Цель: формирование умения разграничивать типы придаточных, составлять схемы сложноподчинённых предложений
Рассмотрим три предложения.
Сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях.
Познакомимся с таблицей.
тип прида- точного | вопрос | связь присловная / неприсловн. | средства связи | указа- тельные слова в ГП | пример |
союзы | союзные слова |
определи-тельное | какой? | сущ. или мест. в главной части | | который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что | такой, тот | Тот дом, к которому мы шли, стоял на горе. Дом, что стоял на горе, был хорошо виден. |
изъясни- тельное | падеж- ные вопросы | глагол, пред. наречие, сущ. со знач. речи, мысли, чувства | что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли | что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, насколько | то, тот, та, те | Известие о том, что я приеду, его не обрадовало. Я не знаю, как ему об этом сказать. Надо, чтобы он пришел. |
присое- динительное | | | | что (в любой падежной форме), отчего, почему, зачем | | Отец долго не приезжал, что всех беспокоило. Я здоров, чего и вам желаю. |
Обстоятельственные придаточные |
времени | когда, как долго, с каких пор, до каких пор? | | когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг | когда (если относится к тогда или др. наречию со знач. времени в главной части) | тогда | Когда она выходила из гостиной, в дверь позвонили. |
места | где, куда, откуда? | мест. (см. указательные слова), наречие | | где, куда, откуда | там, туда, оттуда | Я был там, где никто из вас не был. Пойду, куда глаза глядят. |
причины | почему, отчего? | | потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что | | | Я очень нервничал, так как был не до конца готов к ответу. |
следствия | Каково след- ствие? | | так что | | | Было холодно, так что из дома мы не выходили. |
условия | при каком условии? | | если (...то / так / тогда), когда (=если), коли, коль скоро, раз, в случае если | | | Если ты не позвонишь, я буду волноваться. |
цели | зачем, с какой целью? | | чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только | | затем | Они пришли, чтобы проститься. |
уступки | несмотря на что, вопреки чему? | | хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай | что (бы) ни, кто (бы) ни, какой (бы ни, сколько (бы) ни, как (бы) ни, где (бы) ни, куда (бы) ни | | Хотя я болел, но задание выполнил. Как я ни стремился домой, поехать туда мне не удалось. |
сравнения | как что, подобно чему? | | как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы | | так | Листья зеленеют, словно их кто-то вымыл. Было так тихо, как бывает только в лесу. |
меры и степени | в какой мере, степени? | мест. (см. указательные слова), наречие | что, чтобы, любой сравнительный союз | насколько, сколько | так, такой, настолько, (не) столько | Было так тихо, что стало не по себе. Мы поднялись на такую высоту, что захватывало дух. |
образа действия | как, каким образом? | так | | как | так | Я всё сделал так, как ты мне сказал. |
| | | | | | | | | Тип придаточного | |
| 1.Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой. | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 2.В важных делах жизни надо спешить так, как будто бы от потери | | | | |
| одной минуты должно было всё погибнуть. | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 3.Подлинная дружба созревает медленно и расцветает только там, где | | | |
| люди действительно доказали её друг другу. | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 4.Кремлёвские куранты, что бьют на Спасской башне Кремля, поставлены | | | |
| в 1770 году. | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 5.Когда французы отступали из Москвы в 1812 году, они намеренно | | | | |
| испортили часы. | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 6.Но на следующий год часы вновь заработали, потому что мастер Яков | | | |
| Лебедев починил их за свой счёт. | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 7.Трудно найти на земле уголок, где бы не было животных. | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 8.В 15 - 16 веках все научные сочинения были написаны в основном на | | | |
| латыни, хотя этот язык не был понятен большинству народов. | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 9.Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, | | | |
| который внёс существенный вклад в создание теории реализма. | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 10.Способность заложена в человеке, как в семени заложено растение. | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | Тип придаточного | |
| 1.Никак не может быть, чтобы человек ни к чему не имел способностей. | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 2.Если взглянуть на семечко, можно сразу определить растение. | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 3.Но с первого взгляда не определить, какие способности заложены | | | | |
| в человеке | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 4.Поэтому часто люди идут учиться не туда, куда им надо. | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 5.В произведениях античных писателей упоминается о том, что | | | | |
| некий Кратес ещё во II веке до нашей эры изготовил модель Земли | | | | |
| в форме шара. | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 6.Самым древним из всех сохранившихся глобусов считается | | | | |
| шарообразная модель земли, которую создал немецкий географ и | | | | |
| математик М. Бейхан в 1492 году. | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 7.При изготовлении бумаги бамбук, долго моченный в воде, кипятили, | | | |
| пока он не превращался в рыхлую массу. | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 8.Смерчи образуются в грозовом облаке там, где сталкиваются | | | | |
| воздушные потоки разных направлений температур. | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 9.Грустно видеть, когда юноша теряет свои надежды и мечты. | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| 10.Всякий труд важен, ибо он облагораживает человека. | | | | | |
| | | | | | | | | | | |