конспект урока в 5 классе "Понятие о цепной связи предложений в тексте"
Конспект урока в 5 классе "Понятие о цепной связи предложений в тексте"
Конспект урока создан для того, чтобы дать учащимся четкое представление о цепном способе связи предложений в тексте, в результате проведенного урока учащиеся должны
уметь отбирать материал к ответу на вопрос;
уметь находить «данное» и «новое» в предложениях текста;
уметь определять способ связи предложений в тексте;
уметь составлять небольшие тексты;
уметь работать в группе. Конспект сопровождается презентацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока в 5 классе "Понятие о цепной связи предложений в тексте"»
"Понятие о цепной связи предложения в тексте".
урок русского языка в 5 классе
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Цели урока:
Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) связи, научить учащиеся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас учащихся.
Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.
Форма: урок развития речи.
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.
Деятельность учащихся: групповая, парная, индивидуальный опрос.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая и технология встречных усилий
умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;
умение определять способ связи предложений в тексте;
умение составлять небольшие тексты;
умение работать в группе
системность знаний;
обогащение словарного запаса;
создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала.
1. Оргмомент. «Вхождение в урок».
Цель: подготовить учащихся занятию; психологически настроить на совместную работу.
1.1. Актуализация знаний.
Цель: проверить ранее усвоенные знания.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем урок вместе с почтальоном Печкиным, дядей Федором, Шариком и Матроскиным. Знаете кто это?
Ответы учащихся.
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
- Ребята, а что вы знаете о тексте?
- А вы можете назвать основные средства грамматической связи предложений в тексте?
- А я сейчас проверю, так ли это. Посмотрите внимательно на экран. Давайте прочитаем! (Ученик читает вслух содержимое слайда 2 (Презентация), карточки).
1. Мини-исследование текста. (Слайд №2 ).
Цель: учить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.
«Мои мама и папа!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик».
2. Беседа по вопросам.
Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.
- Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!
- Чем необычно это письмо? Кто его написал?
- А можно это письмо назвать текстом? Докажите.
Ребята делают вывод:
- Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.
Вопрос учителя:
- А каким должен быть текст?
- А что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора?
- А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 - Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются.
В тексте все предложения связаны между собой грамматически.
В тексте есть смысл.
В тексте может быть нарушен порядок предложений.
- Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите.
Ученики высказываются.
- Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик?. (Слайд 4 )
Вывод: «Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью».
3. Целеполагание.
Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.
- Ребята, а вы знаете, как связываются предложения в тексте?
- Как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать на уроке? (Проблемный вопрос.)
- Что такое цепная связь предложений в тексте?
- Значит, как мы обозначим сегодняшнюю тему урока? Правильно!
- Запишите в тетради число, тему урока «Понятие о цепной связи предложений в тексте».
- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? И что должны запомнить наши друзья из Простоквашино?.( Слайд № 5)
4. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником.
Цель: подготовка к восприятию нового материала через личные наблюдения, самостоятельное знакомство с теоретическим материалом; объяснить логику построения текста.
- Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно поработать с учебником (стр. 38), прочитать теоретический материал.
2. Работа в парах.
- А теперь прочитайте задание и проведите между собой в парах диалог. Попеременно задавайте вопросы и отвечайте на них предложениями из текста. При этом выделяйте слово, которым начинается ответ и слово, которым заканчивается вопрос (начиная со второго). Текст запишите в тетради.( упр.60)
3. Взаимопроверка.
- А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.
4. Проверка.
Вопросы:
- Как вы думаете, что помогает связать данные предложения в тексте?
Учащиеся отвечают:
- Связать предложения в тексте могут повторяющиеся слова.
5. Работа со схемой.
Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять.
- Сегодня вы должны усвоить главное: связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений.. (Слайд 6)
- Рассмотрите внимательно схему 1.. (Слайд 7). Проведите небольшой эксперимент: у вас на парах лежат карточки с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются.
Карточка №1.1.
Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.
Карточка№1.2.
Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.
Карточка №1.3.
Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.
- Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте?
Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически.( Слайд 8)
6. Работа с текстом.. (Слайд 9)
Цель: научить ребят находить в тексте «данное» и «новое».
- Теперь обратите внимание на текст слайда и найдите «данное», которое содержит имеющуюся информацию и «новое», которое содержит новую информацию.
Разговор двух, реже нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращенные к собеседнику.
- А кто такие собеседники? Являются ли ими наши герои?
- Вы убедились, что Шарик и Матроскин вступили в диалог, который состоял из реплик?
- А теперь попробуйте найти «данное» и «новое» в своих составленных текстах.
7. Работа со схемой ..( Слайд 9)
Вывод: в тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и связываются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.
5. Физкультминутка. (Слайд 12).
Цель: помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы. (Ребята изображают цепную связь и параллельную связь в пространстве).
- В Простоквашино, ребята, мы сейчас оправимся, Потому что настроением оно добрым славится. Встаньте, связь изобразите ту, что очень нравится. Без сомнения, друзья, вы с заданием справитесь!
Вывод: в тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и связываются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.
6. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Редактор». (Карточка № 2)
Цель: закрепить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте и повторить орфографию: правописание безударных гласных в корне слова, правописание проверяемых согласных в корне слова познакомиться со словом «редактор». (Соревновательный момент)
- А теперь пришло время показать на практике, что вы готовы справиться с любым текстом. Представьте себе, что вы - редакторы. Знаете, кто это? (Учащиеся высказываются).
- Редактор – это специальность, лицо, которое обрабатывает текст, редактирует, подготавливает его для печати. Вам нужно отредактировать материал так, чтобы получился связный текст. Чья группа быстрее и правильнее выполнит задание, получит право первой распечатать бандероль в конце урока.
Ребята составляют и записывают текст в тетради.
1 группа. Карточка №2.1.
Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клубки шерсти.
2 группа. Карточка №2.2.
Во дворе выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась лягушка.
3 группа. Карточка №2.3.
В (?) попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам. Сосны все время тихонько шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись леса.
2. Проверка.
- Давайте проверим, как вы справились с заданием. С каким способом связи предложений в тексте вы встретились? Как вы это определили?
Учащиеся высказываются.
7. Домашнее задание. (Слайд 13).
- Ребята, а вы знаете, кто написал книгу «Дядя Федор, кот и пес»? Вы ее читали? Я и почтальон Печкин предлагаем вам домашнее задание на выбор:
Написать небольшое сообщение об Э.Успенском или о его замечательных героях, используя цепную связь предложений.
А тот, кто затрудняется, может выполнить упражнение 62, § 9. (Из данных предложений составить текст, озаглавить его, записать и подчеркнуть сцепляющие слова).
8. Подведение итогов. Рефлексия (Слайды 14, 15).
Цель:подвести итогиданного урока,прорефлексировать знания учащихся.
- Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Что не поняли?
- Как связываются предложения в тексте?
- В чем особенность цепной связи?
- А какой урок извлекли наши герои?
Учащиеся высказываются.
- Мне было приятно сегодня работать с вами. Я поняла, что вы добрые, отзывчивые ребята, любите читать произведения современных писателей. И самым активным ученикам я поставлю только отличные оценки.
Использованная литература:
Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот. Повесть-сказка. РИО., Самовар, 1995.
Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2016.
Иллюстрации Аркадия Шера к произведению «Дядя Фёдор, кот и пес».