Систематизация знаний по орфоэпии и лексике. Урок повторения.Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по орфоэпии, лексике и орфографии. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе»
Урок русского языка в 10 классе.
Зорина Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Орфоэпия. Лексика. Орфография.
Цели урока:
Образовательные: систематизировать объемный теоретический материал по данным темам,
повторение орфоэпических норм, пополнение лексического запаса, развитие орфографических навыков.
Воспитательные: воспитание трудолюбия и навыков самостоятельной работы и самоконтроля.
Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, логического мышления, общетрудовых. и общеучебных навыков, развитие умений применять знания на практике, развитие умений действовать самостоятельно, оценивая свои и чужие результаты работы
Оборудование: раздаточный материал – тексты и тесты, орфоэпические словари под ред. Аванесова Р.И.
Ход урока
I.Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.
Что же будем повторять?
Вспомните, что изучают эти разделы науки о языке?
Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения.
Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас.
Орфография – совокупность правил, регулирующих правописание слов и их значимых частей.
Героиня Ирины Муравьевой из знаменитого кинофильма «Москва слезам не верит», выдавая себя за профессорскую дочку, говорила подруге, что человек может себя разоблачить, если он неправильно ставит ударения в словах. Верная постановка ударения считается верным признаком грамотной речи.
Давайте и мы попробуем грамотно прочитать текст «с трудными» словами.
II.Повторение орфоэпических норм.
Задание №1. Карточки
Поставьте ударение в выделенных словах.
Прочитайте вслух.
Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение (творог, политый).
После проверки записать на обороте этого задания источник, по которому текст был проверен.
Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва,
2000 год
Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водосточному желобу. К коммивояжеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота. Всем завидно.
Карточка учителя для проверки задания №1
Жёлчный (доп. Желчный) старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водосточному жёлобу и наблюдал. К коммивояжёру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморённый. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота. Всем завидно.
VI.В следующем задании вам необходимо исправить ошибки в неправильно написанных словах. Этот вид задания называется КАКОГРАФИЯ, или КОРРЕКТУРА.
Задание №5.
Найди ошибку!
Отрадно бродить на зоре по кустам. Зеленой чертой лажится след ваших ног по расистой побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запохом ночи… Ещосвежё, но уже чуствуется близость жары. Голова кружится от избытка благоуханий. Зараслям кустарника нет конца…. Лишь вдолекежолтой полосой видна поспевающяя рожь…
Солнце поднемается все выше и выше. В далине быстро сохнет трава. Колючим зноем дышит неподвижный воздух. За лесом что-то зазвенело, застонало, затрищало. Приблежалась гроза. Молния разъеденила небо на две части.
VII.Последнее задание привело нас от правильного произношения к правильному написанию.
Задание №6.
Диктант
«на засыпку»
(взять работы на проверку)
Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёломглянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.
Чертбыл большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком.
После сытного обеда черт, молодцевато тряхнув чёлкой, пустилсятанцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, будто наверху гарцевалалошадь.
Однако чертне был искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар, обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой бросился к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок.
слов
(Текст диктанта взят из журнала «Русская словесность»)
VIII.Рефлексия.
Тот, кто сумел на уроке осознать то, что было важным для него, тот будет активно двигаться вперед.
Вчера я услышала, что на элективе по культуре делового общения вы учились делать комплименты. Давайте попробуем. Кто из вас хочет сегодня сказать комплимент, оценивая общий или личный вклад в наш урок?
Отметьте, что сегодня на уроке было для вас полезно?