1.Мотивация учебной деятельности. Подготовка к активной деятельности учащихся. Цель этапа для учителя: мотивация учащихся на активную и плодотворную работу. Задачи: -создание доброжелательного психологического настроя на уроке; -стимуляция деятельности и организация внимания обучающихся. Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение в деловой ритм. Задачи: позитивный и эмоциональный настрой на урок. Метод: объяснительно-иллюстративный. Предполагаемый итог этапа: готовность класса к уроку. | Включение детей в деятельность. Здравствуйте, ребята! Садитесь. -Энергично потрите ладошки с внутренней и внешней стороны. Произнесите афирмацию: « Я люблю русский язык! Я с удовольствием учу его». Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок. На уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится и вы найдёте ответы на многие вопросы. Запишем в тетради, какое сегодня число. | Включение в работу, самоопределение. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная работа | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности Регулятивные: осознают учебно-познавательную задачу | |
2. Актуализация знаний Цель этапа для учителя: организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала. Задачи: -проверка усвоения материала учашимися при помощи работы с текстом; Цель этапа для учащихся: Осознать недостаточность знаний для полных ответов. Задачи: -выполнить работу с предложениями, -выявить слова с числовым значением Метод: Частично-поисковый, эвристический Предполагаемый итог этапа: -установление уровня знаний по изученному материалу; -формирование умения нахождения слов с числовым значением. | 1.Ответьте на мои вопросы, пожалуйста: 1.Какое сегодня число? - - Сегодня шестое февраля. 2.Сколько человек сегодня в классе? - В нашем классе восемь человек. 3.Сколько у вас сегодня уроков? 4.Сколько минут длится урок? - Какие слова вы использовали при ответе на мои вопросы, прочитайте. (шестое, восемь, шесть, сорок пять) 2.Спишите предложения и назовите знакомые части речи, надпишите их. Два братца купаются а третий удивляется. Четыре братца под одним шатром стоят. У человека тринадцать пар рёбер. По объёму производства бананы занимают первое место в мире. - Какие слова вы не назвали? (два, третий, четыре, одним, тринадцать, первое;). - Что они обозначают? (число) - Вы знаете, какой частью речи являются эти слова? (нет) Эти слова обозначают число. - Как назвать такую часть речи? (числительное). Вы догадались, какую часть речи мы будем сегодня изучать? | Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию. Осваивают лингвистические термины. Участвуют в диалоге с учителем. Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Примерные ответы: Сегодня шестое февраля. В классе восемь учащихся. У нас сегодня шесть уроков. Урок продолжается сорок минут. | Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. 2. Письменная работа |
3.Целеполагание. Создание проблемной ситуации. Цель этапа для учителя: определить тему, цели и задачи изучения нового материала. Задачи: -подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока; -привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы. Цель этапа для учащихся: сформулировать при помощи учителя тему и цель урока. Задачи: -проявление активности в постановке целей и задач урока; - осознанное понимание целей и задач урока. Метод: проблемно-поисковый. Предполагаемый итог этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Имя числительное как часть речи) Запишем в тетрадь. - Как вы думаете, зачем нам нужны числительные? Где в жизни вы встречаетесь с числительными? (математика, история, география, биология, литература) Итак, тема нашего урока, как вы сказали, имя числительное как часть речи.
Что же мы должны будем узнать и чему научиться? Давайте вместе определим круг наших задач. | Формулируют тему урока Отвечают на вопросы - В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.биология - Скольких метров достигает цунами у берега? (10 - 50 ) география -Год рождения Лермонтова? литература Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Уч-ся называют цель и задачи – Узнаем о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научимся находить числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, употреблять числительные в речи правильно. | Фронтальная работа | Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют цель и задачи урока. | Устные ответы |
4. Изучение нового материала Цель этапа для учителя: Сформулировать определение имени числительного Задачи: -подведение учащихся к самостоятельному формулированию определения -привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы. Цель этапа для учащихся: сформулировать при помощи учителя определение имени числительного Задачи: -проявление активности, - осознанное понимание целей и задач урока. Метод: проблемно-поисковый, наглядный. Предполагаемый итог этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | (Кластер) Учитель: Давайте еще раз посмотрим на наши предложения и назовем, какую часть речи мы начинаем изучать: имя числительное. (прикрепить на доску лист с названием темы урока) Работа в группах: 1. На какие вопросы отвечает имя числительное? – какой? Сколько? (прикрепить листы с вопросами) 2.Что обозначает числительное? – число, количество, порядок предметов при счете. (прикрепить на доске листы с надписями) 3. Как изменяются имена числительные? (по падежам) У: Числительные, обозначают количество, это какие числительные? Числительные , обозначают порядок предметов, это какие? делятся на количественные и порядковые. (прикрепить на доске листы с надписями)какой?вопросы отвечает имя числительное? речи мы начинаем изучать: имя числительное.ьное в тексте, различать количественные и У: Мы узнали, что обозначает числительное? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какой следующий признак нам необходимо рассмотреть?какой?вопросы отвечает имя числительное? речи мы начинаем изучать: имя числительное.ьное в тексте, различать количественные и - Каким членом предложения может быть числительное? Проведём исследования на языковом материале. - разными (прикрепить на доске листы с надписями) отвечает? Как изменяется? Какой следующий признак нам необходимо рассмотреть? - Каким членом предложения может быть числительное? Проведём исследования на языковом материале. - разными (прикрепить на доске листы с надписями) 1 гр.: Семь делится на пять без остатка. Начался третий урок. Война закончилась в 1945 году. Два и три - пять. 2 гр.: Двадцать делится на пять. Рабочий день начинается в восемь часов..Шестью шесть - тридцать шесть. Мы вышли из поезда на четвёртой остановке. ? Сформулируйте правило о числительном - Откроем учебник на странице 43 и проверим, все ли правильно мы с вами сделали? | Делятся на группы, распределяют роли, читают и обсуждают задание Выполняют, составляют кластер Делают вывод Формулируют правило о числительном, используя кластер Анализируют материал учебника и своё исследование | Групповая работа Фронтальная работа Групповая работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: анализируя предложения, извлекают нужную информацию самостоятельно осуществляют поиск нужной информации; Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Устные ответы Письменная работа Устные ответы |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний об имени числительном Задачи: -обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала. Цель этапа для учащихся: получить представление о числительном Задачи: умение находить числительное в предложении, конструировать предложения с числительным. Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный. Предполагаемый итог этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи» | Приведите свои примеры, числительные, словосочетания сущ. + числительное. Сейчас я предлагаю вам рассмотреть упражнение 394 на странице 44. Рассмотрите рисунки. Какие однокоренные слова пытался проиллюстрировать художник? Определите часть речи каждого слова. – Три мальчика. – сколько? - числительное. - трехмачтовое судно – какое? - прилагательное (от словосочетания – три мачты) - оценка три - - тройка лошадей. (что?) - существительное. ( попробуйте записать эти слова с помощью цифр) – нельзя. Какой вывод можно сделать? – что числовые значения могут иметь и другие части речи: глаголы, существительные, прилагательные. Но мы помним, что числительные отвечают на вопросы: Сколько ? Какой? числительное можно записать и цифрой, и словом, другие части речи цифрой нельзя записать. | Выполняют задание Несколько человек выполняют у доски, остальные в рабочих тетрадях Работают с учебником выполняют упражнение, отвечают на вопросы, выделяют главное, в сотрудничестве с учителем учатся делать выводы. | Индивидуальная работа Работа с учебником | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки | Устные ответы и письменные записи |
6. Физминутка | - Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные - встаёте, если порядковые - садитесь. 25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья. | Осознают необходимость заботы о здоровье, выполняют физические упражнения | | | |
7. Закрепление изученного.Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь. Задача: 1) научить обучающихся находить имя числительное 2) проверить первичное усвоение материала по теме. Цель этапа для учащихся: Воспроизвести полученные новые знания; Задачи: умение находить числительное в предложении, определять его разряд Методы: репродуктивный. Предполагаемый итог этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи» | Работа с текстом Разноуровневые упражнения. (индивидуальная) Сейчас предлагаю выполнить работу по карточкам. У меня два вида карточек. Желтые – с заданием найти в тексте числительное, подчеркнуть его и определить разряд. Розовые – с заданием- найти числительное, определить , каким членом предложения являются данные числительные. 1) Два конца, два кольца — посредине гвоздик. (Ножницы) 2) Семьдесят одежек, все без застежек. (Кочан капусты) 3) Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол) 4) Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь) 5) Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят. (Плетень) 6) Пять мальчиков — пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик. (Перчатки) 7) Три братца пошли купаться; два купаются, а третий на берегу валяется. (Ведра и коромысло) - Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов? Работа в парах: Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. - Расшифруйте текст. Дома вместо выполнения упражнения можете попробовать написать подобный рассказ или составить несколько предложений. В том, что имена числительные часто употребляются в нашей речи, мы можем убедиться, вспомнив фразеологизмы, загадки и пословицы с числительными. А теперь загадайте друг другу загадки , в которых есть числительные. В том, что имена числительные часто употребляются в нашей речи, мы можем убедиться, вспомнив фразеологизмы, загадки и пословицы с числительными. Давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы. Я даю вам непростые карточки, пословицы «потеряли» свое продолжение, вам нужно в парах быстро подобрать к первой части пословиц их продолжение. По моей команде вы начинаете собирать пословицы. Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные. Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе. В нашем классе … человек: … девочек и … мальчиков. Сегодня по расписанию у нас … уроков. Сейчас заканчивается … урок.(это задание – резервное) | Выполняют разноуровневые задания Приобретают новые знания, совершенствуют приобретенные навыки. Осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретной учебно-познавательной задачи, задают вопросы для уточнения последовательности действий Работают в парах. Приобретают умение использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни. "Собирают" пословицы | Индивидуальная работа Парная | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия | Письменные задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | - Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня? - Что каждый из вас запомнил о числительном? - Что можете сказать о своем личном вкладе в общую работу? - Оцените свою работу и работу товарищей. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; анализируют результаты своей деятельности и дают оценку качества усвоения. Обеспечивают понимание практический значимости полученных знаний и умений | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Чтоб упрочить наши знания Даю домашнее задание: - упр. 395, 396, выполните одно упражнение по своему выбору. - найти пословицы, фразеологизмы, загадки с числительными - можно написать рассказ, где внутри слова спрятались числительные | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |