I.Актуализация знаний: | - Здравствуйте, ребята! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Я рада вас видеть здоровыми, бодрыми и в хорошем настроении. Я надеюсь, вы сегодня порадуете не только меня, но и себя и наших гостей. Задание 1. Словарная работа. - Из орфографического словаря в учебнике (стр.152) выпишите пожалуйста слова: 1-й ряд – отвечающие на вопросы сколько? который? 2-й ряд - отвечающие на вопросы где? когда? как? откуда? куда? 3-й ряд – отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? - Скажите, а чем отличаются данные слова? |
- Дети выписывают слова в тетрадь. - Они отвечают на разные вопросы и являются разными частями речи. |
II.Тема и цели урока (стадия «вызова» по ТРКМ): | - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить дальше? Сформулируйте тему урока. На доску прикрепляется табличка с темой урока. - А тема для вас новая? - Да, вы правы. Наши последние уроки мы посвящаем повторению того, что учили в течение года. - Поставьте учебные задачи. В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач. - Давайте вспомним, на какие группы делятся части речи? - Назовите самостоятельные и служебные части речи.
Задание №2. «Письма загадки». - Ребята, я вам приготовила загадки о частях речи. Каждая группа получит загадку, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. План выступления. Часть речи. Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Морфологические признаки. 1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я? - Какие морфологические признаки у имени существительного?
2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. Узнали меня? - Какие морфологические признаки у имени прилагательного?
3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Узнали меня? - Какие морфологические признаки у глагола?
4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Узнали меня? 5. Я о себе такого мненья -огромна роль моя: Я делу отдаюсь сполна. Я заменяю имена. Я заменяю известную часть речи. Узнали меня? - Какие морфологические признаки у местоимения? | - О разных частях речи. - Нет, мы уже ее изучали. - Учащиеся формулируют задачи урока. - Самостоятельные и служебные - Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное - Предлог, союз, частица. - Дети читают, обсуждают и приходят к выводу, какая это часть речи. - Имя существительное. - Имеет постоянные признаки (одуш. – неодуш., род, склонение),изменяется по числам и падежам. - Имя прилагательное. - Род, число, падеж - Глагол. - Время, лицо, число, (род в прошед. вр.) - Предлог. - Местоимение. - Род, число, падеж. |
III Наблюдение и осмысление: | Задание №3. - А теперь выполните самостоятельно упражнение №296 в учебнике на стр.135 . Выполните дополнительные грамматические задания по степени сложности. Легкая (зеленый) – задание по учебнику. Средняя (желтый) - задание по учебнику + составить предложение со словами из упражнения и над каждым словом указать часть речи. Повышенной сложности (красная) - задание по учебнику + морфологический разбор 2-х любых частей речи. Учитель проверяет выполненное задание у нескольких учащихся. Задание №4 (устно в парах) - Выполните устно упражнение В1 в дидактических материалах на стр.65 . - А теперь в составленных пословицах найдите и выпишите в три столбика части речи: существительное, глагол, наречие. | - Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по учебнику, взаимопроверка.
- Работа учащихся в парах устно по дидактическим материалам, составление пословиц и объяснение их смысла, взаимопроверка. - Учащиеся работают в тетрадях, затем зачитывают записанные столбцы с частями речи. |
IV. Рефлексия: | Задание №5. «Веришь - не веришь». 1.Имя существительное имеет спряжение (нет) 2.Имя прилагательное обозначает признак предмета (да) 3.Предлог это самостоятельная часть речи (нет) 4.Имя числительное отвечает на вопрос который? (да) 5.Глагол имеет склонения (нет)
Давайте подведем итог. - Над какой темой работали? - Какую учебную задачу ставили? - Продолжите предложения: - больше всего мне понравилось… - самым интересным на уроке было… - эти знания мне пригодятся… - Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках продолжим эту работу. | - Ученики быстренько отмечают правильные ответы, затем меняются друг с другом и проверяют по ключу тесты соседа, выставляют оценки.
Дети отвечают на вопросы учителя, подводятся итоги урока. |