Организационный момент | - С добрым утром! Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем наш урок! -Как вы думаете, для чего я сегодня украсила доску цветами, ведь сегодня не праздник. - Мне бы хотелось, чтобы в конце нашего занятия вы выбрали для себя один из них. Для этого надо потрудиться. Желаю удачи! | Психологический настрой на урок | Наглядный материал: на доске желтые, красные, синие цветки. | 1 минута | Личностные: самооценка готовности к уроку Метапредметные: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места |
Актуализация знаний учащихся | - Прочитайте слова и найдите среди них лишнее. На экране слова: имя прилагательное, приставка, имя существительное. - Чтобы открыть для себя новые знания, нужно вспомнить изученный материал. - Узнайте по визитной карточке, о чем идет речь? Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас, - Означено словами. - Назовите имена сущ., которые спрятались на картинке. - Узнайте второго гостя: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! - Посмотрите на экран и расскажите, как изменились предметы, благодаря имени прилагательному. - Кошка была какая, а стала какая? Дерево было какое, а стало? Гриб был какой, а стал? - Что без меня предмет? Лишь название. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, И хлеб в полях растет. - Какое общее название можно дать всем гостям? Постановка проблемы: - Что объединяет эти части речи? - Значит, чем мы сегодня будем заниматься? - Сформулируйте тему урока и цель урока. | Групповая мозговая атака | Компьютерная презентация (слайд 2) Компьютерная презентация (слайд 3) Компьютерная презентация (слайд 3) Компьютерная презентация (слайд 4) Компьютерная презентация (слайд 5) Компьютерная презентация (слайд 5) | 5 минут | Личностные: умение видеть и признавать свою ошибку Метапредметные: умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения Предметные: различение частей речи и частей слова Личностные: умение видеть, формулировать цель и тему урока Метапредметные: целеполагание Предметные: затруднение в определении общих признаков разных частей речи |
Обобщение и систематизация знаний | - Части речи в русском языке стоят на «трех китах» - трех признаках. Давайте выясним, что же это за «три кита». - Вставьте пропущенные буквы в следующие слова: адр…с, в…рона, р…бота, м…роз - Чем похожи все слова? - Образуйте от каждого слова имя прил. и глагол. - Как можно отличить каждую часть речи? -Эти признаки лежат в основе «первого кита». Начинается построение кластера. Обучающиеся обозначают в кластере 3 части речи и для каждой из них указывают опознавательные признаки: вопросы и грамматическое значение каждой части речи. - Распределите следующие слова по столбикам, в зависимости от частей речи: Т…тра…ь, пр…лес…ный, улыбат…ся, уч…ник, п…нал, кла…ный, б…лить, в…сёлые, б…ж…шь, к…р…ндаш…, м…лч…т, м…лоч…ный. Физкультминутка Учитель называет глагол – дети показывают действие, имя прил. – изображают «волну» рукой, имя сущ. – хлопок в ладошки. - Чтобы узнать, какое название носит «второй кит», нужно выполнить следующее задание: - Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом. Присяпала колявая калуша. - Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные слова. Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие вопросы: - На какой вопрос отвечает слово? - На что указывает окончание? - Сейчас вы незаметно для себя рассказали о признаке «второго кита». Открывается запись «Морфологические признаки». - На какие группы можно разделить все имена сущ.? - Как изменяются имена сущ.? Обучающиеся дополняют кластер, включая в него морфологические признаки частей речи. Аналогично разбираются глаголы и имена прил. Продолжается работа над кластером. - Какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий? - Как вы думаете, почему? - А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? - Прочитайте записанные слова: бабочка из весной вылетела убежище - Можем ли мы назвать их предложением? Почему? - Словами какой части является каждое слово? - Поставьте слова в определенной форме, чтобы получилось предложение. - Докажите, что получилось предложение. - Найдите основу предложения и второстепенные члены. - Определить член предложения – значит узнать, какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении. Это и есть «третий кит». Обучающиеся дополняют кластер. - Расскажите с опорой на кластер порядок разбора слова как части речи. | Практический метод: построение кластера Практический метод: работа по цепочке, объяснение орфограмм по ходу выполнения задания Практический метод: построение кластера Практический метод: построение кластера Словесный метод: беседа | Компьютерная презентация (слайд 6) Макет кластера (приложение) Компьютерная презентация (слайд 7) Компьютерная презентация (слайд 8) Компьютерная презентация (слайд 9) Компьютерная презентация (слайд 10) Компьютерная презентация (слайд 11) Компьютерная презентация (слайд 12) | 20 минут | Личностные: умение удерживать учебную задачу Метапредметные: владение правильной устной и письменной речью Предметные: понятия о частях речи, их признаках, способах проверки изученных орфограмм; умение применять знания на практике Коммуникативные УУД: готовность слушать одноклассников, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения, установление причинно-следственных связей |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Задание по рядам: - Из предложения 9 мая проходит военный парад. выберите 1 ряд – имя сущ. 2 ряд – имя прил. 3 ряд – глагол и разберите как часть речи. - Сравните свою работу с правильным вариантом на экране. Оцените свою работу. - Определите часть речи следующих слов: печь пила больной - Докажите свое мнение. - Придумайте предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи. Ребята, все предыдущие задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите свою самостоятельную работу. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе. Задание по выбору с последующей проверкой 1. Определить часть речи следующих слов: рож..., мощ..ный, друз…я, скуч…ет, ч…рный, быстро - Как определяли часть речи? 2. В каждой строчке найти лишнее слово и определить часть речи: б..реза, пч…ла, ле…кий, м…лина; з…лёная, соч…ная, ж…вёт, праз…нич…ный; п…лзет,ж…леет, уч…ник, к…ч…ет. - Как вы находили лишнее слово? 3. От данных слов образовать однокоренные прилагательные, глаголы, наречия: Веселье,…, …, … . Шум, …, …, … . Скука, …, …, … . | Практический метод: выполнение упражнений Практический метод: выполнение разноуровневых заданий | Компьютерная презентация (слайд 13, 14) Компьютерная презентация (слайд 15) Компьютерная презентация (слайд 16) Задания на экране Компьютерная презентация (слайд 17) | 7 минут | Метапредметные: умение работать самостоятельно Предметные: приобретение алгоритма действий при выполнении морфологического разбора слов Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения |
Контроль и оценка | - Подведем итоги нашего урока. - Какова была цель нашего урока? - Какие знания мы открыли? - На что мы будем опираться при разборе слов как части речи? Минитестирование Какая часть речи обозначает людей и животных? На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать? Что обозначает имя прил.? Выбери лишнее слово: роза, шарик, Анна, вера. В каком времени могут стоять глаголы? Как определить падеж имени прил.? Каким членом предложения чаще всего явл. глагол? Согласны ли вы, что имя сущ. в предложении всегда подлежащее? Какое слово не явл. именем сущ. в женском роде: речь, рожь, грач, печь? Чем выбранное слово по написанию отличается от остальных? Проверка в парах. Учитель называет правильные ответы. - Оцените словами «молодец», «хорошо», «постарайся» работу своего соседа. | Обобщающая беседа Оценивание результатов | | 5 минут | Личностные: положительное отношение к проделанной работе Метапредметные: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат Предметные: самооценка |
Рефлексия | - Какое задание было самым трудным? Почему? - Как вы думаете, над чем нам надо будет еще поработать? - Оцените свою работу: желтый цветок – если поняли тему и самостоятельно можете справиться с заданиями красный цветок – поняли тему, но справиться с заданиями можете с помощью взрослых синий цветок – не понял тему Прикрепите соответствующий цветок на общее «Рефлексивное дерево» - Я благодарю вас за урок. | Рефлексивный метод («Рефлексивное дерево») | Компьютерная презентация (слайд 18) Индивидуальный раздаточный материал для рефлексивной оценки Плакат с изображением рефлексивного дерева (приложение 2) Компьютерная презентация (слайд 19) | 1 минута | Личностные: осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока Метапредметные: умение делать выводы Предметные: применение новых знаний на практике |