Конспект урока по русскому языку по теме "Что такое распространённое и нераспространённое предложение?"
Конспект урока по русскому языку по теме "Что такое распространённое и нераспространённое предложение?"
Учащиеся научатся различать и находить в тексте главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, находить второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Что такое распространённое и нераспространённое предложение?"»
Тема: Что такое распространенное и нераспространенное предложения?
Цели: познакомить с понятиями распространенное и нераспространенное предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и находить в тексте главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, находить второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки для рефлексии, лента «светофор».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
- Отгадайте загадки, напишите отгадки.
По небу оравою
Бегут мешки дырявые.
И бывает иногда,
Из мешков течет вода. (Туча)
К розе не пускают,
От всех ее защищают. (Шипы)
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
Он высокий и пятнистый,
С длинной, длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф)
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки. (Чучело)
- Найдите в словах орфограммы и подчеркните их.
- Какими правилами пользовались для написания этих слов? (ЖИ-ШИ пиши с буквой И. ЧА-ЩА пиши с буквой А. ЧУ-ЩУ пиши с буквой У)
Самоопределение к деятельности.
- Запишите предложение: «Щука дремлет».
- Объясните значение слова дремлет. (Дремать – некрепко спать, быть в состоянии полусна)
- Найдите в предложении подлежащее и сказуемое.
- Добавьте второстепенные члены предложения, чтобы было понятно, где дремлет щука ( Щука дремлет на дне реки)
- Чем отличаются эти два предложения? (Одно состоит только из основы, а другое – из основы и второстепенных членов предложения)
Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 35, прочитайте тему урока. (Что такое распространенные и нераспространенные предложения?)
Упр. 39 (с. 35)
- Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Утро)
- На какие две группы можно разделить все предложения в тексте? (1 – предложения, состоящие только из основы; 2 – предложения, состоящие из основы и второстепенных членов предложения)
- Запишите предложения, состоящие только из основы. (Дети самостоятельно выписывают эти предложения)
- Прочитайте правило и скажите, как называются предложения, которые вы выписали. (Нераспространенные, потому что они состоят только из основы)
- Как называются предложения, которые вы не выписали? (Распространенные, потому что в них, кроме основы, есть второстепенные члены предложения)
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала
Упр. 40 (с. 35)
- Прочитайте запись. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет, слова не связаны по смыслу)
- Составьте из слов нераспространенное предложение (Лисятки играют)
- Составьте распространенное предложение (Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки)
- Запишите распространенное предложение. Подчеркните основу предложения.
- Какое из записанных предложений вам нравится больше?
Упр. 41 (с. 36)
(Фронтальная работа)
- Самостоятельно дополните любое предложение, чтобы оно стало распространенным, и запишите его. Если не знаете, как написать слово, спросите у учителя.
- Прочитайте предложение, которое вы написали. (Несколько учащихся зачитывают свои варианты)
Рефлексия.
- Я читаю предложения; если вы считаете, что оно распространенное, то ставите букву Р, нераспространенное – Н.
Пришла весна.
Распустились первые цветы.
Это смелые подснежники выглянули из-под снега.
Мерзнут подснежники.
Они рады весеннему свету.
Ответ: Н, Р, Р, Н, Р.
(Самопроверка (сверка с образцом на доске), самооценка с помощью «светофора»)
Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие предложения называются распространенными?
- Какие предложения называются нераспространенными?
- Для чего нужно уметь составлять распространенные предложения?
Домашнее задание.
Выполнить упр. 42 (с. 36)
Программный уровень. Дополнить предложение второстепенными членами письменно.