kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация знаний по орфоэпии и лексике. Урок повторения.Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по орфоэпии, лексике и орфографии. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе»

Урок русского языка в 10 классе.

Зорина Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: Орфоэпия. Лексика. Орфография.

Цели урока:

Образовательные: систематизировать объемный теоретический материал по данным темам,

повторение орфоэпических норм, пополнение лексического запаса, развитие орфографических навыков.

Воспитательные: воспитание трудолюбия и навыков самостоятельной работы и самоконтроля.

Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, логического мышления, общетрудовых. и общеучебных навыков, развитие умений применять знания на практике, развитие умений действовать самостоятельно, оценивая свои и чужие результаты работы



Оборудование: раздаточный материал – тексты и тесты, орфоэпические словари под ред. Аванесова Р.И.

Ход урока

I.Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.

  • Что же будем повторять?

  • Вспомните, что изучают эти разделы науки о языке?

Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения.

Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас.

Орфография – совокупность правил, регулирующих правописание слов и их значимых частей.


Героиня Ирины Муравьевой из знаменитого кинофильма «Москва слезам не верит», выдавая себя за профессорскую дочку, говорила подруге, что человек может себя разоблачить, если он неправильно ставит ударения в словах. Верная постановка ударения считается верным признаком грамотной речи.

Давайте и мы попробуем грамотно прочитать текст «с трудными» словами.


II.Повторение орфоэпических норм.

Задание №1. Карточки

  • Поставьте ударение в выделенных словах.

  • Прочитайте вслух.

  • Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение (творог, политый).

  • После проверки записать на обороте этого задания источник, по которому текст был проверен.

Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва,

2000 год

Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водо­сточному желобу. К коммивоя­жеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота. Всем завидно.



Карточка учителя для проверки задания №1

Жёлчный (доп. Желчный) старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водо­сточному жёлобу и наблюдал. К коммивоя­жёру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморённый. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота. Всем завидно.



  • У кого из вас не было ошибок?

III.Пополнение лексического запаса, повторение орфографической темы. (Индивидуальное задание)

(Вызвать ученика для выполнения работы на карточке)

Запишите слова парами, верно установив лексическое значение

Карточка№1

Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго. Запишите их парами.

  1. цинизм

сплочение

  1. дефицит

незаконное обогащение, взяточничество

  1. конфискация

нехватка, недостаток чего-либо

  1. консолидация

приём

  1. презентация

изъятие в пользу государства

  1. коррупция

наглость, бесстыдство

  1. аудиенция

представление

.


Карточка№1 (проверка)

Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго. Запишите их парами.

  1. цинизм

наглость, бесстыдство

  1. дефицит

нехватка, недостаток чего-либо

  1. конфискация

изъятие в пользу государства

  1. консолидация

сплочение

  1. презентация

представление

  1. коррупция

незаконное обогащение, взяточничество

  1. аудиенция

приём

_________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Определите лексическое значение подчёркнутых слов.

  • Завсегдатай - частый или постоянный посетитель.

  • Квартал1

  1. Четвертая часть года, равная трем месяцам.

  2. Часть города, ограниченная несколькими – обычно четырьмя – пересекающимися улицами.

  3. Участок леса, парка, виноградника и т.п., обычно прямоугольной формы.

  • Квартал2

Низшая городская административно-полицейская единица во главе с квартальным надзирателем (в Российском государстве до 1862 года)


  • Коммивоя­жер - представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам.



IV.Проверка домашней работы.

Задание №3.

Что такое? Кто такой?

(записать слово по его лексическому значению)

  • Один ученик пишет у доски, остальные с места спрашивают лексическое значение.

(примерно 15 слов)

  1. точная выдержка, отрывок из какого-нибудь произведения

цитата

  1. коренной поворот в жизни общества

революция

  1. встать на кончики пальцев

на цыпочки

  1. род перчаток с отделением только для большого пальца

рукавицы

  1. человек, наблюдающий за порядком на улице

милиционер

  1. выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом

циклевать

  1. систематизированное собрание каких-либо предметов

коллекция

  1. артист цирка

циркач

  1. устаревшее обозначение парикмахера

цирюльник

  1. общее название апельсинов, мандаринов, лимонов

цитрусовые

  1. большой резервуар для перевоза жидкостей

цистерна

  1. знак, обозначающий число

цифра

  1. в древнегреческой мифологии одноглазый великан, которого ослепил Одиссей

циклоп

  1. высокая твёрдая шляпа с небольшими полями

цилиндр

  1. стриженый и крашеный мех овцы

цигейка

  1. защитный покров черепахи

панцирь

  1. коврик из соломы

циновка

  1. искусство, представителем которого был Юрий Никулин

цирк

  1. чертежный инструмент для проведения окружностей;

циркуль

  1. «лицевая часть» часов

циферблат

  1. наука о лечении

медицина

  1. первые буквы имени и отчества или имени и фамилии

инициалы

  • На какое правило были подобраны слова в этой работе?

_______________________________________________________________


V.Решение тестового задания на это орфографическое правило.

ТЕСТ

Гласные ы/и после ц

При выполнении задания выберите один из четырех вариантов ответа.

1 вариант


I. Укажите слово, в котором пишется буква ы.

1) ц…ркуль;

2) акац…я;

3) ц…новка;

4) синиц…н.


II. Укажите слово, в котором пишется буква и.

1) ц…ганский;

2) у птиц…;

3) дикц…я;

4) ц…плята.


III. Укажите словосочетание с орфографической ошибкой.

1) цитировать наизусть;

2) в секцыи волейбола;

3) цыплячий пух;

4) посадка цитрусовых.


IV. Укажите неверно написанное слово.

1) сигнализация;

2) бледнолицый;

3) на ципочках;

4) у гостиницы.


V. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква и.

1) традиц…я, ножниц…, лекц…я;

2) ц…гейка, ц…ганский, настурц…я;

3) ц…стерна, ц…рк, реакц…я;

4) ц…ркуль, лисиц…н, демонстрац…я.


VI. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква ы.

1) коллекц…я, декорац…я, милиц…я;

2) нарц…сс, ц…вилизация, иниц…атива;

3) ц…клевать, ц…пленок, ц…линдр;

4) синиц…н, ц…пленок, ц…линдр;

5) сестриц…н, ц…ганка, с улиц….


VII. Укажите строку с орфографической ошибкой.

1) циничный, циклон, инициалы;

2) лейкоцит, марципан, на цыпочках;

3) глициния, панцирь, цигарка;

4) конференцыя, ситуация, экспедиция.


VIII. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква и.

1) ш…повник, круглолиц…й, ж…знь;

2) делегац…я, ц…клон, купц…;

3) ж…вотное, ц…тата, иллюминац…я;

4) ц…ганочка, ш…рь, ц…плятки.


IX. Найдите исключение:

1) комсомольц…;

2) бледнолиц…й;

3) медиц…на;

4) ц…гане.

ТЕСТ

Гласные ы/и после ц

При выполнении задания выберите один из четырех вариантов ответа.

2 вариант


I. В каком слове на месте пропуска пишется буква ы.

1) ц…фра;
2) ц…пленок;
3) ж…рный;
4) серые мыш….


II. В каком слове на месте пропуска пишется буква и.

1) бледнолиц…й;
2) панц…рь ;
3) сестриц…н;
4) кузнец….


III. Укажите словосочетание с орфографической ошибкой.

  1. станционный смотритель;

  2. маленький цыплёнок;

  3. вечерний моцион;

  4. цыферблат часов


IV. Укажите неверно написанное слово.

  1. цикада

  2. цитадель

  3. цырюльник

  4. мелиорация


V. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква и.

  1. ц…нга, ц…линдровый, зарниц…

  2. апелляц…я, ц…кличность, ц…гейковый

  3. пац…ент, пац…фист, ц…ганочка

  4. плоскогубц…, ц…понька, ц…кнули


VI. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква ы.

  1. ц…ганки, выц…ганить, ц…кнуть

  2. ц…линдрик, тарификац…я, рукавиц…

  3. крестоносц…, презумпц…я, цариц…н

  4. ц…клонный, ц…трусовый, гонц…;

  5. резолюц…я, танц…, демонстрац…я.


VII. Укажите строку с орфографической ошибкой.

  1. газификация, циркачество, панцырь

  2. цивилизация, циклевать, демократизация

  3. целина, циркулярный, медицинский

  4. цинично, цинк, цирюльник


VIII. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква и.

  1. ж…вотное, куц…й, ц…плёнок;

  2. ц…тата, сестриц…н, истц…;

  3. ц…новка, вакц…на, революц…я;

  4. нац…я, певиц…, краснолиц…й


IX. Найдите исключение:

  1. по-ц…гански

  2. ц…рк

  3. ц…клоп

  4. ц…кламен

Задание №4.

Ответы вписать в бланк ответов. Проставьте вариант.

Фамилия_________________________ Задание_____________________ Вариант №_____________________________

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

4

3

2

3

3

5

4

3

4



Фамилия_________________________ Задание_____________________ Вариант №_____________________________

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

2

2

4

3

2

1

1

3

1


Сдать бланк ответов!

(Учитель может проверить эти работы, пока ученики выполняют задание №5)

___________________________________________________________________


VI.В следующем задании вам необходимо исправить ошибки в неправильно написанных словах. Этот вид задания называется КАКОГРАФИЯ, или КОРРЕКТУРА.


Задание №5.

Найди ошибку!


Отрадно бродить на зоре по кустам. Зеленой чертой лажится след ваших ног по расистой побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запохом ночи… Ещо свежё, но уже чуствуется близость жары. Голова кружится от избытка благоуханий. Зараслям кустарника нет конца…. Лишь вдолеке жолтой полосой видна поспевающяя рожь…

Солнце поднемается все выше и выше. В далине быстро сохнет трава. Колючим зноем дышит неподвижный воздух. За лесом что-то зазвенело, застонало, затрищало. Приблежалась гроза. Молния разъеденила небо на две части.



(16 ошибок)

  • Сколько ошибок вы нашли в данном тексте?

  • Объясните, на какие правила допущены ошибки?

_________________________________________________________________________________

После проверки выяснить:

  • Кто нашёл все 16 ошибок?

  • Кто не все ошибки нашёл и исправил самостоятельно?

________________________________________________________________


VII.Последнее задание привело нас от правильного произношения к правильному написанию.

Задание №6.


Диктант

«на засыпку»

(взять работы на проверку)


Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.

Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком.

После сытного обеда черт, молодцевато тряхнув чёлкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, будто наверху гарцевала лошадь.

Однако черт не был искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар, обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой бросился к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок.

  1. слов


(Текст диктанта взят из журнала «Русская словесность»)


VIII.Рефлексия.

Тот, кто сумел на уроке осознать то, что было важным для него, тот будет активно двигаться вперед.

Вчера я услышала, что на элективе по культуре делового общения вы учились делать комплименты. Давайте попробуем. Кто из вас хочет сегодня сказать комплимент, оценивая общий или личный вклад в наш урок?


  • Отметьте, что сегодня на уроке было для вас полезно?


IX. Объявление оценок. Итоги урока.

X. Домашнее задание: Упр 63.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 10 классе

Автор: Зорина Ирина Анатольевна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства