kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчинённое предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке русского языка рассматриваются сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных. Опираясь на обобщающую таблицу, учащиеся в ходе урока определяют тип придаточного, составляют схемы предложений, расставляют знаки препинания. На этапе закрепления предлагается работа с перфокартами, что позволит сэкономить время и будет способствовать ускорению темпов проверки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчинённое предложение" »

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме:

«Сложноподчинённое предложение с разными типами придаточных»


Банахевич Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей г. Азова



Цель: формирование умения разграничивать типы придаточных, составлять схемы сложноподчинённых предложений


Ход урока


  1. Актуализация опорных знаний


Рассмотрим три предложения.

  1. Оба ссорятся – оба виноваты.

  2. Оба ссорятся, и оба виноваты.

  3. Когда оба ссорятся, оба виноваты.


Распределим их в таблице


Бессоюзное

Сложносочинённое

Сложноподчинённое

Нет союза между частями предложения

От одного предложения к другому нельзя задать вопрос

От одного предложения к другому можно задать вопрос

Оба ссорятся – оба виноваты.

Оба ссорятся, и оба виноваты.

Когда оба ссорятся, оба виноваты.


Сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях.


  1. Изучение нового материала


Познакомимся с таблицей.

Типы придаточных предложений в русском языке

тип прида-

точного

вопрос

связь присловная / неприсловн.

средства связи

указа-

тельные слова в ГП

пример

союзы

союзные слова

определи-тельное

какой?

сущ. или мест. в главной части


который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что

такой, тот

Тот дом, к которому мы шли, стоял на горе. Дом, что стоял на горе, был хорошо виден.

изъясни-

тельное

падеж-

ные вопросы

глагол, пред. наречие, сущ. со знач. речи, мысли, чувства

что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли

что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, насколько

то, тот, та, те

Известие о том, что я приеду, его не обрадовало. Я не знаю, как ему об этом сказать. Надо, чтобы он пришел.

присое-

динительное




что (в любой падежной форме), отчего, почему, зачем


Отец долго не приезжал, что всех беспокоило. Я здоров, чего и вам желаю.


Обстоятельственные придаточные


времени

когда, как долго, с каких пор, до каких пор?


когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг

когда (если относится к тогда или др. наречию со знач. времени в главной части)

тогда

Когда она выходила из гостиной, в дверь позвонили.

места

где, куда, откуда?

мест. (см. указательные слова), наречие


где, куда, откуда

там, туда, оттуда

Я был там, где никто из вас не был. Пойду, куда глаза глядят.




причины

почему, отчего?


потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что



Я очень нервничал, так как был не до конца готов к ответу.

следствия

Каково след-

ствие?


так что



Было холодно, так что из дома мы не выходили.

условия

при каком условии?


если (...то / так / тогда), когда (=если), коли, коль скоро, раз, в случае если



Если ты не позвонишь, я буду волноваться.

цели

зачем, с какой целью?


чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только


затем

Они пришли, чтобы проститься.

уступки

несмотря на что, вопреки чему?


хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай

что (бы) ни, кто (бы) ни, какой (бы ни, сколько (бы) ни, как (бы) ни, где (бы) ни, куда (бы) ни


Хотя я болел, но задание выполнил. Как я ни стремился домой, поехать туда мне не удалось.

сравнения

как что, подобно чему?


как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы


так

Листья зеленеют, словно их кто-то вымыл. Было так тихо, как бывает только в лесу.

меры и степени

в какой мере, степени?

мест. (см. указательные слова), наречие

что, чтобы, любой сравнительный союз

насколько, сколько

так, такой, настолько, (не) столько

Было так тихо, что стало не по себе. Мы поднялись на такую высоту, что захватывало дух.

образа действия

как, каким образом?

так


как

так

Я всё сделал так, как ты мне сказал.



  1. Опираясь на таблицу, выполним упражнения.

Упражнение № 1

Задание. Подчеркните грамматические основы, расставьте запятые, составьте схемы, определите тип придаточного.

  1. Облик Ореста Кипренского наиболее полно соответствовал представлениям литераторов о том, каким должен быть живописец-романтик.

  2. В 1827 году появились два самых известных портрета А.С. Пушкина которые были написаны О. Кипренским и В. Тропининым.

  3. Наука если она хочет быть обновлённой должна быть бесстрашной.

  4. И сейчас можно привести многие печальные примеры суеверий хотя они прикрыты различными терминами.

  5. Больно видеть когда в силу каких-то предрассудков и суеверий человек запугивает сам себя призраками.

  6. Иногда реки и озёра мертвеют как будто из них навсегда ушла жизнь.

  7. Листья устилают воду так густо что лодка оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.

  8. Когда утром развеялся туман выглянуло солнце.

  9. Известно как англичане уважают общественные приличия.

  10. Кошка видит в темноте немногим больше чем видим мы с вами.



Упражнение № 2

  1. Греческий полководец Александр Македонский во время сражений командовал войсками с помощью огромного рупора из обожжённой глины который подвешивали на цепи между тремя поставленными шатром жердями.

  2. Рупором пользовались моряки чтобы перекинуться словечком с кем-нибудь на берегу или приветствовать встречное судно.

  3. Когда французы вошли в Москву некоторые дома они зажгли.

  4. Но ещё больше усиливался пожар оттого что русские сами зажигали свои дома.

  5. Хотя труд и наслаждение различны по своей природе всё же между ними имеется какая-то естественная связь.

  6. В 1899 году Виктор Михайлович Васнецов открыл в Москве свою первую персональную выставку на которой центральным произведением стала картина «Богатыри».

  7. Эта картина была особенно дорога автору потому что он трудился над ней свыше восемнадцати лет.

  8. В 1714 году в Петербурге была основа Кунсткамера где сосредоточились «диковинные» образцы растительного и животного мира.

  9. Только в сопоставлении правды и поэтического вымысла Пушкина мы узнаём как философствовал он над своей жизнью.

  10. Биография Пушкина всегда привлекала исследователей так как они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества.



  1. Работа с перфокартами

ВАРИАНТ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип придаточного

 

 

1.Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой.

 

 

 

 











 

 

2.В важных делах жизни надо спешить так, как будто бы от потери


 

 

 

 

одной минуты должно было всё погибнуть.






 

 











 

 

3.Подлинная дружба созревает медленно и расцветает только там, где

 

 

 

 

люди действительно доказали её друг другу.






 

 











 

 

4.Кремлёвские куранты, что бьют на Спасской башне Кремля, поставлены

 

 

 

 

в 1770 году.









 

 











 

 

5.Когда французы отступали из Москвы в 1812 году, они намеренно


 

 

 

 

испортили часы.









 

 











 

 

6.Но на следующий год часы вновь заработали, потому что мастер Яков

 

 

 

 

Лебедев починил их за свой счёт.







 

 











 

 

7.Трудно найти на земле уголок, где бы не было животных.


 

 

 

 











 

 

8.В 15 - 16 веках все научные сочинения были написаны в основном на

 

 

 

 

латыни, хотя этот язык не был понятен большинству народов.




 

 











 

 

9.Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский,

 

 

 

 

который внёс существенный вклад в создание теории реализма.




 

 











 

 

10.Способность заложена в человеке, как в семени заложено растение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВАРИАНТ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип придаточного

 

 

1.Никак не может быть, чтобы человек ни к чему не имел способностей.

 

 

 

 











 

 

2.Если взглянуть на семечко, можно сразу определить растение.


 

 

 

 











 

 

3.Но с первого взгляда не определить, какие способности заложены


 

 

 

 

в человеке









 

 











 

 

4.Поэтому часто люди идут учиться не туда, куда им надо.



 

 

 

 











 

 

5.В произведениях античных писателей упоминается о том, что


 

 

 

 

некий Кратес ещё во II веке до нашей эры изготовил модель Земли




 

 

в форме шара.









 

 











 

 

6.Самым древним из всех сохранившихся глобусов считается


 

 

 

 

шарообразная модель земли, которую создал немецкий географ и




 

 

математик М. Бейхан в 1492 году.







 

 











 

 

7.При изготовлении бумаги бамбук, долго моченный в воде, кипятили,

 

 

 

 

пока он не превращался в рыхлую массу.






 

 











 

 

8.Смерчи образуются в грозовом облаке там, где сталкиваются


 

 

 

 

воздушные потоки разных направлений температур.





 

 











 

 

9.Грустно видеть, когда юноша теряет свои надежды и мечты.


 

 

 

 











 

 

10.Всякий труд важен, ибо он облагораживает человека.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



  1. Подведём итоги. Какие предложения называются сложноподчинёнными? Какие типы придаточных предложений вы знаете.

  2. Домашнее задание. Вспомните десять пословиц. Запишите их, определите типы придаточных.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчинённое предложение"

Автор: Банахевич Елена Анатольевна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "конспект  урока по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение. Строение СПП""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekturokaporusskomuiazykupotiemieslozhnopodchinionnoiepriedlozhieniiestroieniiespp"
    ["file_id"] => string(6) "324323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462422660"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства