kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Имя числительное. 12"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка полезна для обобщения данной темы или подготовки к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Имя числительное. 12"»


кАЛинина Нина николаевна, учитель русского языка и литературы


ТЕМА: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»


Цель урока: Дать и закрепить понятие «имя числительное»; научить различать числительные по разрядам, выявить особенности склонения некоторых числительных, научить учащихся правильно в зависимости от разряда склонять числительные; закрепить правописание числительных; научить учащихся правильно сочетать собирательные числительные с существительными согласно нормам культуры речи; формировать умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль; воспитывать бережное отношение и уважение к языку.


Оборудование: таблицы, проектор , ребусы, учебные принадлежности, учебники.

Ход урока:

I. Орг. момент

Учитель: Здравствуйте, дорогие учащиеся, гости нашего урока! Свой урок хочется начать с такого замечательного предложения.

День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России отмечается ежегодно двенадцатого декабря.

Обратите внимание на подчеркнутые слова, какой частью речи оно являются?

Учащиеся: имя числительное.

II Объяснение нового материала:

Числительные — это слова, обозначающие количество, число (сколько?) или порядок пред­метов при счете (который? какой?): одиннадцать (человек), одиннадцатый (номер).

По значению и грамматическим признакам чис­лительные делятся на количественные (один, десять, двадцать, пять, триста, шестьдесят четыре) и порядковые (первый, десятый, пятый, трехсотый, шестьдесят четвертый).

Разряды количественных числительных

Количественные числительные могут обозначать не только целые, но и дробные числа: две десятых, семь восьмых. Это дробные числительные.

Количественные числительные могут также обо­значать количество предметов как одно целое: двое саней, их было четверо, оба (обе). Это собирательные числительные.

По составу числительные делятся на:

а) п р о с т ы е : один, два, пять, сто, сорок, десять, тысяча;

б) с л о ж н ы е : пятьдесят, восемьдесят, девяно­сто, двести, пятидесятый, трехсотый;

в) составные: двадцать один; пятьсот пятьдесят пять; девяносто третий.

Количественный числительный делятся на:

  1. целые: один, двадцать три, сорок …

  2. дробные: ½, 5/6, 3/7 …

  3. собирательные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, оба, обе.

Собирательные числительные сочетаются:

а) с существительными, обозначающими лиц муж­ского пола, детей и детенышей животных: двое муж­чин, пятеро детей, трое медвежат;

б) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое ножниц, трое очков;

в) с существительными женского рода — числи­тельное обе: обе девушки.

Склонение числительных

1. При склонении составных количест­венных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных п о рядковых числительных — только последнее слово; при склонении дробных числитель­ных — числитель и знаменатель.

И. пятьсот шестьде-

пятьсот шестьде-

пять шестых

сят четыре

сят четвертый


Р. пятисот шестиде-

пятьсот шестьде-

пяти шестых

сяти четырех

сят четвертого


Д. пятистам шести-

пятьсот шестьде-

пяти шестым

десяти четырем

сят четвертому


В. как И.

как И. или Р.

как И.

Т. пятьюстами

пятьсот шестьде-

Пятью шестыми

шестьюдесятью че-

сят четвертым


тырьмя



П. (о) пятистах шес-

(о) пятьсот шесть-

(о) пяти шес-

тидесяти четырех

десят четвертом

тых






  1. Две падежные формы имеют следующие числительные:

И.-В. Полтора, полтораста

Р.п,Д.п,Т.п,П.п: полутора, полутораста.

И.-В.п. сто, сорок, девяносто

Р.п,Д.п,Т.п,П.п: ста, сорока, девяноста.


3. Числительное тысяча склоняется как суще­ствительное добыча:

И. тысяча шестьдесят

Р. тысячи шестидесяти

Д. тысяче шестидесяти

В. тысячу шестьдесят

Т. тысячей шестьюдесятью

П. (о) тысяче шестидесяти



Правописание числительных

а) триста, четыреста;

б) сложные порядковые числительные, последней частью которых являются элементы

-тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно: стосорокатысячный, двухсотсорокапятимиллионный, пятисотсемидесятитрехмиллиардный;

в) от 5 до 20, 30 — ь пишется на конце слова;

от 50 до 80, от 500 до 900 — ь пишется в середи­не слова.


III. Закрепление нового материала:

1) . Веселая разминка

Задание 1. Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме.

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)
5) Сколько лиц в названии главного города страны? (Столица.)
6) Какое числительное при прибавлении к нему буквы л бывает обеденным (стол); буквы г – кучей сена (стог); буквы н – звуками, издаваемыми от боли (стон); буквы п – командой «остановись» (стоп)?
7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

Задание 2. Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.

1) Проверка.
2) Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три.)
3) Сколько слов с удвоенной н? (Одно.)
4) В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три.)
5) В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто.)

Задание 3. Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры:



Задание 4. На доске записаны числа: 10; 1; 2; 27; 5.

Задания:

1) запишите первое числительное в тв. п. (десятью);
2) запишите третье с конца числительное как порядковое (второй);
3) сколько числительных имеют в п. п. в окончании букву м? (об одном);
4) запишите числительные только с одним слогом (два, пять);
5) составьте число из третьей и первой цифры (21) и запишите его в р. п. и тв. п. (двадцати одного; двадцатью одним);
6) сложите все числа и получите сумму (45):

– есть ли здесь числительное с ь? Выделите орфограмму.
– каковы особенности склонения числа 40, какие числа склоняются так же? (90, 100);
– в какую великую дату прошлого столетия входит число 45? (1945);
– что это за дата?
– составьте с ней предложение.

(В 1945 году закончилась Вторая мировая война.)

Задание 5. Найдите «третье лишнее»:

а) семьдесят,
пятьдесят три,
шестнадцать;

б) шестичасовой (прил.),
двенадцатый (числ.),
сто пятьдесят первый (числ.).

Придумайте и запишите свои варианты.

Задание 6. Из диктуемых мной предложений запишите только числительные в нужной форме. Выделите окончания.

1. За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей.
2. Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600.
3. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.

Задание 7. Просклоняйте 354 табуретки.

Задание 8.

3 - три.

Есть у нас 3 сесЗцы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитрится

Рассказать о троих?

У одной, что в СЗжове,

Над окошком жил сЗж.

Сeчь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!


100 - сто.

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви Не носил никто!



IV. Подведение итогов.

Просмотрите свою классную работу и ответьте, о какой части речи сегодня мы говорили?

это самостоятельная или служебная часть речи?
что обозначает?
начальная форма?
каковы постоянные признаки? Приведите примеры из классной работы.
а непостоянные признаки?
какие орфограммы с числительными вы знаете? (Правописание ь; окончания числительных.)
какова роль числительного в предложении? (Любая.)

СЕЙЧАС ПРОВЕРИМ



V. Домашнее задание: Составьте 10 предложений с числительными, сделайте морфологический разбор 2-3 числительных

VI. Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Имя числительное. 12"

Автор: Калинина Нина Николаевна

Дата: 17.09.2016

Номер свидетельства: 344191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка "Имя числительное"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-chislitiel-noie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "229032"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441564432"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные" 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie-kak-chast-riechi-kolichiestviennyie-i-poriadkovyie-chislitiel-nyie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426161797"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по русскому языку "Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(51) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_imia_chislitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "557904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1600605145"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства