kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Чередование звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Словообразование. Чередование звуков.

Цели урока:

Дать понятие о чередовании гласных и согласных звуков, выделять корни с чередующимися гласными и согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованиями.Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание.Воспитывать и прививать любовь к родному языку. Соблюдать зрительную нагрузку на уроке. Оборудование: учебник, тетради, магнитофонная запись, ноутбук, высказывание на доске, карточки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Чередование звуков»

ГБСК(О)У «Трубчевская школа-интернат IV вида»









Конспект урока

по русскому языку,

данного в 5 классе



Тема урока: «Чередование звуков»




Учитель: Кузькина Е.М.







Тема урока. Словообразование. Чередование звуков.

Цели урока:

Дать понятие о чередовании гласных и согласных звуков, выделять корни с чередующимися гласными и согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованиями.

Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание.

Воспитывать и прививать любовь к родному языку.

Соблюдать зрительную нагрузку на уроке.


Оборудование: учебник, тетради, магнитофонная запись, ноутбук, высказывание на доске, карточки.


Ход урока.

    1. Орг. Момент. Сообщение целей.

Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошего настроения. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение нашего большого раздела «Словообразование» и познакомимся с чередованием звуков в словах. Это нам пригодится при разборе слова по составу.

- А начать урок я хотела бы с высказывания В.Г. Белинского «Что русский язык — один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения».

- Какой смысл вложил автор в эти слова, как вы думаете?

Да ребята, Белинский считает наш язык самым богатым, потому что слова в нашем языке настолько красивы, они образуют много разных форм, степеней сравнения. Наш язык очень гибкий. И нужно дорожить родным языком, изучать его глубоко и вдумчиво.

    1. Разбор предложения по членам, подведение к теме, проверка домашнего задания.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть на несколько минут писателями. В домашней работе вам нужно было придумать или выписать несколько предложений о природе, давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети читают).

- А теперь давайте запишем мое предложение. На доске запись: Ле...кий в...терок играет сер...бристыми л...сточками и они слегка дрожат от этого.

- Пожалуйста расставьте знаки препинания в этом предложении и пропущенные орфограммы, и объясните.

- Давайте разберем первую часть предложения по членам.

    1. Физминутка.

Игра «Запретное движение». Ведущий зазывает «запретное движение», а игроки, выполняя остальные движение, пропускают заданное. Сам ведущий выполняет все движения, путая игроков.

    1. Подведение к теме.

- Выпишите глагол-сказуемое второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова и запишите:

Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.

Посмотрите, чем отличаются кони в этих словах? (гласными о-е и согласными г-ж)

  • Такое изменение звуков называется чередованием и обозначается вот так о-е, г-ж или вот так о//е, г//ж, запишите.

V. Показ презентации.

  • А теперь давайте посмотрим, какие чередования встречаются в русском языке. Подойдите к экрану. (Учитель читает презентацию).

1 слайд. Чередование звуков.

При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков.

Чередуются гласные с гласными, согласные с согласными, могут чередоваться сочетания звуков.

2 слайд. Чередование согласных в корне слова.

а) к-ч рук-а — руч-к-а — руч-н-ной

х-ш сух-ой — суш-и-ть

г-ж-з друг — друж-и-ть — друз-ей

д-ж-жд вод-и-ть — вож-ак — вожд-ени-е

б) б — бл люб-и-ть — любл-ю

п-пл куп-и-ть — купл-ю

в-вл лов-и-ть — ловл-ю, ловл-я

ф-фл граф-а — граф-и-ть — графл-ю

м-мл корм - корм-и-ть — кормл-ю

Примечание. Чередование звуков может быть и в суффиксах:

друж-ок — друж-оч-ек

3 слайд. Чередование гласных в корне слова.

о-е воз-и-ть — вез-ти, пой — петь.

о-а пере-брос-и-ть — пере-брас-ыва-ть

о-ы вой — вы-ть

о-е-и с-бор — со-бер-у — со-бир-а-ю

о-ы-у сох-ну-ть — за-сых-а-ть — сух-ой

4 слайд.

Наш язык постоянно изменяется и развивается, поэтому многие чередования звуков в корнях слов объясняются историческими изменениями в звуковом составе слова.

VI. Работа по учебнику.

  • Давайте посмотрим, что вам рассказывают авторы учебника о чередовании звуков.

Упр. 408. (найдите и назовите корни с чередованием).

VII. Объяснительный диктант.

  • Я диктую вам пары слов, ребята, а вы находите чередования, выполняем коллективно.

Таскать — тащит (ск//щ), кормить — кормлю (м//мл), ездить — езжу (д//ж), брызгать — брызжет (г//ж), весть — извещать (ст//щ), дорога — дорожный (г//ж), смотреть — осматривать (о//а).

VIII. Минута релаксации.

  • Отложите ручки, сядьте удобно. Давайте совершим заочную прогулку в лес.

  • А какое время года сейчас?

  • Тогда пойдем в зимний лес.

  • Закройте глаза и представьте. Полдень в зимнем лесу. Солнце светит ярко, даже кажется пригревает. Вы чувствуете запах сосны и снега, легко дышится. От солнца и снега блестит все вокруг. Подул слабый ветерок. Огромные вершины сосен всколыхнулись. Вспорхнула какая-то птица. А вон попрыгала белка, сейчас она серая. Сорвала шишку и спряталась. Лес настоялся за долгую теплую осень, пхнет дубовой корой. Кажется он спит, но нет — он только дремлет, дожидаясь прихода весны.

IX. Орфографическая диктовка (задания на карточках).

  • А сейчас, ребята, возьмите карточки с заданиями. Нужно будет объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов и найти чередующиеся согласные.

Образец записи: на-слажд-ались — слад-ок (жд//д)

Увлекались, казаться, приближаться, удивляться, возвращаться,угощать.

Проверочные слова: увлечься (к//ч), кажется (з//ж), близко (ж//з), диво (вл//л), возврат (щ//т), гость (щ//т).

X. Разбор слов с чередованием по составу.

  • А теперь разберите по составу следующие слова с чередованием:

покупка — купля, корм -кормлю, водить — вожак.

  • Посмотрите, как отличаются однокоренные слова при разборе по оставу, не допускайте ошибок.

XI. Подведение итогов. Выставление оценок.

  • Над какой темой мы сегодня работали?

  • Что называется чередованием звуков?

  • Для чего нам нужно изучать чередование?

XII. Домашнее задание. §78, знать, что такое чередование, упр. 409.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Чередование звуков

Автор: Кузькина Елена Михайловна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289618

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "План-конспект урока русского языка по теме:. "Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне." "
    ["seo_title"] => string(158) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-povtorieniie-poniatii-korien-slova-odnokoriennyie-slova-poniatiie-o-chieriedovanii-soghlasnykh-zvukov-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "157449"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593871"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "урок русского языка в 5 классе по теме "Полногласные и неполногласные сочетания" "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-polnoghlasnyie-i-niepolnoghlasnyie-sochietaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412875885"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка в 5 классе по теме " Беглые гласные""
    ["seo_title"] => string(54) "urokrusskoghoiazykav5klassiepotiemiebieghlyieghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "291792"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455188307"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока на тему "Правописание е-и в корнях с чередованием" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "150275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420460331"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-uchimsia-pisat-bukvy-ghlasnykh-i-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "159343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421872468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства