конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение. Строение СПП"
Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение. Строение СПП"
Урок был проведен в начальном классе по английскому языку. На уроке исследовалась роль критериального оценивания для повышения самооценки учащихся, поэтому на уроке применялось критериальное оценивание каждого задания. При опросе домашнего задания наблюдалось работа одаренных и талантливых так как, они рассказали и показали видеоролик о родном крае
На уроке умело сочеталась групповая, фронтальная формы работы, прием «Снежинка», игра «Морской бой», прием «Взаимный диктант». Применялись модули обучения: ИКТ, задания для одаренных и талантливых, Возрастные особенности, Управление и лидерство, Критическое мышление, Новые подходы в преподавании и обучении, Оценивание обучения и оценивание для обучения». Отслеживалась работа каждого учащегося. На уроке активно работали все эти группы учащихся.
Групповая работа прошла на качественном уровне: каждый ученик знал свою работу и выполнял ее.
На уроке не было равнодушных и скучающих. Прием чтение с пометкой не был применен так как, индивидуальная задание затянулось.
В конце урока учитель подвела итоги, рефлексию «Кораблик» и «Райтинга».
Урок показал, что при использовании приемов новой технологии учащиеся легко усвоили новый материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение. Строение СПП"»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
« Сложноподчинённое предложение. Строение СПП.»
Текст заголовка:
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
« Сложноподчинённое предложение. Строение СПП».
Цель:
совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;
определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;
развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость;
проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП;
воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка;
Оборудование:
таблицы – схемы СПП;
мультимедиа
Ход урока
1.Оргмомент
Учитель
Итак, давайте оформим тему урока в рабочих тетрадях. Запишите сегодняшнее число и тему «Сложноподчинённые предложения. Строение СПП».
Целью сегодняшнего урока будет:
-установление смысловых отношений между простыми предложениями в СПП; составление схем СПП;
-совершенствование умения определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;
-и, конечно же, воспитание бережного отношения к слову.
2. Проверка Д/З
Учитель
Поскольку основной единицей синтаксиса является предложение, то начнем урок с синтаксического разбора предложения. (Как раз то, что вы делали дома.) Один человек поработает у доски. (Индивидуальное задание)
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М.Третьякова.
- Другой ученик поработает на компьютере по теме «Корни с чередованием». Сам же компьютер и оценит его работу.(Индивидуальная работа)
(работа за компьютером)
3. Практическое задание
А мы с вами выполним другое задание. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Ваша задача - из «перепутанных» предложений надо собрать текст. (Коллективная работа)
Из “перепутанных” предложений соберите текст.
Он был человеком деловым, и дело его процветающим.
Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”.
Третьяков П.М. (27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат*, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи.
Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.
Выберите вариант ответа:
А) А, B, C, D
B) C, D, А, B (правильный ответ)
C) B, C, А, D
D) А, D, B, C
- Знаете ли вы значение выделенного * слова (меценат)?
Я попросила ученицу сделать небольшую исследовательскую работу, поработать со справочными материалами , « покопаться» и найти происхождение этого слова. Пожалуйста, давайте послушаем.
В первом веке до нашей эры жил в Риме богач Меценат (это имя собственное, то есть так его звали)(между 74 и 64 г. до н. э.). Он служил при дворе императора Августа [1], был умелым дипломатом и ловким политиком. Но, главное, Меценат был ценителем искусства и оказывал покровительство поэтам, художникам и артистам: помогал им деньгами, давал работу, приглашал на пиры... И именно этим обессмертил своё имя. Со временем меценатами стали называть всех богатых людей, помогающих искусству.
В Толковом словаре под редакцией Ожегова и Шведовой статья гласит, что это богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”.
(Предложение сложное, сложноподчинённое, имеет две грамматические основы. Простые предложения в составе сложного соединены подчинительным союзом ЧТО, поэтому поставлена запятая.)
- Проверка синтаксического разбора предложения
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М.Третьякова. (Повест., невоскл, сложное,
союзное, СПП:
1. Простое, двусоставное, распр.
2.Простое, двусоставное, распр.)
- Мы только что разобрали с вами один из видов сложного предложения, давайте попробуем восстановить знания о сложном предложении. Итак - небольшой тест. (Тест находится у каждого в папочке для индивидуальной работы)
Тест.
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) только перед главным; в) перед главным, разрывает главное, после главного предложения.
А теперь давайте проверим!
- На какие группы делятся сложные предложения?
Итак, сложные предложения бывают :
- Какие предложения называются сложными?
Я вам сделала небольшую подсказку, но и тут вы должны поработать. Соедините части рассыпанного текста.
1Простые предложения
4…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
2Сложные предложения
5… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
3Сложносочинённые предложения
1…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
4Сложноподчинённые предложения
2… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
5Бессоюзные предложения
3… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
Учитель.
Правильно ставить знаки препинания помогает знание строения предложения и умение строить схемы сложноподчинённых предложений.
Прочитайте схемы. Объясните постановку знаков препинания в данных схемах.
4. Схематический диктант. (Один чертит схемы на доске)
1.Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать.
2.В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику.
4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.
Физминутка
Поиграем!
1. И нищий наездник таится в ущелье,
1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута,
2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу,
3. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Известно,
4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться,
5. когда я почувствовал страшную усталость.
Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?
Ответ: (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4).
5-4 (ССП лишнее)
- Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о поэзии Жана Робертэ. Это французский поэт 15 века. Его поэзией интересовался Пушкин и, оценивая творчество Жана Робертэ, говорил: “Он развивал мысль о том, что человек одинок среди людей”. А парадокс называл “главным, излюбленным приёмом его творчества” Странно звучит. Но давайте прочитаем одно стихотворение этого поэта и попытаемся проникнуть в его художественный мир.
Над родником от жажды умираю.
Мне сладко то, что горьким должно быть.
К внушающим вражду любовь питаю.
Враждую с теми, кого след любить.
Хвалю всех тех, которых след хулить.
Я зло охотней, чем добро, приму.
Ищу того, чего искать напрасно.
Не верю в то, что ведомо уму.
Уверен в том, в чём сомневаюсь страстно.
( Жан Робертэ)
- Каким вы представляете себе лирического героя?
(Человек, который всё противопоставляет.)
( Он всё понимает, но осознанно отвергает всё..)
(Мне кажется , что он отвергает законы, по которым живёт общество.)
(Он почему-то себя мучает.)
-Да, наверное, он за что-то себя наказывает, уже в первой строчке мы можем это увидеть, потому что родник всегда даёт жизнь водоёму, питает всё живое, а герой отказывается от жизни, он от жажды умирает. Наверное, он грешник и наказывает себя за это.
- Ребята, а из каких предложений состоит это стихотворение?
(СПП)
- Назовите их.
-Это синтаксический параллелизм. Так же как и в геометрии, вы чертите параллельные, так же расположены и предложения в стихотворении.
-Часто ли мы встречаем СПП в поэзии?
( Чаще в типе речи рассуждение, когда автор пытается создать атмосферу непринуждённой беседы с читателем, словно повествует о чём-либо)
- Давайте выпишем СПП предложения и построим их схемы.
Если останется время – работа по индивидуальным папкам по вариантам:
1 вариант
Расставьте знаки препинания в предложений.
… сосуд крышка которого… … оболочка из пластмассы назначение которой… … высоким забором вдоль которого… … большие дома в нижних этажах которых…
(… сосуд, крышка которого… … оболочка из пластмассы ,назначение которой… … высоким забором, вдоль которого… … большие дома , в нижних этажах которых…)
2 вариант
Отредактируйте текст, устранив назойливое повторение союзного слова который. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Только нужный предмет который использу ...тся в практике получа...т наименование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб...рают у (не) съедобных же которые (ни) кто (не) берёт далеко (не) всегда есть название. Перевод гриба который ранее (не) употр…блялся в пищу всегда связ...н с тем что он пр...обрета...т имя слово как будто прор..ста …т с позн... ва…мым предметом.
(Только нужный предмет, который используется в практике, получает наименование. Грибники дают название только тем грибам, которые они собирают, у несъедобных же, которые ни- кто не берёт, далеко не всегда есть название. Перевод гриба, который ранее не употреблялся в пищу, всегда связан с тем, что он приобретает имя, слово как будто прорастает с познаваемым предметом.)
Домашнее задание: $9,
- Составьте предложения по данным ниже схемам (схемы записаны на доске):
[ ук. сл. + сущ. ], (какой - = ).
[ сущ. ], ( где = - и - ).
[ сущ.], ( который = ).
[ ук. сл. + сущ.], ( куда = - ].
или
выполните упр.88
Используемая литература:
Бархударов С.Г. и др. Русский язык 9 класс .М., «Просвещение», 2008
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 9 класс М, «Вако»2007