Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"»
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Имя существительное
Цель:
обобщение знаний учащихся об имени существительном, повторение грамматических признаков имени существительного, закрепление правописания падежных окончаний;
развитие логического мышления, речи, фантазии, внимательности, развитие способностей к продуктивной самостоятельной работе;
воспитание взаимоуважения, трудолюбия, инициативы и активности, привитие интереса к предмету.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк урок Начинаем наш урок Все друг к другу повернитесь
Улыбнитесь мне, гостям Мило, дружно улыбнитесь. И садитесь по местам.
Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного.
Сегодня на уроке мы начнем работу с прекрасной пословицы: Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Слайд.
Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей. Урок пройдет в форме устного журнала. А как называется журнал вы узнаете немного позже.
Вы любите читать журналы? Что вы читаете?
2. Повторение пройденного материала
Чтоб урок прошел прекрасно, Отвечаем четко, ясно.
Слайд.
— Из чего состоит речь?
— Из чего состоят предложения?
— Какие части речи знаем?
— Что такое имя существительное?
— Что называется именем прилагательным?
— Что называется глаголом?
Отгадайте:
О какой части речи говорится?
Давно живу я в мире Даю названия предметам.
(Имя существительное)
Наш журнал называется…«Город Существительных». Слайд.
3. Целеполагание и мотивация
На каждой страничке нас ждут интересные задания, хитрые вопросы. От вас требуется быстрота и правильность выполнения заданий. За урок вы должны набрать, как можно, больше баллов. Баллы заносим в оценочный лист.
1 страница. Моя Родина. Слайд.
Беседа.
— Какой праздник приближается? (День Независимости)
— Как мы встречаем праздник?
Минутка чистописания
Слайд.
Родная земля! Молодая и древняя, Пою о тебе и тобою живу.
Игра: «Четвертый лишний»
Слайд.
Тетрадь лошадь бежать стол
Кровать книга стул красивый
Зеркало стекло читать компьютер
Что обозначают слова? К какой части речи относятся?
2 страница (разделена на 2 части: иллюстрации одушевленных и неодушевленных имен существительных)
Слайд
Почему страничка разделена?
Какие существительные называются одушевленными?
Какие называются неодушевленными?
Выборочное письмо. Слуховое восприятие текстов.
Задание: Выписать одушевленные имена существительные.
1. Ёжики живут в чулане. Мышки скачут по поляне. В камыши залез зайчонок — Напугал его щурёнок.
2. Вдоль по берегу тайком Крался кот за окуньком Из глубин поднялся сом Наподдал коту хвостом.
Самопроверка по слайду
3 страница. Закончите предложение
«Имя существительное изменяется по…. (числам).»
Слайд.
Правила. Примеры.
Работа в группе. Продолжите запись. «Кто быстрее?»
(Одному ряду выдается карточка, на которой столбиком написаны существительные во множественном числе, другому -в единственном числе). По цепочке передаем и ставим в другом числе.
На какие группы делятся существительные по типам склонения?
Слайд
1 скл.
2 скл.
3 скл.
М.р -а,-я
-м.р.-
ж.р.-Ь
Ж.р.-а,-я
ср.р. -о,-е
Привести примеры имен существительных.
Самопроверка. (наложением)
Самооценка.
Для чего надо знать склонение и падежи?
Просклонять слова. (3 ученика у доски)
Книга друг мышь
Работа в парах. (на карточке ответ соседа)
Вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных, укажите падеж и склонение.
Карточка 1 вариант
На белой скатерт. снегов видны следы рыс… От елки (1скл.,Р.п.) к елке (1скл.,Д.п.) прыгает шустрая белка.
На берез. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле (1скл., Д.п.) от такой тяжести (3скл.,Р.п.)
Карточка 2 вариант
На белой скатерти (3скл.,П.п.) снегов видны следы рыси (3скл.,Р.п.). От елк. к елк. прыгает шустрая белка.
На березе (1скл.,П.п.) лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл… от такой тяжест…
Взаимопроверка. Оценивание.
«Минутка для шутки»
Каких правил не знает Петя Неумейкин?
Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре, Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне А вернее я и ты Без кашна и без пальты.
Страница 7. «Неизменяемые имена существительные»;
Слайд.
Просклонять слово пальто (устно)
Я купил…. Мне понравилось…. Миша пришел в…
Игра «Эрудит»
1. Комиссия, которая решает вопросы о присуждении премии. 2. Кушанье из протёртых овощей. 3. Ансамбль из трёх музыкантов. 4. Подземная железная дорога. 5. Мастерская по пошиву одежды.
1. Урок прошел __________ 2. Мы на уроке ________________________________________ 3. За урок я ______________________________________.
Чем являются имена существительные в предложении?
Творческая работа. Домашняя работа
Изобразить город существительных в схеме, рисунке так, чтобы все правила были отображены в вашей работе.
Оценка за урок.
Буквенный диктант
1. Часть компьютера. М 2. Она похожа на пчелу, но мёд не дает. О 3. Висит груша, нельзя скушать. Л 4. Они и кучерявые, целые, дырявые, легкие, воздушные, ветерку послушные. О 5. Как называется время суток между утром и вечером. Д 6. Герой сказки который поймал щуку. Е 7. Именно там выступают клоуны и дрессировщики. Ц
Подсчет баллов.
Прекрасные знания сегодня показали…….
Рефлексия. Отметьте своё настроение.
Если вам было на уроке тепло и уютно, то понравившуюся звездочку прикрепите к солнышку.