Урок русского языка в 7 классе
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Предлог»
Цели урока:
Образовательная: закрепить и обобщить полученные учащимися знания о предлоге, продолжить вырабатывать навык правильного написания производных и непроизводных предлогов и правильного их употребления в речи.
Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе.
Оборудование урока:
Индивидуальные карточки с заданиями для учащихся (тест), занимательный материал сказка о предлоге, стихотворение), справочные материалы.
Ход урока:
Орг.момент
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы повторим имеющиеся знания и подведём итоги работы над темой «Предлог».
III. Орфографическая разминка(самостоятельно)
Задание: записать гласную в корне слова (слова записаны на листочках)
сож…леть пок…яние прил…гательное
отр…сль р…скошный тр…пиночка
насл…ждение подр…сла приг..рюнился
прил…скать к…сательная под…рить
р…сток г…рение зн…мена
к…снулся гр…мада сл…беть
пл…ксивый р…сти зап…х
2. Демонстрация правильного ответа и критериев оценивания. Взаимопроверка и взаимооценка. (Если все выполнено верно, должна сложиться «5» при соединении букв «а»). (5минут)
3. Работа над ошибками. (5минут)
IV. Актуализация знаний учащихся
Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит.
Прочитайте ряд слов;
Из какого стихотворения эти строки и кто автор?
( А.С. Пушкин « Зимнее утро»)
С помощью каких слов можно восстановить отрывок из стихотворения?
( с помощью предлогов)
Запишите и объясните расстановку знаков препинания.
( синтаксический разбор предложения у доски)
Вывод: предлоги выражают зависимость одних слов от других слов в словосочетании и в предложении, предлоги относятся к существительным.
V.Закрепление (повторение темы : « Предлог»)
Ребята, вы можете себе представить, что о предлогах существуют даже стихотворения. Вот один из них. Послушайте его внимательно и скажите, о каких предлогах идёт речь?
Нет предлога.
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
« Что значит – «по»?
«что значит – «за»?
И «за» и «по» - предлоги…»
А хорошо бы – ЗА порог
И – мчаться ПО дороге!...
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Дополнительная информация
Как ни странно, предлоги могут иметь важное политическое значение. Пример тому – отношения с Украиной. Пока эта страна входила в состав Российской империи, а потом в состав Советского Союза, говорилось: поехать на Украину, вернуться с Украины. Теперь, когда Украина стала независимой страной, возникло осложнение. Украинская сторона требует, чтобы при упоминании страны употреблялись те же предлоги, что и при упоминании других стран: поехать в Турцию, в Украину; вернуться из Польши, из Украины. Но этот лингвистический и политический вопрос пока так и остался нерешённым.
Ваша задача заключается в следующем: вы должны правильно употребить предлог В и НА с данными словами и записать получившиеся словосочетания.
Работать ( предприятие, институт, завод, фабрика, поле)
Жить ( Одесса, Лохово, Урал, Москва, Дальний Восток)
Ответ: на предприятии, в институте, на заводе, на фабрике, в поле.
В Одессе, в Лохово, на Урале, в Москве, на Дальнем востоке.
Работа с текстом ( в парах)
Прочитать текст и выполнить следующие задания:
а) выписать в тетрадь строчки, в которых заключена главная мысль стихотворения;
б) выписать из текста все предлоги.
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все ее дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, - Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.
(Виктор Боков)
Проверка с объяснением: а) предлоги – с, о, над, к, в;
- Какие это предлоги? (непроизводные) А какие ещё предлоги вы знаете? Чем они отличаются?
4. - Послушайте сказку о предлогах.
В одном небольшом, но очень красивом городе жили предлоги. За долгие годы между ними установились добрые и дружеские отношения. Каждый предлог гордился тем, что относится к этой части речи, уважал своих соседей, но всё - таки, несмотря на это, старался употреблять, использовать себя самого в предложениях и текстах почаще.
-Я пошел в лес. В нём было тихо. Лишь только птицы, летающие в небе, нарушали своим пением его тишину, - говорил предлог В. Предлог На гордился, что он пространственный, С — тем, что временный. От - тем, что причинный и т. д. Предлог Согласно важничал, потому что он требует от существительного Д. п. Каждому было чем гордиться. Но все они продолжали дружно жить. Так бы всё шло и шло, если бы однажды не заговорили между собой два предлога «в течение» и «в».
-Какой — то ты маленький, совсем коротышка, состоишь всего из одной буквы, - пошутил предлог «в течение», - то ли дело я.
-Ну и что ж, - обиделся «В»- зато я старше тебя.
-Как это? — удивился предлог «в течение».
-А очень просто. Я раньше тебя в речи появился.
-Не может быть.
-Да ты родился позже меня и пришел из разряда существительных.
-Спорили бы они ещё долго, если бы не вмешался предлог «согласно».
-Пожмите друг другу руки, друзья. Не спорьте! Какая разница, в ком больше букв, в ком у нас меньше. Главное, что мы все важны и все нужны.
Ответьте на вопросы:
а) Кто прав в споре?
б) Какой из предлогов «в» или «в течение» появился раньше?
в) К разряду каких предлогов относятся «в», «в течение»?
г) Нужны ли предлоги в речи? для чего?
Предлогов в русском языке много.
5.Работа у доски. Ученик распределяет предлоги в две колонки.
Производные Непроизводные
По причине на, за, в, от, на, по, из -за
Мимо
Несмотря на
В течение
- Ребята, сейчас я прочту вам текст, а вы ответите, какой производный предлог встретится в нём.
Весёлые диалоги.
- Какая личность, с которой вы столкнулись в течение учебного года, потрясла вас сильнее всего?
- Наполеон.
- Александр Македонский.
- Пётр Первый.
- А меня мой отец, когда увидел табель за первое полугодие.
6. Игра «Слитно и раздельно» (двое работают у доски).
в течение вследствие
в продолжение насчет
по причине ввиду
в целях вокруг
со стороны впереди
в продолжение навстречу
в связи с вместо
по причине несмотря (на)
7. Какие предлоги требуют от существительных Д. П.?
благодаря (упорство и настойчивость, товарищ)
согласно (моя просьба, решение комиссии)
вопреки (прогнозы погоды, наши опасения)
наперекор (враг, судьба)
навстречу (ветер, друг)
а) Составить словосочетания, ставя существительные в нужном падеже.
8. Исследование предложений (по рядам)- на доске записаны предложения.
-Правильно ли составлены предложения?
Благодаря упорному труду экзамены были сданы хорошо. Благодаря сильным морозам занятия в школе были отменены.
Благодаря болезни я не ходил с классом в лес. Благодаря компасу туристы хорошо ориентировались.
9. Работа в парах(выписать в два столбика номера предложений: 1 ст. – с произв.предлогами, 2 ст. – с другими частями речи)
1. Докладчик говорил в продолжение часа. 2.В продолжении романа мы узнали о судьбе главных героев.3.Все расходы по организации праздника были отнесены на счет месткома. 4.Вы можете сообщить данные насчет переписи?5. В течение трех лет автор работал над своим романом. 6.В течении болезни наступил перелом.
7.Вследствие задержки в пути мы опоздали на поезд. 8.В следствии по делу о преступлении были включены новые документы. 9.Декабристы находились долгие годы в заключении. 10.В заключение лекции докладчик прочитал обращение к молодежи.11.Говоря об этом, он имел в виду допущенные ошибки. 12.Ввиду сильных морозов занятия в школах были отменены. 13.Благодаря друга за радушный прием, Павлик распрощался с ним. 14.Благодаря извозчику, они быстро добрались до нужного места.15. Несмотря на ранний час, улицы были полны людей. 16.Он играл, казалось, даже не смотря на клавиши фортепиано.
Проверка: 1 – 1,4,5,7,10,12,14,15
2 – 2,3,6,8,9,11,13
VI. Итог урока. Выполнение целей урока. Выставление отметок
VII. Домашнее задание
Учащиеся получают карточки с предлогами ( одинаковые) и составляют текст
« Иду в школу».
Задание из слов:
Вокруг, впереди, около, мимо, после, из-за, вследствие, благодаря, сзади, в продолжение, по причине, вопреки, в связи, насчёт, несмотря на, вовремя.