Составьте предложение из данных слов. Молодую рябину посадили около дома. - Прочитайте. - Докажите, что это предложение (оно выражает законченную мысль, слова в нём связаны по смыслу, можно задать от слова к слову вопросы) - Какое оно по цели высказывания? (повествовательное) - По интонации? (невосклицательное) - Можем ли мы сказать, что мы всё знаем о предложении? Ведь вы правильно ответили на мои вопросы? - Тогда давайте ещё больше узнаем о предложении. - Сколько слов в предложении? (5) - А какое из слов самое главное?… - Ребята, может, кто-то догадался, над какой темой мы будем работать на уроке? (Версии ребят: главные слова, слова в предложении и т. д. ) Учитель услышав, какое-нибудь слово из темы урока постепенно открывает название темы урока: “ Главные члены предложения”. Цель нашего урока: знакомство с главными членами предложения. Каждый из вас определяет и личную цель на этом уроке . Подумайте и запишите её в тетрадь. А чтобы цели наши были достигнуты, мы должны работать по плану. В рабочих листах прочитаем его. Достичь своей цели, не сбиться с пути, можно лишь тогда, когда есть план урока. – Составим план, по которому будем сегодня работать. План (примерный). 1. Учиться находить главные слова в предложении. 2. Учиться ставить к главным словам вопросы. 3. Научиться обозначать графически главные члены предложения. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Лингвистический эксперимент. Работа в группах. Задание 1 группе: а) прочитайте предложение без первого слова; б) имеет ли предложение смысл? Докажите. Задание 2 группе: а) прочитайте предложение без второго слова; б) имеет ли предложение смысл? Докажите. (Это не предложение, т. к. слова не связаны по смыслу, а я знаю, что предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.) Задание 3 группе: а) прочитайте предложение без третьего слова; б) имеет ли предложение смысл? Докажите. (Это не предложение, т. к. слова не связаны по смыслу, а я знаю, что предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.) Задание 4 группе: а) прочитайте предложение без четвёртого слова; б) имеет ли предложение смысл? Докажите. - К какому выводу пришли? - К какому выводу пришли? Если из предложения убрать имя существительное или глагол, то предложение теряет законченную мысль. Значит главные слова в предложении – это то, о ком или о чём говорится в предложении, т.е. имя существительное, и действие, которое оно совершает, т.е. глагол Какое универсальное действие мы с вами сейчас развивали? Вы формулировали и аргументировали свою точку зрения. Давайте обсудим, опираясь на алгоритм всё ли у нас получилось. |