- самостоятельно определять свои знания- незнания по изучаемой теме;
- работать в паре, в группах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.
Воспитательная:
- воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и их практически применить.
Задача: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Применяемая технология: развитие критического мышления, ИКТ.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Ход урока:
На доске « Вызываю вас на мысль…»
1 Организационный момент.
2 Психологический настрой. Цветовой тест.
Учитель: « Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!»
3 Целеполагание (работа в группе)
Задания для групп: найдите лишнее слова. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.
1 Обида, огорчение, жестокость, ударить.
2 Смех, улыбка, хохотать, радость.
3 Печалиться, грусть, настроение, веселье.
4 Предательство, помочь, подсказка, дружба.
Отчет каждой группы о результатах своей работы.
Учитель: « Слова какой части речи назвали? Значит сегодня мы поговорим о глаголах».
Учащиеся самостоятельно определяют цели урока, исходя из темы.
Стадия вызова.
4 Мозговой штурм ( работа в группе и взаимопроверка)
Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс.)
5 Повторение изученного материала (работа в паре)
Девизом нашего урока является предложение «Вызываю вас на мысль…». Напишите, пожалуйста, все, что вам известно о глаголе. (В помощь учащимся, на доске записаны вопросы, которые помогают детям работать)
Вопросы:
1 На какие вопросы могут отвечать глаголы?
2 Что обозначает глагол как часть речи?
3 Какие морфологические признаки имеет глагол?
4 Как он изменяется?
5 Каким членом предложения обычно является?
6 Обмен информацией в парах.
Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
7 «Корзина» идей.
Назовем правила по теме и соберем их в корзину идей.
- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.
Стадия осмысления.
8 Составление кластера (работа в группе)
Что делать?
Что сделать?
Настоящее, прошедшее, будущее время
глагол
Ж.р.
М.р
С.р.( прош. вр.)
Обозначает действие
предмета
Совершенный
Несовершенный вид
9 Активити
10 Работа с информационным текстом (прием «Заметки на полях»)
Маркировочные знаки:
+ - новая информация
*- известная информация
- - неверная информация
? – информация, которую ты не понял.
1 Глагол- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2 Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом)
3 Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
4 Глаголы изменяются по временам.
5 Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительное, условное, повелительное.
6 Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.
7 В предложении глагол обычно служит сказуемым.
8 Глагол имеет 2 формы- причастие( читающий) и деепричастие ( читая).
9 Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.
11 Заполнение таблицы «ЗХУ» (индивидуально)
Вопросы:
Что из того, что вы прочитали, вам было знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
12 Написание синквейна (индивидуально).
Глагол
Важный, необходимый
Действует, обозначает, изменяется
Глаголом жги сердца людей
Знание (Ксения)
Рефлексия
13 Практическое задание по карточкам
А-1
Прочитайте стихотворение М. Исаковского «Ветер». Найдите и подчеркните глаголы, употребленные в переносном значении. Вспомните, как они называются в художественной литературе? С какой целью автор употребляет их в стихотворении. Выполните морфологический разбор одного из глаголов.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
А -2
Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Найдите и подчеркните глаголы, употребленные в переносном значении. Вспомните, как они называются в художественной литературе? С какой целью автор употребляет их в стихотворении. Выполните морфологический разбор одного из глаголов.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам…
14 Подведение итогов.
Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
Какая информация отложилась у вас в памяти?
15 Домашнее задание
Повторить материал ( В конце урока проводится тот же цветовой тест, что и в начале урока)