Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Имя числительное. 12"»
кАЛинина Нина николаевна, учитель русского языка и литературы
ТЕМА: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
Цель урока: Дать и закрепить понятие «имя числительное»; научить различать числительные по разрядам, выявить особенности склонения некоторых числительных, научить учащихся правильно в зависимости от разряда склонять числительные; закрепить правописание числительных; научить учащихся правильно сочетать собирательные числительные с существительными согласно нормам культуры речи; формировать умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль; воспитывать бережное отношение и уважение к языку.
Учитель: Здравствуйте, дорогие учащиеся, гости нашего урока! Свой урок хочется начать с такого замечательного предложения.
День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России отмечается ежегодно двенадцатого декабря.
Обратите внимание на подчеркнутые слова, какой частью речи оно являются?
Учащиеся: имя числительное.
II Объяснение нового материала:
Числительные — это слова, обозначающие количество, число (сколько?) или порядок предметов при счете (который? какой?): одиннадцать (человек), одиннадцатый (номер).
По значению и грамматическим признакам числительные делятся на количественные (один, десять, двадцать, пять, триста, шестьдесят четыре) и порядковые (первый, десятый, пятый, трехсотый, шестьдесят четвертый).
Разряды количественных числительных
Количественные числительные могут обозначать не только целые, но и дробные числа: две десятых, семь восьмых. Это дробные числительные.
Количественные числительные могут также обозначать количество предметов как одно целое: двое саней, их было четверо, оба (обе). Это собирательные числительные.
По составу числительные делятся на:
а) п р о с т ы е : один, два, пять, сто, сорок, десять, тысяча;
б) с л о ж н ы е : пятьдесят, восемьдесят, девяносто, двести, пятидесятый, трехсотый;
в) составные: двадцать один; пятьсот пятьдесят пять; девяносто третий.
а) с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных: двое мужчин, пятеро детей, трое медвежат;
б) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое ножниц, трое очков;
в) с существительными женского рода — числительное обе: обе девушки.
Склонение числительных
1. При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных п о рядковых числительных — только последнее слово; при склонении дробных числительных — числитель и знаменатель.
И. пятьсот шестьде-
пятьсот шестьде-
пять шестых
сят четыре
сят четвертый
Р. пятисот шестиде-
пятьсот шестьде-
пяти шестых
сяти четырех
сят четвертого
Д. пятистам шести-
пятьсот шестьде-
пяти шестым
десяти четырем
сят четвертому
В. как И.
как И. или Р.
как И.
Т. пятьюстами
пятьсот шестьде-
Пятью шестыми
шестьюдесятью че-
сят четвертым
тырьмя
П. (о) пятистах шес-
(о) пятьсот шесть-
(о) пяти шес-
тидесяти четырех
десят четвертом
тых
Две падежные формы имеют следующие числительные:
И.-В. Полтора, полтораста
Р.п,Д.п,Т.п,П.п: полутора, полутораста.
И.-В.п. сто, сорок, девяносто
Р.п,Д.п,Т.п,П.п: ста, сорока, девяноста.
3. Числительное тысячасклоняется как существительное добыча:
И. тысяча шестьдесят
Р. тысячи шестидесяти
Д. тысяче шестидесяти
В. тысячу шестьдесят
Т. тысячей шестьюдесятью
П. (о) тысяче шестидесяти
Правописание числительных
а) триста, четыреста;
б) сложные порядковые числительные, последней частью которых являются элементы
от 50 до 80, от 500 до 900 — ь пишется в середине слова.
III. Закрепление нового материала:
1) . Веселая разминка
Задание 1. Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме.
1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.) 2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.) 3) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.) 4) Сколько лет в одном веке? (Сто.) 5) Сколько лиц в названии главного города страны? (Столица.) 6) Какое числительное при прибавлении к нему буквы л бывает обеденным (стол); буквы г – кучей сена (стог); буквы н – звуками, издаваемыми от боли (стон); буквы п – командой «остановись» (стоп)? 7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.) 8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.) 9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)
Задание 2. Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.
1) Проверка. 2) Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три.) 3) Сколько слов с удвоенной н? (Одно.) 4) В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три.) 5) В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто.)
Задание 3. Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры:
1) запишите первое числительное в тв. п. (десятью); 2) запишите третье с конца числительное как порядковое (второй); 3) сколько числительных имеют в п. п. в окончании букву м? (об одном); 4) запишите числительные только с одним слогом (два, пять); 5) составьте число из третьей и первой цифры (21) и запишите его в р. п. и тв. п. (двадцати одного; двадцатью одним); 6) сложите все числа и получите сумму (45):
– есть ли здесь числительное с ь? Выделите орфограмму. – каковы особенности склонения числа 40, какие числа склоняются так же? (90, 100); – в какую великую дату прошлого столетия входит число 45? (1945); – что это за дата? – составьте с ней предложение.
(В 1945 году закончилась Вторая мировая война.)
Задание 5. Найдите «третье лишнее»:
а) семьдесят, пятьдесят три, шестнадцать;
б) шестичасовой (прил.), двенадцатый (числ.), сто пятьдесят первый (числ.).
Придумайте и запишите свои варианты.
Задание 6.Из диктуемых мной предложений запишите только числительные в нужной форме. Выделите окончания.
1. За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей. 2. Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. 3. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.
Задание 7. Просклоняйте 354 табуретки.
Задание 8.
3 - три.
Есть у нас 3 сесЗцы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухитрится
Рассказать о троих?
У одной, что в СЗжове,
Над окошком жил сЗж.
Сeчь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
100 - сто.
У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви Не носил никто!
IV. Подведение итогов.
Просмотрите свою классную работу и ответьте, о какой части речи сегодня мы говорили?
это самостоятельная или служебная часть речи? что обозначает? начальная форма? каковы постоянные признаки? Приведите примеры из классной работы. а непостоянные признаки? какие орфограммы с числительными вы знаете? (Правописание ь; окончания числительных.) какова роль числительного в предложении? (Любая.)
СЕЙЧАС ПРОВЕРИМ
V. Домашнее задание: Составьте 10 предложений с числительными, сделайте морфологический разбор 2-3 числительных