2. Актуализация знаний | 1. Что такое предложение? 2. Уточним, что мы уже знаем о предложении? Составление опорной схемы 3. А можно продолжить рассказ о предложении и дополнить схему анализа другими его признаками? (проблемный вопрос) На этот вопрос мы ответим в ходе нашего урока. | Экран Несколько слов, связанные друг с другом по смыслу и по форме Логически законченная мысль Опора – схема (на доске) Предложения бывают: -по цели высказывания повеств вопрос побудит -по интонации воскл невоскл -? |
3. Проверка домашнего задания | Игра с элементами театрализации «Хозяйка однажды с базара пришла» Я думаю, вы без труда закончили знакомые строки С.Михалкова в домашнем упражнении. (Звучит песня – отрывок) -О чём же говорится в этом предложении? Разговор овощей -Обо мне. Что? Картошка. Я подлежащее -Я считаю, обо мне. Что? Капуста. Подлежащее я. -Что? Морковка и я подлежащее. -Что? Горох. Подлежащее. -Петрушка. Что? Это я - подлежащее. -Как так? Что? Свёкла. Подлежащее – я. (вместе - ОХ!) А как вы ответите? Вывод: при одном сказуемом могут быть несколько подлежащих А может быть наоборот? Нередко при одном подлежащем бывает несколько сказуемых Домашнее задание поможет при узнавании нового | Песня Маски действующих лиц Правила |
4. Получение новых знаний ФИЗМИНУТКА | Дидактическая игра «Поймай основу» В предложениях найдите основу – «поймайте» её. Писать основы предложений мы будем с большой буквы, сохраняя тот порядок, в котором следуют слова, главные члены подчеркнём, укажем части речи. Подрались между собой серые коты. Поднялись у них трубой серые хвосты. Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко. Змейкой мчи ца по земле лёгкая позёмка. Сейчас заведём мы игрушки. Запрыгают зайцы, лягушки. Вывод: вы, конечно, заметили, что предложения могут состоять только из главных членов, а могут включать ещё и другие члены предложения. А как они называются и зачем нужны, ведь мысль и так понятна? (пробуют ответить, размышляют) Давайте проверим, верно ли мы предположили? Прочитайте сообщение, которое предлагают нам авторы учебника -Как называются другие члены предложения? -Зачем они нужны? -Что ещё мы можем теперь рассказать о предложении? Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех. Мы из снега ком слепили Потом куклу смастерили, Снег, снег, белый снег. Вышла кукла лучше всех. | Экран (идёт сличение результата поиска) Подрались коты. Поднялись хвосты. Дуют ветры, воют. Мчи ца позёмка. Заведём мы. Запрыгают зайцы, лягушки. Экран Главные члены ? (позже вместо вопроса название второстепенные) Учебник русского язык (читают сообщение) второстепенные Схема – опора -по наличию второстепенных членов нераспростр распростр Дети (3-5) приглашаются к доске и показывают движения, которые придумали сами. |
5.Закрепление нового материала | Ролевая игра «Живое предложение» Играет слово Снежок Что делает? кружится и падает Какой? лёгкий нежный пушистый Как кружится? изящно грациозно плавно легко вальсируя Как падает? тихо медленно Где кружится? в воздухе в небе Каком воздухе? морозном свежем Куда падает? на землю на тропинку на дорожку на равнину На какую землю? белую запорошенную заснеженную белоснежную посеребрённую Запись составленного предложения с комментированием. Подчеркивание основы. Определение частей речи. Характеристика предложения (Повеств, невоскл, распростр.) | Лёгкий нежный снежок, плавно вальсируя, кружится в морозном воздухе и тихо падает на посеребрённую землю. (15 слов) |
6.Домашнее задание | Ролевая игра «Лучший корреспондент» (дифференцированная работа) Я предлагаю вам представить себя в роли корреспондента и в выходные дни с родителями отправиться в зимний заснеженный лес, полюбоваться красотой нашей уральской природы и написать небольшой репортаж «Вести из зимнего леса». Можно по желанию добавить фотографии. На карточках даются нераспространённые предложения. Добавьте второстепенные члены, чтобы текст получился интересным. | Карточка Вести из зимнего леса. Зима добралась. Деревья стоят. Гуляет ветер. Посыпал снег. Прыгают белки. Лисица крадётся. Прячется заяц. Вариант текста ( Седая зима добралась до лесного царства. Высокие стройные деревья стоят в теплых снеговых шубах. В их вершинах гуляет бродяга-ветер. Вдруг посыпал снег алмазной пылью. Это прыгают с ветки на ветку весёлые белки. Хитрая лисица крадётся по полянке. Под елью прячется робкий заяц. ) |