Цель: Расширить для обучающихся значимость общечеловеческой ценности ненасилие как основы регулирования реального мира. Задачи: - обучающая: показать важность ориентирования во времени и режима дня будущего учителя английского языка как одно из средств самоконтроля; - развивающая: развивать умения выстраивать свои рассуждения, критически мыслить; - воспитательная: воспитывать умение управлять своими чувствами, принимать другую точку зрения, быть добрыми и справедливыми к окружающим людям, ценить каждую минуту жизни. | Ресурсы: Презентация «Часы», схема-алгоритм, иллюстрации, карточки, стикеры, листы А4 |
Ход урока: 1 Орг. момент. 5 Д (дисциплина, долг, доброта, дружба, доверие) 2 Позитивный настрой «Концентрация на дыхании» Учитель: Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спины прямо, руки можно положить на колени. Вдох – выдох (9-10 раз медленно) | Музыкальное сопровождение «Шум прибоя» 3 минуты |
4 Позитивное высказывание. Мудрое распределение времени есть основа для деятельности Ян Коменский Работа над цитатой. (Чтение учителем, 1 раз по рядам, 1 раз все вместе хором) Знакомо ли вам имя автора этих строк? (Ян Амо́с Ко́менский — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы. Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице) Главная мысль цитаты. Что значит для вас исполнительность, время? | Цитата. Запись в тетради. |
Слово учителя: Что вы знаете о величине – время? ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час. - Людям, каких профессий необходимо точное время? (учитель, врач, хирург; людям управляющим транспортом: летчики, машинисты, космонавты, моряки, диспетчеры; историки, археологи, астрономы, часовых дел мастера, оперативный дежурный персонал и т.д.) ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого. Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы? -Нет времени. -Время летит. -Время как резиновое. -Тратить время. -Убить время! -Времени хоть отбавляй! -Экономить время. Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит. -Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени? Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов. Тем не менее, пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Сегодня, когда у нас есть часы, измеряющие время до мельчайших долей секунды, древние единицы времени по-прежнему остаются в силе. ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ Ещё в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звёздам, по Солнцу, ещё тогда были изобретены первые солнечные часы. За много веков до наших дней в различных культурах создавались инструменты для отсчёта времени. Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте. Эти часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки асового механизма. Клепсидра, в буквальном смысле «воровка воды». Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник - грузик на конце длинного стержня - качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой системой зубчатых колес — шестеренок. Благодаря анкерному механизму стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу. За весь период существования человеческой цивилизации было изобретено множество различных часов. Сначала был живой будильник (петух) Потом люди замечали время по цветам. Цветы в определенное время открывали и закрывали венчики цветов. Далее изобрели солнечные часы. Время узнавали по длине и направлению тени, которые отбрасывала на циферблат обыкновенная палка. Далее стали использовать водяные часы, время в них находили по количеству вылившейся из сосуда через небольшое отверстие. Появились песочные часы. В колбу заключено определенное количество песка равное 1 минуте или 5. Механик из Голландии Христиан Гюйгенс изобрел первые часы, механизм которых приводил в движение качающийся маятник, он изобрел в 17 в. Это были самые точные часы. Потом изобрели высокоточные часы- хронометр. В современных часах с жидкокристаллическим дисплеем. Есть кварцевые, электронные, напольные, настольные, настенные, башенные (куранты) Презентация «Часы» | |
Притча «О ценности времени» Однажды к мудрецу пришел мужчина со своим сыном-подростком. «О вас говорят, что вы можете помочь найти ответы на все жизненные вопросы. Помогите, пожалуйста, моему сыну понять ценность жизни». «Прогнозирование» Запишите в тетрадях ваши предсказания. После непродолжительной паузы, он вздохнув, тихо произнес: «Да и мне эту ценность не мешало бы понять» Мудрец на мгновение призадумался, а потом спокойно обратился к сыну пришедшего мужчины. «Время – понятие абстрактное. Его ценность трудно понять. Но это не значит, что это невозможно. Вам помогут понять ценность времени 7 человек: студент, женщина-мать, редактор газеты, влюбленный, тот, кто часто ездит на поезде, водитель, спортсмен. «Анализ» (5 мин.) Почему мудрец назвал именно этих людей? Увидев недоуменные взгляды мужчины и его сына, Мудрец сказал: «Чтобы понять ценность 1 года, поговорите со студентом, не сдавшим сессию. Чтобы понять ценность 1 месяца, поговорите с женщиной – матерью, родившей недоношенного ребенка. Чтобы понять ценность 1 недели, поговорите с редактором еженедельной газеты. Чтобы понять ценность 1 часа поговорите с влюбленным, ожидающего встречи. Чтобы понять ценность 1 минуты поговорите с тем, кто опоздал на поезд. Чтобы понять ценность 1 секунды, поговорите с тем, кто только что не попал в автомобильную катастрофу. Чтобы понять ценность 1 миллисекунды, поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх. Уже прощаясь со своими визитерами, Мудрец обратился со словами: «Повесьте это у себя в доме на видном месте – протянул лист бумаги. На листе был текст. «Синтез» Для чего нужно находить время? Находите время для… Каждая секунда вашей жизни на вес золота. Вчера – уже история. Завтра – вообще непонятно что. Сегодня – это дар. Поэтому оно и зовется Настоящим. Находите время для работы – это условие успеха. Находите время для размышлений – это источник силы. Находите время для игры – это секрет молодости. Находите время для чтения – это основа знаний. Находите время для дружбы – это условие счастья. Находите время для мечты – это путь к звездам. Находите время для любви – это истинная радость жизни. Находите время для веселья – это музыка души. Слово учителя. Пусть эти слова вас сопровождают всю вашу жизнь. Цените время! | Подарок учителя |
С.Баруздин Стихи о человеке и его часах Ведут часы секундам счёт, Успеет он одеться в срок, Ведут минутам счёт. Умыться и поесть, Часы того не подведут, Успеет встать он за станок Кто время бережёт, За парту в школе сесть. Кто жить умеет по часам С часами дружба хороша! И ценит каждый час, Работай, отдыхай, Того не надо по утрам Уроки делай не спеша Будить по десять раз. И книг не забывай! И он не станет говорить, Чтоб вечером, ложась в кровать, Что лень ему вставать, Когда наступит срок, Зарядку делать, руки мыть Ты мог уверенно сказать: И застилать кровать. – Хороший был денёк! 6.Беседа о режиме дня. Что такое режим дня? (Правильный режим дня - это правильная организация и наиболее целесообразное распределение по времени сна, питания, труда отдыха, личной гигиены и т.д.) Не лучше ли жить, как хочется, без режима? (У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы работают, отдыхают, принимают пищу. Режим дня - это основа нормальной жизнедеятельности человека, так говорят учёные. В течение суток отмечается изменения работоспособности с двумя «пиками» её повышения -с 8 до 13 и с 16 до 19 часов.)
-Как вы думаете, что лучше делать в эти часы? (Правильно, с8 до 13
часов лучше всего заниматься в колледже, а с 16 до 19 часов – выполнять домашнее задание.) Ежедневный гигиенический режим жизни означает умение правильно распределять время для работы и для отдыха. Сутки должны быть распределены так: 7-8 часов работы, 9-10 часов сна, 6-7 часов отдыха, но обязательно активного. Давайте по схеме составим режим дня для вас. На доске рисунок циферблата часов. Карточки с надписями: сон, подъём, занятия в колледже, завтрак, зарядка, прогулка, обед, полдник, ужин, домашнее задание, свободное время. | |
8.Выполнение заданий. Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять хороших минут сделали десять хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за один час, за один день, за одну неделю, за один месяц, за один год, если заниматься делом! Много времени мы тратим бесцельно. Торопимся, спешим, страшно перегружены. А ведь если тщательно просмотреть, проанализировать свой режим дня, то мы обязательно обнаружим, что часть времени мы тратим беспорядочно, бесцельно на необязательные и ненужные дела. В то же время так не хватает времени на хорошие, полезные дела: сходить в библиотеку, помочь маме и т.д. Поэтому учитесь ценить и экономить время. 9. Домашнее задание. Составить режим дня. Подготовить сообщение «Ценность времени» 10 Рефлексия «Лестница успеха». Самооценивание формативное и суммативное. 11 Заключительная минута урока. Позитивный настрой. Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть «Что я сделал?» Уильям Фолкнер | |