Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Описание как тип речи"»
Конспект урока
русского языка в 5 классе на тему:
“Описание как тип речи”
Цели:
повторить и систематизировать базовые знания;
повторить и закрепить знания об описании как типе речи;
совершенствовать умение отличать описание от типа речи повествование и рассуждение;
выработать умение и навыки строить тексты типа описания;
развивать логику мышления, вербальную память, умение применять знания в нестандартной ситуации;
способствовать сохранению здоровья через рациональное чередование видов учебной деятельности;
воспитывать культуру труда.
Оборудование: карточки, картина А.И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”, роза, игрушка, статуэтка, музыкальные композиции, применение информационно–цифровых технологий – урок презентации.
План урока.
Организационный момент.
Устные упражнения. Мобилизующий этап.
Формирование темы и целей урока.
Актуализация знаний.
Физкультминутка.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Цель описания: наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предметное изображение.
Отличие от других типов речи: дает представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действий и перечисление их признаков и свойств.
Виды описания:
Портрет – изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и другое);
Пейзаж – описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие;
Интерьер – изображение внутренней обстановки помещения: изображение места и времени действия.
Использование языковой выразительности: метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов, прилагательных, причастий.
Ход урока.
Организационный момент.
Учащиеся входят в класс, садятся на свои места. Учитель приветствует ребят. C первых минут урока создается обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Этому способствует речевая разминка. Цветные карточки располагаются по периметру класса и по линии “волна”.
Устные упражнения.
Радуга.
В небе радуга – дуга замыкает берега.
Расцветая все ясней, чудо – краски светят в ней.
Пусть ответит тот, кто знает или сможет сосчитать,
Сколько красок в ней играет, озаряя моря гладь.
Учащиеся отвечают на вопросы в порядке расположения цветов радуги.
? Что такое текст?
? Что такое тема текста?
? Что такое основная мысль текста?
? Какие типы текстов бывают?
? О чем рассказывается в повествовательных текстах?
? О чем можно узнать из текста-описания?
? О чем рассказывается в тексте-рассуждении?
Мобилизующий этап.
На партах разложены распечатки (карточка № 1) с текстами. (Три учащихся читают тексты, класс определяет, к какому типу речи относится каждый из них).
Учитель: прочитайте выразительно тексты и определите, к какому типу речи относится каждый из них? Докажите.
Карточка № 1
Белка уселась рядом, начала брать с ладони орешек за орешком и тут же ловко их разгрызала. Наевшись, она встряхнулась и принялась умывать мордочку передними лапками. Потом она обнюхала мою пустую ладонь и вдруг стала вылизывать ее своим влажным крохотным язычком. Затем белочка напилась воды и улеглась в уголке клетки.
Доказательство: в повествовании рассказывается о последовательных событиях. Если бы мы изображали текст в рисунках, то их было бы несколько.
Однажды я шел по лесу и увидел Бабу Ягу. Она была грязная, испачканная, Лицо смуглое, земляного цвета. Глаза черные, свирепые, как у хищного зверя, а волосы черные, как ночь. Зубы острые, с налетом, как у льва. Руки костлявые, грязные, с длинными когтями, похожими на обезьяньи.
(Клим Омельчак)
Доказательство: в описании указываются признаки, качества, свойства предмета. Используется большое количество прилагательных, ведь они характеризуют признаки предмета, содержание текста можно передать одним рисунком.
Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни.
Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, - словом, делает вас мудрыми.
(Д.С. Лихачев)
Доказательство: в тексте есть тезис – читайте, потому что литература дает опыт жизни. Доказательства этого: литература делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты, дает понимание жизни, служит проводником в другие эпохи, раскрывает сердца людей. Вывод: литература делает человека мудрым.
Учитель: итак, какие типы речи существуют в русском языке?
(Повествование, описание, рассуждение).
Формулирование темы и целей урока.
Учитель: скажите, целью какого типа речи является наглядное рисование словесной картины, чтобы читающий зримо представил себе предметное изображение?
(Описание)
Учитель: какова тема нашего урока?
(Описание как тип речи)
Учитель: сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске:
Повторить и закрепить … о …;
совершенствовать умения отличать … от …, строить тексты типа …
строить … типа …
Цель нашего урока: повторить и закрепить знания об описании как типе речи; совершенствовать умение отличать описание от типа речи повествование и рассуждение; строить тексты типа описания.
Ребята записывают число и тему урока.
4. Актуализация знаний
Учитель: прежде чем мы приступим к выполнению заданий, давайте вспомним, что такое описание?(Отвечает учащийся, который первый поднимет руку).
Описание – это тип текста (тип речи): словесное изображение какого-либо предмета, явления, или действия через представление его характерных признаков; один из функциональных смысловых типов речи наряду с повествованием и рассуждением.
На доске записан текст.
Учитель: спишите, раскройте скобки, вставьте на месте пропусков подходящие слова для справок, определите тип речи, докажите.
Ноч(?)ю был моро(з, с). Кусты заиндевели и стали похожи на …. На … льду иней осел розетками.. … лучи со(?)нца играли (в) них, и от этого к(а, о)залось, будто по реке ра(с, сс)ыпаны …
Слова для справок:
Бриллианты, яркий, гладкий, кораллы;
Коралл – ярко-красный, розовый или белый камень – известковое отложение морского полипа;
бриллиант – драгоценный камень – алмаз;
розетка – образование в виде кружка с расходящимися из центра узорами.
(Выполняется самостоятельно на листках)
Учитель: какие виды описания вы знаете? Что можно описывать?
(Описание предмета, пейзажа(природы), портрета, места, интерьера)
Учитель: какие средства языковой выразительности используются в текстах-описаниях?
Учитель: потренируемся отличать один вид текста - описания от другого.
Перед вами карточка № 2 с текстами.
Наша задача: прочитать тексты - описания, определите вид описания, найти прилагательные, которые помогают описать предмет.
Читают тексты учащиеся.
Карточка № 2
(Снежинка)… превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллиона снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего белого льда! И, однако, живая. Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.
Описание – портрет
(Г.Х. Андерсен)
Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах!
Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро. Лед на нем треснул, и трещины разделили его на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что казалось каким – то чудом. Посреди озера восседала Снежная Королева.
Описание помещения (интерьер)
(Г.Х. Андерсен)
Издали, с пригорка, спокойно поглядывают на приезжего длинные бревенчатые дома, вытянувшиеся в цепочку. С противоположной стороны подпирает село высокий холм. На холме шумит березовая роща. Под холмом – ключ. Над ним небольшой теремковый сруб. Между лесами затеряны поля, засеянные рожью, пшеницей и льном.
Описание места
(Все прилагательные со словами, к которым они относятся, записываются в тетрадь учащихся)
Учитель: молодцы, справились!
Но только ли такие виды описания можно использовать при составлении текста?
О каких видах описания мы не сказали?
(Описание предмета и описание природы)
Учитель: посмотрите на данный предмет (показываем розу).
Представьте, что вы держите этот прекрасный цветок в руках.
Какие чувства вызывает у вас этот предмет?
Хочется ли вам к нему дотронуться?
Символом чего является роза?
На что похож данный цветок?
Какими прилагательными можно описать стебель цветка?
Какими прилагательными можно описать лепестки розы?
С чем можно сравнить этот цветок?
(Все ответы ребята записывают в тетрадь)
Учитель: прослушайте текст – описание о розе.
Я держу в руках самый замечательный цветок, символ любви – розу. Он похож на гордую красавицу. Наверное, чтобы его было лучше видно, он стоит на тонкой и прочной ножке, высоко неся свою голову, увенчанную многочисленными лепестками, бархатными и шелковисто-мягкими. Не сразу и не каждому открывает роза свое лицо. Медленно, по лепестку, словно присматриваясь, раскрывает она свои объятья, оберегая себя от любопытных глаз. Роза – недотрога. Ее стебель унизан шипами-колючками. Как и любая избалованная красавица, она любит быть в центре внимания и не терпит с собой ничьего соседства. Поэтому гордо возвышается в вазе букет из роз.
Учитель: ребята, вы прослушали текст-описание о розе. Теперь посмотрите внимательно на данные предметы. Перед вами игрушка, чайник, стакан для карандашей в форме статуэтки.
Ваша задача: составить текст-описание одного любого предмета. Чтобы вам было легче, воспользуйтесь памяткой. Прочитаем памятку.
ПАМЯТКА
“Как создать текст-описание предмета”
Приступая к описанию предмета, помните, что выделяются не все части, детали, а только самые яркие, создающие образ.
Для описания признаков предмета используйте прилагательные в конкретном значении, существительные, глаголы, наречия, сравнения, слова в переносном значении. От удачного выбора этих средств зависит качество описания.
Избегайте повторения слова, обозначающего предмет. Замените его местоимением, синонимом или вовсе опустите из текста.
Запомните: глагол был, связывающий название предмета и его признаки, можно употребить в описании не более 1-2 раз. Это поможет вам избежать речевые недочеты.
После истечения 3-5 минут, проводится проверка. Учащиеся зачитывают свои сочинения.
Учитель: важное место среди текстов-описаний занимает такой вид, как описание пейзажа.
Рассмотрим репродукцию картины. Перед вами картина природы
А.И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Рассмотрите данную картину природы.
Какие чувства она у вас вызвала?
Что впечатлило?
А теперь прослушайте музыкальный фрагмент, еще раз внимательно посмотрите на картину.
Усилило ли музыкальное сопровождение впечатление от картины?
Какие эмоции вызвала у вас картина?
Какие детали картины необходимо описать для передачи настроения этой пейзажной зарисовки?
Прослушайте текст. К какому виду он относится? Докажите.
Сопоставьте картину и прочитанный текст.
Отражает ли словесное рисование пейзаж, изображенный художником?