У.: Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).
У.: Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).
У.: на минутке чистописания мы уделим внимание буквосочетаниям ешь и ишь.
4.Словарно-орфографическая работа (задание раздается каждой группе на карточке)
У.: Ребята, в каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму. О)ч(е,и)сло, П)п(е,и)вец, Р) с(е,и)няк; М)о вещ(и,е), Н)о мыш(и,е), О)о дружб(и,е);
У.: В какой строке вы затруднились найти лишнее слово? Почему? (в последней, нам не хватает знаний). Где находится гласная, которая требует проверки? (в окончании глагола). Назовите орфограмму, которая соответствует каждой строке. Как проверить написание гласных в словах?
Из букв, которые стоят перед «лишними» словами, составьте слово. (победа) Образуйте от него глагол (победить). Измените глагол по временам. Что для этого надо знать? (вид глагола). Какого времени не будет у данного глагола? Поставьте этот глагол в форму 1 лица ед. числа будущего времени. (невозможно) Да, это невозможно. Этот глагол не имеет данной формы. Поэтому употребляется в выражении – одержу победу. Составьте с данным выражением предложение. Выделите все известные вам орфограммы.
5.Изучение нового материала
Учитель: Как изменяются глаголы? Как одним словом можно назвать изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение) В каком времени глаголы не будут спрягаться? Почему?
Проспрягайте глаголы спасти и лететь. Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этих глаголов. Сравните окончания первого и второго глагола? Выпишите только окончания глаголов в два столбика. Что вы заметили?
Действительно, глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям. (Слайд)
Составим памятку. Читаем правило в учебнике.
У.: У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию.
6. Физкультминутка.
А теперь отдохнём! Какого спряжения этот глагол? Следите за точкой на экране глазами.
У.: Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, приседают ученики первого ряда. Если произнесу глагол II спряжения, приседают ученики второго ряда. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.
У.: А теперь задание для закрепления. Работа в парах. Распределите слова в два столбика. Что нужно для этого знать?
8.Работа по дальнейшему углублению знаний
У.: Прочитайте предложения. К какому жанру УНТ можно отнести эти высказывания? Выпишите только глаголы. Определите время, число, лицо и спряжение глаголов. Разберите их по составу.
Тише едешь, дальше будешь.
Поспешишь, людей насмешишь.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Волка ноги кормят.
Без беды друга не узнаешь.
Аппетит приходит во время еды.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Диктант: (запись предложений, выделение грамматических основ, определение грамматических признаков глаголов)
Наступают теплые весенние деньки. Уже жужжат беспокойные пчелы. Над землёй3 кружит первая бабочка. Вы сидите и смотрите в окно. Тёплый луч солнца заглядывает в вашу комнату4. Всё громче по утрам щебечут воробьи. На деревьях набухают почки. Снег стремительно тает1. Уже скоро мы будем радоваться2 первым листочкам.
9.Итоговая рефлексия
У.: Давайте подведем итоги нашего урока.
– Над какой темой работали? – На какие группы делятся глаголы? – Каковы характерные признаки этих групп? – Как определить спряжение глагола? – Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов? – Интересно было на уроке? – Какое задание вызвало затруднение? – А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше? – А сейчас оцените свою работу на уроке. (гора)