Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Имя числительное 4 класс"»
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя числительное"
Цели урока:
Продолжить знакомство с именем числительным как частью речи; познакомить с образованием порядковых и количественных числительных, с их использованием в речи. Научить использовать имена числительные в речи;
- Прочитайте пословицы. Объясните их значение. Спишите.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Одна голова хорошо, а две лучше.
2. Актуализация опорных знаний.
а) Введение в тему урока.
На уроках русского языка мы знакомимся с богатством, точностью и выразительностью русского языка. И в этом помогают нам различные слова, которые необходимы человеку для общения.
-На экране вы видите слова детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Внимание.
-Давайте вместе прочитаем их. (читают с учителем хором).
“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной, но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает”. С.Я. Маршак.
-Словами, как говорил Маршак, мы называем все, что нас окружает.
- Убедимся в этом.
-Слушаем мои вопросы и отвечаем на них.
– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?
(Имена существительные)
– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными.
(Глагол)
– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.
(Имя прилагательное)
– А я указываю на предмет, но не называю его.
(Местоимение)
– О местоимении.
Как вы думаете, достаточно ли этих слов для создания всей картины мира?
Дети: нет
-Какая задача стоит перед нами ?(дополнить наш русский язык новой частью речи) - И тему сегодняшнего урока вы назовёте потом.
- Ребята, сегодня на уроке вы сидите необычно, а ………(в группах).
-Давайте вспомним правила работы в группе? (Дети: взаимовыручку, дружбу, уважение к друг другу.)
б) Создание проблемной ситуации. Работа в группах.
Постановка учебной задачи.
Запиши слова по группам.
– Какие слова вы не записали? Что они обозначают?
- Числа.
- Правильно. Так о какой части речи мы сегодня поговорим? Кто попробует назвать тему урока?
(Имена числительные)
- Правильно. Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об именах числительных, а также получим новые знания об этой части речи.
в) Формирование новых знаний.
Знакомство с количественными и порядковыми числительными.
- Итак, что же такое имя числительное?
Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках, фразеологизмах.
Имя числительное самостоятельная часть речи, обладающая, как и другие части речи своими грамматическими признаками.
– Приведите примеры числительных, ответив на вопросы. – Сколько тебе лет? – В каком классе ты учишься? – Сколько учеников в нашем классе? – На каком этаже находится наш класс? – Поставим вопросы к числительным. – Все ли вопросы одинаковы?
- (Нет)
- Правильно. Что же обозначают эти числительные?
- Количество.
- Так как же мы назовём такие числительные?
- Количественные.
- Так какое же правило мы составим?
- Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? – это количественные числительные.
-А теперь все выходим к доске и строимся как на уроке физкультуры в одну шеренгу. Класс, по порядку номеров рассчитайся! (Дети рассчитываются по порядку). На какой вопрос отвечают эти числительные?
- Какой.
-Так что же они указывают?
- Порядок.
-Тогда как мы назовём такие числительные?
- Порядковые.
Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы который? какой? какая? какое? какие? – порядковые числительные.
- Открываем учебники и посмотрим согласны ли авторы учебника с нашим мнением?
Работа с учебником. Чтение правила.
III. Физминутка.
IV. Закрепление изученного материала.
Упражнение 2 (с.194) устно.
Игра «Волшебники»
-Превратите количественные числительные первого десятка в порядковые числительные.
(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)
Составьте 2 предложения с количественными и порядковыми числительными (устно).
Работа по учебнику. Упражнение 3 (с.195)
V. Работа в группах.
(В своей работе учащиеся используют дополнительную литературу, которая лежит на столах: книги с загадками, пословицами, поговорками, фразеологические словари).
1 группа
Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные. Опишите случай, когда можно употребить одну из пословиц.
2 группа
Воспользуйтесь учебниками, найдите и запишите фразеологизмы, в которых употребляются числительные. Объясните их значение.
(В русском языке также встречается немало выражений, которые употребляются в переносном значении. Такими выражениями являются фразеологизмы.)
– Объясните значение следующих фразеологизмов.
Много фразеологизмов, в которых тоже есть числительные.
3 группа
Вспомните загадки, в которых есть числительные.
Отчет групп о проделанной работе.
V. Подведение итогов.
– Что вы узнали об имени числительном. – Как вы считаете, что на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать?
Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Находить количественные и порядковые числительные.
Сегодня на уроке …
я вспомнил …
я повторил …
мне понравилось …
мне было трудно …
- Кому на уроке было всё понятно и интересно, покажите весёлого человечка.
Если были затруднения – грустного. Если с работой вы не справлялись, вам было трудно – плачущего.