Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Чередование звуков
Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Чередование звуков
Тема урока. Словообразование. Чередование звуков.
Цели урока:
Дать понятие о чередовании гласных и согласных звуков, выделять корни с чередующимися гласными и согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованиями.Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание.Воспитывать и прививать любовь к родному языку. Соблюдать зрительную нагрузку на уроке. Оборудование: учебник, тетради, магнитофонная запись, ноутбук, высказывание на доске, карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Чередование звуков»
ГБСК(О)У «Трубчевская школа-интернат IV вида»
Конспект урока
по русскому языку,
данного в 5 классе
Тема урока: «Чередование звуков»
Учитель: Кузькина Е.М.
Тема урока. Словообразование. Чередование звуков.
Цели урока:
Дать понятие о чередовании гласных и согласных звуков, выделять корни с чередующимися гласными и согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованиями.
Оборудование: учебник, тетради, магнитофонная запись, ноутбук, высказывание на доске, карточки.
Ход урока.
Орг. Момент. Сообщение целей.
Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошего настроения. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение нашего большого раздела «Словообразование» и познакомимся с чередованием звуков в словах. Это нам пригодится при разборе слова по составу.
- А начать урок я хотела бы с высказывания В.Г. Белинского «Что русский язык — один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения».
- Какой смысл вложил автор в эти слова, как вы думаете?
Да ребята, Белинский считает наш язык самым богатым, потому что слова в нашем языке настолько красивы, они образуют много разных форм, степеней сравнения. Наш язык очень гибкий. И нужно дорожить родным языком, изучать его глубоко и вдумчиво.
Разбор предложения по членам, подведение к теме, проверка домашнего задания.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть на несколько минут писателями. В домашней работе вам нужно было придумать или выписать несколько предложений о природе, давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети читают).
- А теперь давайте запишем мое предложение. На доске запись: Ле...кий в...терок играет сер...бристыми л...сточками и они слегка дрожат от этого.
- Пожалуйста расставьте знаки препинания в этом предложении и пропущенные орфограммы, и объясните.
- Давайте разберем первую часть предложения по членам.
Физминутка.
Игра «Запретное движение». Ведущий зазывает «запретное движение», а игроки, выполняя остальные движение, пропускают заданное. Сам ведущий выполняет все движения, путая игроков.
Подведение к теме.
- Выпишите глагол-сказуемое второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова и запишите:
Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.
Посмотрите, чем отличаются кони в этих словах? (гласными о-е и согласными г-ж)
Такое изменение звуков называется чередованием и обозначается вот так о-е, г-ж или вот так о//е, г//ж, запишите.
V. Показ презентации.
А теперь давайте посмотрим, какие чередования встречаются в русском языке. Подойдите к экрану. (Учитель читает презентацию).
1 слайд. Чередование звуков.
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков.
Чередуются гласные с гласными, согласные с согласными, могут чередоваться сочетания звуков.
2 слайд. Чередование согласных в корне слова.
а) к-ч рук-а — руч-к-а — руч-н-ной
х-ш сух-ой — суш-и-ть
г-ж-з друг — друж-и-ть — друз-ей
д-ж-жд вод-и-ть — вож-ак — вожд-ени-е
б) б — бл люб-и-ть — любл-ю
п-пл куп-и-ть — купл-ю
в-вл лов-и-ть — ловл-ю, ловл-я
ф-фл граф-а — граф-и-ть — графл-ю
м-мл корм - корм-и-ть — кормл-ю
Примечание. Чередование звуков может быть и в суффиксах:
друж-ок — друж-оч-ек
3 слайд. Чередование гласных в корне слова.
о-е воз-и-ть — вез-ти, пой — петь.
о-а пере-брос-и-ть — пере-брас-ыва-ть
о-ы вой — вы-ть
о-е-и с-бор — со-бер-у — со-бир-а-ю
о-ы-у сох-ну-ть — за-сых-а-ть — сух-ой
4 слайд.
Наш язык постоянно изменяется и развивается, поэтому многие чередования звуков в корнях слов объясняются историческими изменениями в звуковом составе слова.
VI. Работа по учебнику.
Давайте посмотрим, что вам рассказывают авторы учебника о чередовании звуков.
Упр. 408. (найдите и назовите корни с чередованием).
VII. Объяснительный диктант.
Я диктую вам пары слов, ребята, а вы находите чередования, выполняем коллективно.
Отложите ручки, сядьте удобно. Давайте совершим заочную прогулку в лес.
А какое время года сейчас?
Тогда пойдем в зимний лес.
Закройте глаза и представьте. Полдень в зимнем лесу. Солнце светит ярко, даже кажется пригревает. Вы чувствуете запах сосны и снега, легко дышится. От солнца и снега блестит все вокруг. Подул слабый ветерок. Огромные вершины сосен всколыхнулись. Вспорхнула какая-то птица. А вон попрыгала белка, сейчас она серая. Сорвала шишку и спряталась. Лес настоялся за долгую теплую осень, пхнет дубовой корой. Кажется он спит, но нет — он только дремлет, дожидаясь прихода весны.
IX. Орфографическая диктовка (задания на карточках).
А сейчас, ребята, возьмите карточки с заданиями. Нужно будет объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов и найти чередующиеся согласные.