kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Правописание ударных и безударных сочетаний -ЦЫ и ЦИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Правописание ударных и безударных сочетаний  -ЦЫ и -ЦИ" тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Основные цели:

1. формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и умение строить способ действий при правописании ударных и безударных сочетаний -ЦЫ и -ЦИ;

2. развивать интерес к исследовательской деятельности;

3.сформировать способность применять правило и согласованный способ действий при письме орфограммы в сочетании -ЦЫ и -ЦИ;

4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение. обобщение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка "Правописание ударных и безударных сочетаний -ЦЫ и ЦИ" »

Турова

Ольга Александровна

МБОУ СОШ №6

г. Южно-Сахалинск

Русский язык, 3 класс

Тема: «Правописание ударных и безударных сочетаний -ЦЫ и -ЦИ »

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Основные цели:

1) формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и умение строить способ действий в ударных и безударных сочетаниях [Ц Ы];

2) развивать интерес к исследовательской деятельности;

3) сформировать способность применять изученное правило и согласованный способ действий при письме орфограммы в сочетании

[Ц Ы]);

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, ч. 1, авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко; Рабочая тетрадь «К тайнам языка» ч.1; тетрадь для самостоятельной работы «Потренируйся» ч.1; компьютер, проектор, экран; документ-камера, индивидуальные планшеты на зажиме

Демонстрационный материал: презентация (+электронное приложение к учебнику); эталоны правописания орфограмм, изученных ранее; новый эталон правописания сочетаний -ЦЫ и –ЦИ.

Раздаточный материал: листы для групповой работы для этапа 5;

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.(1-2мин)

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за ДЕЛО! (Слайд 2)

- Какое же самое главное дело ученика? (Учиться)

- Что значит учиться? (Сначала понять, что мы ещё не знаем, а потом самим открыть новое знание и построить способ) (Слайд 3)

- Какой раздел лингвистики мы изучаем и зачем? (ОРФОГРАФИЮ, чтобы грамотно писать, так как на родном языке писать с ошибками стыдно)

- Чтобы справиться с любой орфографической задачей что нужно знать? (правила)

- Молодцы! Я желаю вам преодолеть сегодня все трудности и открыть новое.

- С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(3-4мин)

(Проверка домашнего задания: Р/т с. 23 № 58

- Какое задание выполняли дома? (вставляли пропущенные буквы, графически обозначали знакомые орфограммы, подбирали заголовок)

- Какими эталонами пользовались при выполнении работы и почему?

(Слайд 4-5)

- Сверимся с работой Ани. (через документ-камеру ) . Есть ошибки?

- Какой заголовок подобрали? (Необычные жильцы. Птенцы. Птицы.)

- Какое сочетание встречается во всех? ( сочетание [Ц Ы] )

− Чем оно интересно? ( В нём всегда твёрдый звук [Ц]). Сегодня вам это пригодится.

− Что вы сейчас повторили? (Мы повторили орфограммы, особенности звука [Ц]).

− Какое следующее задание я вам предложу? (Задание на пробное действие)

- Что покажет вам оно? (Оно покажет, что мы пока не знаем)

− Запишите слова с помощью букв: [ ц ы ф р ы ], [п т’ и ц ы] (Слайд 7)

(Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках)

- Что общего у этих слов? (сочетание [Ц Ы])

- Чем эти сочетания отличаются? (В первом слове оно ударное, а во втором безударное. Одно в начале слова, а второе - в конце.)

- Кто задание не выполнил? В чём ваше затруднение? (Я пока не знаю, как правильно написать сочетание [Ц Ы])

- Кто задание выполнил, покажите, что получилось.

(Если варианты записи будут разными, то учитель приглашает выйти к доске двоих учащихся с разными вариантами записи слова)

- Кто написал как, Наташа: птицы, цыфры? Кто написал, как Тёма: птицы, цифры? Есть другие варианты? Каким правилом вы пользовались? (Мы не знаем такого правила)

- Сформулируйте своё затруднение? (Мы пока не можем обосновать свой выбор, назвать правило, по которому записывали слово с сочетанием [Ц Ы])

− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Остановиться и подумать. Разобраться в наших затруднениях.)

3. Выявление места и причины затруднения.(1 мин)

− Какое задание выполняли? (Записать слова буквами: [п т’ и ц ы] и [ ц ы ф р ы ]).

− Задание было для всех одно, а как вы выполнили его? (по-разному)

− В чем затруднение? (Не смогли написать слово с сочетанием [Ц Ы]), не смогли доказать ЦЫ или ЦИ. Там орфограмма, так как есть выбор букв: то ли -Ы, то ли –И? )

− Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем правила написания орфограммы в сочетании [Ц Ы] и способа действий с нею)

4. Построение проекта выхода из затруднения.(2-3 мин)

− Какова же тогда ваша цель на уроке? (Слайд 8) (Узнать правило написания ударного и безударного сочетания [Ц Ы] и построить способ действия с этой орфограммой)

− Сформулируйте тему урока. (Правописание ударных и безударных сочетаний [Ц Ы] в словах)

- Предлагаю поработать группами со словами, в которых это сочетание есть и согласовать план действий. (Слайд 9)

- Что предлагаете?

1) Прочитать группы слов.

2) Выяснить, что у них общее?

3) Сравнить между собой.

4) Обобщить и сделать вывод.

(если возникнет необходимость: Поясните, что вы на каждом шаге будете делать?)

5. Реализация построенного проекта.(10 -15мин)

(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах. Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов формата А4, приложение 1)


(Учитель организует представление результатов. Одна из групп защищает свой проект)

- Согласны? Не согласны? Какие исправления, дополнения, уточнения есть у вас?

-Как предлагаете действовать, чтобы правильно написать сочетания [Ц Ы]

Способ действия:

1. Поставим ударение и определим ударное или безударное [Ц Ы]

2. Определим в какой части слова оно находится

- Как проверить свое открытие? (Можно посмотреть в учебнике)

− Посмотрите, на какой странице нашли нужную информацию? (на с.23)

(Учащиеся читают правило)


− К какому выводу пришли. (Мы рассуждали правильно)

ЦЫ

[Ц Ы]

ЦИ , кроме цыц, цыганка, цыплёнок…



- Что ещё узнали? (Некоторые слова нужно запомнить, например: на цыпочках, цып-цып)

- Верно. Учёные называют их СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ, так как они не подчиняются правилу. Не хотите сделать дополнение в наш способ? (да, хотим)

Способ действия:

1. Исключение или нет?

2. Поставим ударение и определим ударное или безударное [Ц Ы]

3. Определим в какой части слова оно находится

4. Делаем выбор

-Правильно ли я вас поняла, что слова-исключения надо запомнить? Когда я училась в школе, то заучивали такое двустишие: (Слайд 11)

Цыган на цыпочках стоит

И «цыц» цыплёнку говорит.

или

Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»


- Запишите любую фразу и обозначьте орфограмму в сочетании [Ц Ы]

- Можем ли мы теперь справиться с затруднением в пробном действии? Как же правильно писать слово [ ц ы ф р ы ] и [п т’ и ц ы] и почему? (Пишется ЦИФРЫ, так как это слово НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ и сочетание [Ц Ы] находится в корне слова. Пишется ПТИЦЫ, так как это слово НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ, и сочетание [Ц Ы] находится в окончании слова.)

− Что вы можете теперь делать? (Писать правильно слова с сочетаниями ЦЫ или ЦИ.)

ФИЗМИНУТКА (1-2 мин)

(Если слово-исключение-три хлопка, если ЦЫ в окончании слова - три прыжка, если [Ц Ы] в корне слова-присесть: порция, сестрицы, цып-цып, концы, нарцисс, цыганочка, бойцы, циркачи, стрельцы, циркуль, цыкнуть )

− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(5 мин­)

− Поработаем в парах. Р/т «Потренируйся», с. 26 № 30

Запишите слова, обозначьте орфограмму.

(Учащиеся работают в тетрадях, по очереди в паре комментируют)

- Какие затруднения были? Как решили?

− Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(4 мин)

− Работаем по вариантам. Прочитайте задание. Есть вопросы?

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Самопроверка проводится по образцу). (Слайд 12)

- Какую работу будет выполнять сейчас «зелёная» ручка (сверять и оценивать)

+ всё верно

? не так как в образце

- У кого все плюсы? Где поставили вопрос? Как рассуждали?

− Каким правилом пользовались? (Под ударением в окончании слова пишется -ЦЫ, а в корне слова -ЦИ, кроме слов-исключений)

− Оцените свою самостоятельную работу. (Я отлично справился с заданием, потому что понял как действовать в сочетании [Ц Ы].

Я не очень хорошо усвоил новый способ, ПОКА допускаю ошибки)

- Сделайте вывод. (Нам нужно еще потренироваться в применении правила)

8. Включение в систему знаний и повторение.(5-6мин)

− Что нужно знать, чтобы правильно написать слова сочетаниями ЦЫ, ЦИ? (Нужно знать правило написания и запомнить слова - исключения)

(слайд 12)

- Где это знание вы можете применить? (в записках, телеграммах, СМС, рецептах, поздравлениях, диктантах, изложениях, сочинениях и т.п)

- Предлагаю письмо по памяти. (Слайд 13)

- Прочитайте орфографически несколько раз первую часть рифмовки, которую я нашла в интернете .

На цыпочках приходит в цирк

Цыган и начинает танцы,

- Запишите по памяти

- Прочитайте орфографически несколько раз вторую часть.

А на арене молодцы

Надели на цыплёнка панцирь.

- Запишите по памяти.

- Проверьте себя с помощью эталона. (Слайд 14)

- Кто допустил ошибку, но исправил?

- У кого ошибок не было в сочетании [Ц Ы] ?


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.(2-3 мин)

− Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило написания и построить способ действия при написания сочетания [Ц Ы] в словах.)

− Удалось ли достичь цели?

− Оцените свою работу на лестнице УСПЕХА. (Слайд 15)

− Что предлагаете сделать дома, чтобы затруднения исчезли? (Выучим правила, повторим способ действия и потренируемся) (Слайд 16)

- Прочитайте варианты домашнего задания. Какое задание выбираете и почему?

(Выставление оценок за работу на уроке)










ЦЫ




























ГРУППА № _


птенцы цирк цыкнуть

огурцы циркуль цыц

улицы панцирь цыплёнок

пальцы циклон цыганка








Заполните схему:

_________

[Ц Ы]

_________



ЦЫ

[Ц Ы]

ЦЫ или ЦИ



Вывод:

ЦЫ пишется в _______________ слова.

ЦИ пишется в _______________ слова.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока русского языка "Правописание ударных и безударных сочетаний -ЦЫ и ЦИ"

Автор: Турова Ольга Александровна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Безударные глассные""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_vo_2_klassie_biezudarnyie_ghlassnyie"
    ["file_id"] => string(6) "407220"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491486479"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obobshchieniie-izuchiennogho-matieriala-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "123222"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414431369"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы. Повторение""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-zvuki-i-bukvy-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "256734"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448204250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства