kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте постаралась провести подготовку учащихся к региональному экзамену.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 8 классе»

Урок № ____ Дата проведения: ______________________

Тема: Безличные предложения.

Цели:

Продолжать закреплять умения определять вид односоставных предложений.

Научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.

Использовать воспитательный потенциал текстов М.Ю.Лермонтова при формировании понятия о безличных предложениях.

Продолжить подготовку к РЭ;

Задачи:

Образовательная:

Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

Употреблять безличные предложения;

Развивающая:

Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

Воспитывающая:

Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы.



Ход урока


  1. Организационный этап.


Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговаривать об односоставных предложениях. Пришла очередь рассмотреть безличные предложения. Мы постараемся увидеть и почувствовать, как и для чего употребляются безличные предложения в речи.

Говоря о безличных предложениях, мы рассмотрим, как они используются в творчестве известного писателя, имя которого вы сами назовёте мне чуть позднее.

2. Актуализация ранее изученного материала.

1) Продолжите мои высказывания:

  1. Предложения по количеству грамматических основ делятся на…(односоставные и двусоставные)

  2. Односоставные предложения делятся на… (назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные)

  3. Назывные предложения – это …

  4. Определённо-личные предложения – это…

  5. Неопределённо-личные предложения – это



2)

- Посмотрите на листочки и выпишите односоставные предложения, выделите в них грамматическую основу, определите их вид.

- Давайте ещё раз внимательно посмотрим на строчки, написанные на листах и попробуем догадаться, о каком писателе сегодня пойдёт речь.

Конечно, сегодня мы поговорим о творчестве М.Ю.Лермонтова и посмотрим, как писатель использовал безличные предложения в своих произведениях.

Тренировочные задания для подготовки к РЭ.

1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Студент отвечал, (НЕ)СМОТРЯ в свои записи.

Блеск металла был (НЕ)СЕРЕБРЯНЫЙ, а совсем особенный.

Это была ничем (НЕ)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ картина.

Книга (НЕ)БОЛЬШАЯ, а интересная.

Погода была солнечная, тёплая (НЕ)ПО-ОСЕННЕМУ.

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других знаков препинания.

Приходилось следить (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) выдерживать определённую дистанцию.

Бедному псу, (ПО)ВИДИМОМУ, ТО(ЖЕ) становилось страшно.

ЧТО(БЫ) почитать, ЧТО(БЫ) больше знать об истории Рима.

(ЗА)ЧЕМ пойдёшь, ТО(И) найдёшь.

(ОТ)ЧЕГО лентяй гладок? (ОТ)ТОГО, что на отдых падок.

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.

Над койкой, застеле(1)ой шерстя(2)ым одеялом, висела картина, изображавшая ветря(3)ую мельницу под соломе(4)ой крышей.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Прощай обжитый дом и многотрудное любимое дело и сама жизнь.

2. И вот за иллюминатором гладь моря и волны тяжело и равномерно вздымают корабль.

3. Недавно я прошёл знакомым переулком и не узнал знакомых мест.

4. Когда-то здесь хранились не только книги но и древние рукописи.


  1. Изучение нового материала.


  1. Итак, во-первых, необходимо выяснить, какие односоставные предложения называются безличными. Я прочитаю небольшой отрывок из воспоминаний критика о личности Лермонтова.

«Я был… у Лермонтова и попал очень удачно. У него никого не было. Ну, батюшка, в первый раз я видел этого человека настоящим человеком!!!...Первые минуты мне было неловко, а потом у нас завязался какой-то разговор об английской литературе и Вальтере Скотте…Я смотрел на него – и не верил ни глазам своим, ни ушам. Лицо у него приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собою… В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть. Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке. Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём!

Мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлаждённом и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».

- Как вы думаете, как В.Г.Белинский относится к Лермонтову?

-Какие достоинства открыл критик в Лермонтове, когда познакомился с ним поближе?

Давайте посмотрим на отрывок из высказывания В.Г.Белинского о личности Лермонтова.

- Выделите, пожалуйста, грамматические основы предложения. Какое оно?

- Называется ли тот, кто производит действие в этом односоставном предложении? Можем ли мы восстановить подлежащее?

Итак, вы, наверно, догадались, что перед вами безличное предложение. Давайте попробуем сформулировать, что же такое безличное предложение.


  1. А теперь откроем тетради для правил и запишем правило: Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, к-рое представлено без участия грамматического субъекта действия (подлежащего).

Посмотрим на то, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении.

запишем это в тетради для правил.



  1. Закрепление нового материала.

Безличные предложения часто употребляются в художественной речи, потому что они придают речи выразительность, лаконичную форму обозначения состояний природы и человека, передают личное восприятие действительности. Сейчас вы запишите и разберёте несколько предложений из лирических произведений М.Ю.Лермонтова и, надеюсь, увидите, сколько искренности и красоты в этих предложениях.


  1. Работа у доски


А) И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…


Б) И верится, и плачется,

И так легко, легко.


В) Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...


Работа в группах.

  1. группа. Выбрать текст, содержащий только односоставные определённо-личные предложения.

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

С.Есенин

2 группа. Выбрать текст, содержащий односоставные неопределённо-личные предложения.



Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.

А.С.Пушкин



  1. группа. Выбрать текст, содержащий только односоставные обобщённо-личные предложения.



В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь.

Н.Сладков

Индивидуальные карточки для учащихся.



  1. Подведение итогов урока.

-Что нового вы узнали?

Что вам показалось интересным?

-Что вызвало у вас затруднение?


  1. Домашнее задание


  1. П.35 упр.199, 203

  2. Творческое задание (сочинение по впечатлениям от одной из картин М.Ю.Лермонтова с использованием безличных предложений).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 8 классе

Автор: Кислинская Юлия Геннадьевна

Дата: 03.02.2017

Номер свидетельства: 387465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства