Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 5 классе по теме: «Синтаксис простого предложения».»
Конспект открытого урока в 5 классе по теме:
«Синтаксис простого предложения».
Учитель русского языка и литературы Иванова Н.А.
МБОУ «СОШ № 3»
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал.
Оборудование урока: Компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. А когда в доме гости, хозяева стараются, чтобы гостям было хорошо и уютно. Так давайте же будем радушными хозяевами.
Ребята, вам интересно, о чем мы с вами будем говорить на этом уроке? Чтобы узнать это, поиграем в игру на знание теоретического материала «Продолжи мое предложение»:
предложения по эмоциональной окраске бывают …;
предложения по цели высказывания бывают…;
грамматическая основа – это…;
в простых предложениях имеется … грамматическая основа;
дополнение, обстоятельство и определение – это …;
главные члены предложения - это…;
обращение- это слово, называющее того, …;
между однородными членами предложения ставится …
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
- Так о чем мы будем говорить? (о синтаксисе простого предложения)
II. Сообщение темы и цели урока.
Итак, тема нашего урока – «Синтаксис простого предложения». Наша цель – повторить, обобщить, систематизировать изученный материал. (Дети записывают в тетради).
III 1.Разбор предложения.
Слово учителя: посмотрите, ребята, на улицу. Наступила настоящая зима: с холодами и со снегом. Я вам приготовила предложения, но предложения непростые. Вы должны вставлять пропущенные буквы и расставлять, где нужно, знаки препинания и прокомментировать.
Обр…дила в…юга сосны и ели в т…жёлые сн…говые шубы. (До)бровей нахлобучила им белоснежные ша…ки пуховые варе…ки (на)ветки (на)дела.
( Разбираем предложение следующим образом:
Один ученик вставляет пропущенные буквы и расставляет знаки препинания с комментариями (дети вместе с комментариями переписывают текст, а ученик пишет данный текст на доске).
Что мы с вами записали? ( Текст)
Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически).
Основные признаки текста? (Законченная мысль и грамматическая основа).
Второй ученик даёт общую характеристику предложениям и рисует схему второго предложения.;
Третий ученик выписывает из первого предложения все словосочетания и определяет главное и зависимое слово и вид словосочетания.
Что в предложениях не является словосочетанием? ( Дети приводят примеры).
И это важно, потому что мы часто путаем главные члены предложения и сочетание предлога с существительными со словосочетаниями).
Слово учителя.
Итак, мы повторили, что такое словосочетание, предложение и текст. Вспомнили главные и второстепенные члены предложения, еще раз повторили однородные члены предложения и знаки препинания в них. ( Можно спросить у детей, какие темы по синтаксису простого предложения мы вспомнили)
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы!