Урок развития речи в 7 классе 1
Учитель русского языка Криворожской общеобразовательной
ш колы І-ІІІ степенем № 102 Лысяква Тамара Николаевна,
старший учитель, специалист высшей категории
Тема : Морская стихия. Урок развития речи.
Цели: - Учить передавать состояние природы, используя различные средства
языка;
- воспитывать интерес к различным произведениям искусства;
- развивать умение свободо высказываться по поводу увиденного.
Оборудование:
Мультимедийная презентация «Морская стихия» №1, № 2, плакат с
высказываниями
Тип: Формирование речевых учений
План.
Презентация Учитель: Сегодня мы говорим…
«Морская (виды моря, шум моря, морская стихия…)
стихия»-1 Описание моря – зто вид пейзажей.
Слайд1 Пейзаж – это отражение состояния природы в искусстве
Плакат Маринист
Марины
Мариниана
Презентация
«Морская
Стихия»-2
Слайд 4 Главное очарование моря заключалось.. (Закончите мысль,
расставьте знаки препинания, вставьте буквы)
слайд 5 Какие картины моря вы храните в своей памяти (живые,
пейзажные или созданные писателями и художниками)
слайд 6 Портрет Айвазовского (работа по слайдам с наслоением картин,
домашнее задание выполняла творческая группа)
Опорный материал: Феодосия с 16 лет в Петербурге, 2
академия художеств. Картины на выставках. Посетил Италию и
другие страны.
Море давало ему смену впечатлений. Написал около 6 тысяч
картин. Работал даже в день своей смерти. Он писал по памяти.
Всё, что изображал, он увидел в действительности.
Его привлекало движение живых стихий.
Работа «Цветные» прилагательные, характеризующие море:
со словарём прозрачное, тёмно-синее, сине-зелёное, свинцовое, чёрное,
Тетрадь сверкающее.
Глаголы: падали, поднимались, распадались, ухали, бились…
Коллективная Словосочетания, характеризующие звук моря, мощь, силу:
работа Грозно гудело, торжественный покой, мощная сила, гармония
звуков, свободная стихия, бескрайние просторы, бегущие волны,
огромное море, безбрежный океан, рассыпались брызгами,
яростно рычало, рёв прибоя…
слайды Описание моря в шторм и штиль
19,20 А) море в штиль: « Море дышало солёным ароматом и ласково
звучало… Море, отражая огни фонарей, было усеяно массой
жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате.» М. Горький
«Волны белыми барашками мчались из туманной дали и обливали
прибрежный песок…А с моря вместе с волнами дул ветер и нёс с
собой приятный запах морской воды.» Ф. Гладков
«Передо мной раскинулось огромное море. Вдали оно тёмно-синее,
а вблизи зеленоватое. По морю бегут на волнах белые барашки.
Море всегда хранит тайны.
Вдали в закате солнца алеет парус. Вблизи под скалой острые
скалы. Море бьётся о скалы… Вверху над морем парят чайки.»
В. Катаев
«…Лёгкий ветер приносит с моря еле заметный запах водорослей.
Небо из вечернего, жёлто-золотого, стало тёмно-синим, 3
и в нём зажглись неяркие далёкие звёзды… Чувство чего-то
большого и хорошего охватило меня. В нескольких милях за
кормой лежало море. Море незнакомое и долгожданное, как же мы
встретимся с тобой? Ю. Клименченко
Б) Море в шторм: «Солнце с утра поднялось зловеще-багровым,
словно докрасна накалённое ядро, шаром, предвещая непогоду.
Попутный ветер, задувший было сначала, засвежел и с каждым
порывом становился всё упорнее, настойчивее и словно
нетерпеливее… начался шторм с ливнем. Огромные, как горы
волны, высоко поднимали свой белый гребень, вырастая и рушась,
как прозрачные, бурливые, клокочущие живые стены. Они
распадались и падали с шумящим, стонущим гулом… Резкий свист
ветра не давал отдыхать уху. Погода разыгралась.
Волны… поднимались выше прежнего и…ухнув, разом
вырастали, сломившись, упадали с размаха и били с шумом палубу,
рассыпаясь по ней пеной, брызгами, ручьями и каскадами, и
обдавали своей едкою, крепкою солёною водой всё, что попадалось
им.» М. Волконский
«Море медленно уходило прочь от берега, яростно дыша и оставляя
обнажённое дно, покрытое водорослями, грязной пеной и
копошащейся морской мелкотой…» Г. Гребнев
Слайды Выбор описания по слайдам.
Запись описания в тетрадь.
Слова- * Мне нравится море…
помощники * Утро после…лучи солнца осветили…океан и…
(доска) * Бушует грозная…стихия
* Море дышало ароматом…
* Волны белыми барашками…
* Я любуюсь… Я восторгаюсь…
* Передо мной раскинулось… 4
* Хочется мне поделиться увиденным…
* Впечатление ошеломляющее…
Д/З. Написать этюд «Морская стихия».