kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Имя числительное. 12"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка полезна для обобщения данной темы или подготовки к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Имя числительное. 12"»


кАЛинина Нина николаевна, учитель русского языка и литературы


ТЕМА: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»


Цель урока: Дать и закрепить понятие «имя числительное»; научить различать числительные по разрядам, выявить особенности склонения некоторых числительных, научить учащихся правильно в зависимости от разряда склонять числительные; закрепить правописание числительных; научить учащихся правильно сочетать собирательные числительные с существительными согласно нормам культуры речи; формировать умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль; воспитывать бережное отношение и уважение к языку.


Оборудование: таблицы, проектор , ребусы, учебные принадлежности, учебники.

Ход урока:

I. Орг. момент

Учитель: Здравствуйте, дорогие учащиеся, гости нашего урока! Свой урок хочется начать с такого замечательного предложения.

День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России отмечается ежегодно двенадцатого декабря.

Обратите внимание на подчеркнутые слова, какой частью речи оно являются?

Учащиеся: имя числительное.

II Объяснение нового материала:

Числительные — это слова, обозначающие количество, число (сколько?) или порядок пред­метов при счете (который? какой?): одиннадцать (человек), одиннадцатый (номер).

По значению и грамматическим признакам чис­лительные делятся на количественные (один, десять, двадцать, пять, триста, шестьдесят четыре) и порядковые (первый, десятый, пятый, трехсотый, шестьдесят четвертый).

Разряды количественных числительных

Количественные числительные могут обозначать не только целые, но и дробные числа: две десятых, семь восьмых. Это дробные числительные.

Количественные числительные могут также обо­значать количество предметов как одно целое: двое саней, их было четверо, оба (обе). Это собирательные числительные.

По составу числительные делятся на:

а) п р о с т ы е : один, два, пять, сто, сорок, десять, тысяча;

б) с л о ж н ы е : пятьдесят, восемьдесят, девяно­сто, двести, пятидесятый, трехсотый;

в) составные: двадцать один; пятьсот пятьдесят пять; девяносто третий.

Количественный числительный делятся на:

  1. целые: один, двадцать три, сорок …

  2. дробные: ½, 5/6, 3/7 …

  3. собирательные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, оба, обе.

Собирательные числительные сочетаются:

а) с существительными, обозначающими лиц муж­ского пола, детей и детенышей животных: двое муж­чин, пятеро детей, трое медвежат;

б) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое ножниц, трое очков;

в) с существительными женского рода — числи­тельное обе: обе девушки.

Склонение числительных

1. При склонении составных количест­венных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных п о рядковых числительных — только последнее слово; при склонении дробных числитель­ных — числитель и знаменатель.

И. пятьсот шестьде-

пятьсот шестьде-

пять шестых

сят четыре

сят четвертый


Р. пятисот шестиде-

пятьсот шестьде-

пяти шестых

сяти четырех

сят четвертого


Д. пятистам шести-

пятьсот шестьде-

пяти шестым

десяти четырем

сят четвертому


В. как И.

как И. или Р.

как И.

Т. пятьюстами

пятьсот шестьде-

Пятью шестыми

шестьюдесятью че-

сят четвертым


тырьмя



П. (о) пятистах шес-

(о) пятьсот шесть-

(о) пяти шес-

тидесяти четырех

десят четвертом

тых






  1. Две падежные формы имеют следующие числительные:

И.-В. Полтора, полтораста

Р.п,Д.п,Т.п,П.п: полутора, полутораста.

И.-В.п. сто, сорок, девяносто

Р.п,Д.п,Т.п,П.п: ста, сорока, девяноста.


3. Числительное тысяча склоняется как суще­ствительное добыча:

И. тысяча шестьдесят

Р. тысячи шестидесяти

Д. тысяче шестидесяти

В. тысячу шестьдесят

Т. тысячей шестьюдесятью

П. (о) тысяче шестидесяти



Правописание числительных

а) триста, четыреста;

б) сложные порядковые числительные, последней частью которых являются элементы

-тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно: стосорокатысячный, двухсотсорокапятимиллионный, пятисотсемидесятитрехмиллиардный;

в) от 5 до 20, 30 — ь пишется на конце слова;

от 50 до 80, от 500 до 900 — ь пишется в середи­не слова.


III. Закрепление нового материала:

1) . Веселая разминка

Задание 1. Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме.

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)
5) Сколько лиц в названии главного города страны? (Столица.)
6) Какое числительное при прибавлении к нему буквы л бывает обеденным (стол); буквы г – кучей сена (стог); буквы н – звуками, издаваемыми от боли (стон); буквы п – командой «остановись» (стоп)?
7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

Задание 2. Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.

1) Проверка.
2) Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три.)
3) Сколько слов с удвоенной н? (Одно.)
4) В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три.)
5) В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто.)

Задание 3. Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры:



Задание 4. На доске записаны числа: 10; 1; 2; 27; 5.

Задания:

1) запишите первое числительное в тв. п. (десятью);
2) запишите третье с конца числительное как порядковое (второй);
3) сколько числительных имеют в п. п. в окончании букву м? (об одном);
4) запишите числительные только с одним слогом (два, пять);
5) составьте число из третьей и первой цифры (21) и запишите его в р. п. и тв. п. (двадцати одного; двадцатью одним);
6) сложите все числа и получите сумму (45):

– есть ли здесь числительное с ь? Выделите орфограмму.
– каковы особенности склонения числа 40, какие числа склоняются так же? (90, 100);
– в какую великую дату прошлого столетия входит число 45? (1945);
– что это за дата?
– составьте с ней предложение.

(В 1945 году закончилась Вторая мировая война.)

Задание 5. Найдите «третье лишнее»:

а) семьдесят,
пятьдесят три,
шестнадцать;

б) шестичасовой (прил.),
двенадцатый (числ.),
сто пятьдесят первый (числ.).

Придумайте и запишите свои варианты.

Задание 6. Из диктуемых мной предложений запишите только числительные в нужной форме. Выделите окончания.

1. За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей.
2. Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600.
3. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.

Задание 7. Просклоняйте 354 табуретки.

Задание 8.

3 - три.

Есть у нас 3 сесЗцы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитрится

Рассказать о троих?

У одной, что в СЗжове,

Над окошком жил сЗж.

Сeчь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!


100 - сто.

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви Не носил никто!



IV. Подведение итогов.

Просмотрите свою классную работу и ответьте, о какой части речи сегодня мы говорили?

это самостоятельная или служебная часть речи?
что обозначает?
начальная форма?
каковы постоянные признаки? Приведите примеры из классной работы.
а непостоянные признаки?
какие орфограммы с числительными вы знаете? (Правописание ь; окончания числительных.)
какова роль числительного в предложении? (Любая.)

СЕЙЧАС ПРОВЕРИМ



V. Домашнее задание: Составьте 10 предложений с числительными, сделайте морфологический разбор 2-3 числительных

VI. Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Имя числительное. 12"

Автор: Калинина Нина Николаевна

Дата: 17.09.2016

Номер свидетельства: 344191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка "Имя числительное"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-chislitiel-noie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "229032"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441564432"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные" 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie-kak-chast-riechi-kolichiestviennyie-i-poriadkovyie-chislitiel-nyie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426161797"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по русскому языку "Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(51) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_imia_chislitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "557904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1600605145"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства