся группы «С»: (Слайд № 6,7,8)
Задание 1. Распределите части пословиц по смыслу.
Слово не воробей:
не поедешь
Не будет хлеба-
вылетит – не поймаешь
Не смажешь колеса-
не будет и обеда
Не посеешь-
не вырубишь топором
Что написано пером,
урожай не соберешь
Хочешь есть калачи-
в лес не ходить
Волков бояться-
не сиди на печи
Задание 2. Ребята, перед вами отрывки из сказок. В одном из них есть глагол, который пишется с не слитно. Найдите и выделите его.
Буратино (не) годовал и возмущался, слушая рассказ папы Карло.
- Ну вот, еще чего (не) хватало!- сказала Алиса себе довольно строго. Нет уж, лучше (не) буду спрашивать.
« Кому нужны книжки без картинок…или хоть стишков, (не) понимаю!»- думала Алиса.
Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (организация и планирование в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение) и познавательных (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.
Обобщение понятий и правил темы, и определение их роли в речи.
Обучающимся предлагается заполнить таблицу « Слитное и раздельное написание не с глаголами» примерами из упражнения № 613, определить место изученного языкового явления в речи.
1.Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не) будет.
2.Где (не) было начала, (не) будет и конца.
3.Дело делать и за себя (не) может, а кричит за всех.
4.Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.
5.Дважды в год лета (не) бывает.
6.Дело лени (не) любит.
7. Без труда (не) проживешь.
8. Кто поздно встает, у того хлеба (не) достает.
«Слитное и раздельное написание не с глаголами»
№ п/п
Глагол без не употребляется (пишется отдельно)
Глагол без не не употребляется (пишется слитно)
1
2
3
4
5
6
7
На этапе проверки обучающиеся доказывают правила выбора слитного и раздельного написания не с глаголами в форме связного монологического ответа, определяют место изученного языкового явления в речи.
Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (владение монологической формой речи при выборе правила), познавательных (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.
Самостоятельная работа.
Комплексный анализ текста (текст распечатан для каждого обучающегося).
Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из них (не) оставлял без ответа. Горький знал: (не) ответить на письмо – значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой четкий был у него почерк. А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то (не) бережешь время того, кому ты пишешь, (не) щадишь глаза читающего. ( По А.А. Дорохову)
Задания к тексту:
Прочитайте текст изучающим чтением.
Докажите, что это текст.
Определите его тему и основную мысль.
Объясните выделение второй части в абзац.
Укажите предложение, в котором выражено авторское отношение к написанному.
Выпишите из предложений глаголы с частицей не.
На данном этапе урока проверяются умения учащихся находить изученное языковое явление в тексте.
Задания направлены на формирование регулятивных (составление плана и последовательности действий), коммуникативных (овладение средствами решения коммуникативных задач) и познавательных (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текста, переработка и структурирование информации, умение находить изученное языковое явление в тексте) универсальных учебных действий.
Работа на закрепление изученного материала с использованием обучающей программы – тренажёр «Фраза». Обучающиеся выполняют упражнения по написанию не с глаголами и проверяют свои знания. (слайд № 9)
Подведение итогов урока. ( Слайд № 10)
Учитель: Ребята, научились ли мы правильно писать частицу не с глаголами? Значимы ли те знания, которые мы приобрели в ходе урока?
- Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Встаньте те, кто считает, что решил поставленную задачу.
Учащиеся отвечают на вопросы и сами делают вывод.
Таким образом, мы подведём итог той работе, которую мы проделали и пришли к выводу, что слитное и раздельное написание не с глаголами является важным языковым явлением в речи.
На этом этапе урока у обучающихся формируются регулятивные (оценивание обучающимися своей деятельности), познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка действий) универсальные учебные действия.
Задание на дом.
Подготовиться к уроку развития речи, к написанию сочинения. Записать предложения на тему « Настоящий друг», используя глаголы с не, например: (не) бросит, (не) забудет, (не) подведет, (не) жалеет, (не) льстит.
Оценивание. Рефлексия.
- Вспомните, как оценивали себя на протяжении всего урока после каждого задания, подведите итог и оцените себя за весь урок.
- Какой момент урока, на ваш взгляд, наиболее яркий, удачный?
Литература
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений
/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.- М.: Просвещение, 2011.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.- М.: Дрофа, 2009.