Конспект урока русского языка в 11 классе "Работа с текстом при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ"
Конспект урока русского языка в 11 классе "Работа с текстом при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ"
Работа с текстом на уроках русского языка в старших классах способствует закреплению навыков написания сочинения в формате ЕГЭ. Данный урок содействует развитию самостоятельности суждений, умения слушать собеседника, формирует экологическое сознание, воспитывает уважительное отношение к литературе родного края, способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе "Работа с текстом при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ"»
План-конспект урока литературы.
Тема: «Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ».
Учитель: Артеева Татьяна Валентиновна.
Место работы: МАОУ «СОШ № 24» г. Сыктывкара Республики Коми.
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 11.
Используемая технология: технология критического мышления.
Цель урока: подготовка к выполнению части С на ЕГЭ.
Задачи:
Обучающие: отработать методику работы с текстом.
Развивающие:
содействовать развитию самостоятельности суждений, умению слушать собеседника;
способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий.
3. Воспитательные:
формировать экологическое сознание;
воспитывать уважительное отношение к литературе родного края. Формы работы: фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: раздаточные карточки с текстом, слайдовая презентация, отражающая основные этапы работы с текстом.
Таблица 1. Структура и ход урока.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время (в мин.)
1
Организационный момент
Учитель приветствует учеников, выявляет настрой на совместную деятельность.
Ученики приветствуют учителя.
1
2
Мотивация к работе
-Перед вами карточки. Чем мы будем заниматься на уроке?
-Как мы будем организовывать эту работу?
-Обратите внимание на автора. Встречались ли вы с этим именем? Что вы знаете о нем? Можете ли вы предположить, о чем может быть текст?
Учитель подводит итог:
-Песков Владимир Михайлович - писатель, журналист, автор документальных очерков. Основная проблема - пробуждение чувства природы у человека, в основе которого лежит любовь. С ней человек обретает «важную точку отсчета всех ценностей жизни».
Ученики, согласуясь с имеющимся опытом, предполагают:
-Будем готовиться к написанию сочинения, анализировать текст.
Формулируют тему урока.
-Используя алгоритм работы с текстом.
Ученики вспоминают о встречах с писателем и журналистом, который пишет о природе.
4
3.
Знакомство с текстом. Осмысление содержания.
Учитель поддерживает активность учеников. Организует беседу.
-С чего вы обычно начинаете работу с любым текстом?
-Есть ли особенности работы с публицистическим текстом?
-Поставьте вопросы к авторскому утверждению. Сформулируйте проблему.
-Итак, мы сформулировали проблему, ответили на проблемный вопрос. Что делаем дальше?
Ученики вступают в контакт с новой информацией: читают текст.
-С определения стилистической принадлежности.
Ученики определяют, что текст публицистический.
-В нем обычно заявлена (в начале или в конце) авторская позиция. Здесь она в предложениях 43-44.
Ученики работают в паре.
Читают формулировки:
-Чем должен руководствоваться человек в своем отношении к природе?
-Проблема несоответствия цели и средств ее достижения.
-Проблема ответственного отношения к природе.
-Собираем материал для комментария.
Работа в группах по частям текста.
Ребята представляют результат работы в группах:
-1часть. Односоставные предложения помогают достигнуть наглядности изображения. Короткие предложения создают ощущение тревоги, усиливающееся точно найденным определением «жутковатая».
-2 часть. В центре внимания возмутительная история отравления леса (одна из многих, случившихся на просторах нашей страны).
-3 часть. Диалог с чиновниками. Автора возмущает равнодушие чиновников. Штампы. Выхолощенные отрывистые фразы.
15
4.
Поиск аргументов для обоснования собственной позиции.
Учитель предлагает цитатный материал для аргументации.
«Люди, которые не любят природы,- не любят и жизни, потому что нельзя любить жизнь, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания» (Л.Н. Андреев).
«Человек - это тростинка, самое слабое в природе существо, но существо мыслящее». Б. Паскаль.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко.
Нам кажется, что мы умней природы.
Самообман, не более того.
Н. Доризо.
Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый культ природы.
В. Федоров.
Учитель предлагает продолжить работу в группах: обсудить, какой литературный материал можно использовать в качестве аргументации.
Ученики выбирают, делают записи в тетрадях.
Ученики вносят свои предложения, обмениваются информацией.
15
5.
Рефлексия.
Ученики представляют результаты работы в группах, задают друг другу вопросы, делают пометы в тетрадях, соотносят информацию с собственным пониманием проблемы
8
6.
Построение дальнейшего маршрута действий.
Учитель мотивирует на самостоятельную формулировку домашнего задания.
Ученики формулируют задание:
-Осмыслить и систематизировать материал, написать сочинение в формате ЕГЭ.
2
Примерные ответы учеников:
В романе В.Астафьева «Царь-рыба» браконьеры из поселка Чушь, чушанцы, грабят родную реку, безжалостно травят и ее браконьеры государственного масштаба, которые «загноили великую сибирскую реку». Астафьев напоминает, что все мы – порождение природы, ее часть, и хотим мы или не хотим, мы находимся под властью законов куда более могущественных, чем законы, изобретенные человеком. Идея наказания, возмездия за содеянное зло – одна из ключевых в романе: «Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи».
«…уже повяла деревня…, как подрубленное дерево, откоренилась,» -говорит В.Распутин в повести «Прощание с Матерой». Тридцать с лишним веков жила деревня, перемогая любые напасти – и вот осталось последнее лето - на Ангаре строится электростанция, вода затопит все кругом. Санитарные бригады ведут зачистку территории: так положено, есть специальное постановление. « Все, что живет на свете, имеет смысл…Землю надо беречь, сохранять для потомков,»-считает писатель.
Главный герой повести Ивана Торопова «Не стреляй в медведя дважды», охотник Ондрей, хозяин родной земли, защитник леса, воспринимает себя частью родной природы. Он ищет у природы защиты, успокоения. Противопоставлены Ондрею начальник лесочастка Волков, лесник Куштысев, которые лес не жалеют, губят все подряд, для которых план дороже всего, ведь выполнение плана сулит награды и премии, приносит выгоду. Они чувствуют себя новыми хозяевами жизни. Благодаря таким «хозяевам», облеченным властью, «сводится подчистую» бор, отравлены воды, звери снимаются с мест и ищут легкой добычи. Когда человек начинает истреблять природу, сам становится жертвой.
Исходный текст:
(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?
(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых – наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?
(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)Засыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём». (31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:
(32) – Мы? (33)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (36)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока… (38)Про лосей же ни слова.
(39) – Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же…
(41) – Мы согласно инструкции…
(42)Вот и весь разговор.
(43)…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном –о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу…