Целеполагание. | | Слайд 2. «Орфоэпическая дуэль». Начинаем урок с «Орфоэпической дуэли», слова для которой вы подготовили дома. На слайде по щелчку появляется слово. «Победитель» получает отметку. | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Один учащийся произносит слово, обращая внимание на правильность постановки ударения. Если он произнес правильно - появляется для него следующее слово, если неправильно – он «повержен» на «дуэли», следующий ученик начинает сначала. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные УУД: контроль в форме результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ____________________________ ____________________________ |
| (Слайд 2) После выявления «победителя» ещё раз появляются слова, в которых правильно определены ударные звуки. Слова какой части речи здесь представлены? Какие существуют закономерности для определения места ударения в глаголах? Какие слова не подчиняются этим закономерностям? В какой форме находятся эти глаголы? Выпишите глаголы, которые находятся в форме настоящего времени. Выделите окончания глаголов. Можем мы сомневаться, какая гласная пишется в окончаниях глаголов? | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Ответ учеников: ГЛАГОЛ. У глаголов в форме прошедшего времени в женском роде ударение падает на окончание; в настоящем времени чаще всего – на последний слог. БАЛОВАТЬСЯ, ЧЕРПАТЬ, ЗАРЖАВЕТЬ, ОТКУПОРИТЬ. Инфинитив (неопределенная форма глагола). ОБЛЕГЧИТ, ЗВОНИШЬ, ЗАЗВОНИТ, ЧЕРПАЕТ, ВКЛЮЧИТ. Учащиеся графически выделяют окончания. Нет, потому что на эти гласные падает ударение. Личностные УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого материала. Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Знаково-символические УУД: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ____________________________ ____________________________ |
Момент осознания недостаточности знаний. | | Как вы думаете, с какой целью мы сейчас производили орфоэпический разбор этих слов? Цель урока Сегодня мы вспомним, что вы знаете о спряжении глагола, для удобства определения спряжения разработаем алгоритм. (Слайд 3). Речь на уроке пойдет о глаголах в форме какого времени? Работа с учебником. (Слайд 4) Задание: определить признаки глагола. Какую колонку вам было сложнее всего заполнить? Почему? Итак, мы определим спряжение глагола, если нам известна гласная в окончании (и наоборот: если знаем спряжение, вспомним, что в 1 спряжении пишется Е, во 2-ом - И. (Слайд 5) Слайд 6. Распределите слова в два столбика (глаголы 1 спряжения и глаголы 2 спряжения) (прием «знаю – хочу узнать – узнал – научился») Трудно было выполнить это задание? Почему? (Слайд 5) А если окончание безударное, как определить спряжение глагола? Вспомним, какие глаголы относятся ко второму спряжению? К первому? ФИЗМИНУТКА. Дети встают по парам, выходят из-за парт. Хором проговаривают слова, изображая действия: У реки росла ря-би-на, (встали на цыпочки, руки вверх, потянулись) А река текла, ря-би-ла. (руки вниз, влево-вправо). Вот такая глу-би-на, (присели). Там гуляла ры-би-на. (подпрыгнули) Важный-важный рыбий царь По прозванью Государь! (руки вверх и важно на пояс). Давайте составим кластер, по которому легко будет определять спряжение глагола и его окончание. (Слайд 7) | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Тема урока – «Спряжение глаголов», а спряжение определяется для того, чтобы понять, какая гласная пишется в безударном окончании глагола. Настоящего времени. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. Регулятивные УУД: способность к определению мотива учения. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ____________________________ ____________________________ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Третью – спряжение глагола. Сложнее, потому что забыли систему определения спряжения. Познавательные УУД: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. Регулятивные УУД: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив; способность к определению мотива учения. Знаково-символические УУД: выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Знаково-символические УУД: преобразование учебного материала, моделирование, выделения существенного. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ____________________________ ____________________________ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1 спр. | 2 спр. | догорает | ложится | разбирается | скрипят | тает | шумит | пахнет | блестит | тянутся | | переливается | | Легко. Мы знаем, что в 1 спряжении пишется в окончании буква Е, во втором – И. В данных словах было нетрудно определить спряжение, так как гласные в окончаниях не пропущены. Познавательные УУД: планирование – определение последовательности Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: прогнозирование результата и уровня усвоения материала. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ____________________________ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Нужно поставить глагол в форму инфинитива. Все на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ); 7 глаголов на – ЕТЬ: ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ; 4 глагола на –АТЬ: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ. БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, все глаголы на –АТЬ, -ЕТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ТЬ, -ЧЬ… Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью данной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные УУД: управление поведением партнера. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Совместно с учителем (коллективная деятельность) определяется структура кластера. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Знаково-символические УУД: формирования обобщенных знаний. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ____________________________ ____________________________ |
Коммуникация. | | Самостоятельная работа: распределите данные слова в три колонки. (Слайд 8) Первые три ученика получат отметку. Объяснительный диктант (работа у доски с использованием алгоритма). Диктует учитель. Читаешь книгу, борется с ленью, стирает бельё, терпишь невзгоды, строит дом, стелется туман, клеит конверты, снег растает, услышит речь, увидит корабль. | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Учащиеся работают в тетради. Глаголы 1 спр. | Глаголы 2 спр. на -ИТЬ | Глаголы 2 спр. исключения | таять | клеить | видеть | чуять | ездить | слышать | бороться | | смотреть | стелить | | | замирать | | | чувствовать | | | Личностные УУД: действие смыслообразования. Познавательные УУД: применение методов информацион-ного поиска. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ____________________________ ____________________________ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Учащиеся по одному выходят к доске. Прежде чем записать словосочетание с глаголом, вслух проговаривают этапы алгоритма, только после этого записывают, выделяя окончание глагола и в скобках записывая его спряжение). Личностные УУД: действие смыслообразования. Познавательные УУД: подведение под понятия. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ____________________________ ____________________________ |