I.Организационный момент Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём: положительный настрой на урок русского языка II. Актуализация опорных знаний Цель: Дальнейшее изучение раздела «Лексика». Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации
Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог. III. «Открытие» темы. Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока. Продуктивное задание: определить тему урока.
IV. Работа с учебником (открытие новых знаний) Продуктивное задание: сформулировать понятие и значение синонимов, правила их применения. Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать
Y. Закрепление изученного.
YI. Физкультминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания YII. Рефлексия. Подведение итогов урока. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. YIII. Выставление оценок за урок IX. Домашнее задание | - «Начало». «Старт». Каким ещё словом можно назвать первый момент урока? Подумаем вместе. Взлет. Отплытие. Проведем небольшую разминку, чтобы вспомнить изученное на прошлых уроках. Что такое лексика? Что такое лексическое значение слова? Как мы его определяем? Какие слова называются однозначными, многозначными? (Примеры.) Приведите примеры прямых и переносных значений слов. О каких словах идет речь? Мы слова из русской речи, Из родного языка. Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись: Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке. Свежим лицам вопреки, Мы по смыслу далеки. (Я.Козловский) (речь идет об омонимах) Что такое троп? Приведите примеры тропов из текста. Спит ковыль. Равнинная дорога И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Свет луны таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. (С.Есенин) (Ученики называют олицетворения, метафоры, эпитеты.) Мы Есенина стихи повторили с вами. А теперь, мои друзья, зарифмуем сами! На доске: Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Мы называем всё _____ . На время что-то прекратив, Мы объявляем__________. В бою, в труде устали слишком, Дают уставшим________. После уроков непременно Нужна ребятам ________. Обратите внимание, как по-разному мы сказали об одном и том же? Каком? (Промежуток) Что обозначает это слово? (Работа со словарем) Назовите слова, равные ему по значению. (Промежуток=антракт=перерыв=передышка=перемена). Что вы знаете о таких словах? Как, по вашему мнению, мы озаглавим тему сегодняшнего урока? Какую общую цель мы поставим? (Как назовете цель, которую поставит каждый для себя?) Посмотрим, как учебник дает определение синонимов. (УМК С.И.Львова. В.В.Львов. Русский язык. 5 класс. ч. 2. с. 37 ) Выполним упр. 662. Спишите, распределяя слова-синонимы по графам таблицы. нейтральное книжное разговорное 1.Укажите группу слов, в которых правильно приведены синонимы к слову смелость. Запишите эти синонимы. Отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость; Отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный; Отвага, храбрость, мужество, бесстрашие.
Вывод: синонимы относятся к одной части речи. Образуют синонимические ряды.
Что такое синонимический ряд?
2. Упр. 787, с. 253. Проверка. 3. игра «Кто быстрее?» Соедините линиями синонимы из разных колонок. Составьте с двумя синонимами словосочетания. Разберите их.
Проверка. 4. Как вы думаете, какова роль синонимов в речи? Для чего они служат?
5. Сконструируйте предложения со словами-синонимами. Какое из существительных синонимов является нормой литературного языка и допускается в любых типах речи, в любой ситуации? Подчеркните его. Составьте с ним предложение.
7. 1) Какое настроение передано в этом отрывке? 2)Какие синонимы подчеркивают это настроение? (Задание на карточках, по вариантам.)
8. Отредактируйте текст, устраняя неоправданные повторы слов. (Задание на карточках.) Мой родной поселок Ставропольский. Недавно поселку исполнилось 85 лет. В поселке проживают около двух тысяч человек самых разных национальностей. Я люблю свой поселок. Здесь живут хорошие люди. Я люблю гулять с друзьями по нашему поселку.
Белый – светлый – чистый – новый! Да! Черный – темный – рваный – старый! Нет! Красный – яркий – звонкий – громкий! Да! Сильный – крепкий – добрый – дружный! Да, да, да! - синоним нужный!
Какая цель была поставлена? Достигли ли результатов? - я умею подбирать синонимы - я не научился подбирать синонимы - я сегодня не смог, но завтра обязательно научусь
Выставляет оценки, комментирует.
Упр. 664, стр. 38, § 46. Упр. 671, стр.39, § 46. Напишите сочинение «Осеннее небо», используя синонимы. | Слушают, настраиваются на урок. Отвечают на вопросы, заданные учителем. Приводят примеры омонимов, тропов. Называют олицетворения, метафоры, эпитеты. Находят нужные слова в приведенных текстах. Работают в парах и индивидуально. Рассуждают о рифме. Пытаются подбирать ее к разным словам на выбор учеников. Записывают слова на доске, определяют, к какой части речи они относятся. Рассказывают о значении этих слов. Рассуждают, в каких случаях применяются то или иное слово, схожее по смыслу, но по-другому звучащее. Предлагают свои варианты. Определяют, что это слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками значения. Читают. Задают вопросы, появляющиеся по ходу. Идти, ше(?)ствовать, плестись. Гиган(?)ский, зд..ровенный, большой. Дрыхнуть, поч..вать, спать. Заплакать, возрыдать, разр..веться. клянчить, х..датайствовать, просить. Выполняют задание учителя. Определяют орфограммы и называют их. Синоним – это слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются оттенками значения. Работа в парах. Карточки с заданиями на столах багрянец своеобразие несгибаемость высказывание индивидуальность стойкость текст скульптор абзац отступ ваятель пурпур Составляют словосочетания: интересный текст, грамотное высказывание Ответ. Они делают нашу речь богаче, помогают более тонко передать чувства, признаки, действия. (Работа по вариантам.) а) Нежная, ласковая, любимая; б) родина, отечество, отчизна; в) танцевать, плясать, отплясывать. По рядам: Глаза, зенки, очи, зеницы. Мать, матушка, мама, мамаша. Ох, какое тут было солнце! Оно светило, сияло изо всех сил. И снег на деревьях, крышах и заборах сверкал ослепительно и дым шел из труб кверху, прямо в синее-синее небо. Ну и веселая же была Москва в этот солнечный зимний день! Бежали машины, звенели трамваи, самолеты летели в небе, и торопились по улице прохожие. (И.Пивоварова) Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики. Я научился подбирать синонимы к словам. Я научился выстраивать синонимические ряды. | - личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности
Беседа, диалог личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. - познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку; - анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать. Формулирование темы урока: - регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - познавательные: – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - коммуникативные УУД: – формулировать собственное мнение и позицию;
Работа с учебником - регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; - предметные УУД: Работа с орфограммами: гласные в корне и непроизносимые согласные. Рефлексия после выполнения задания: - регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; Закрепление изученного: - регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; - личностные: - сохранять интерес к учебному материалу; - предметные: - уметь подбирать синонимы; - развитие речи учащихся. Рефлексия после выполнения задания: - регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Рефлексия: - личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе; - регулятивные УУД: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; - познавательные УУД: обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; - коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания. Рефлексия: - личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе; - регулятивные УУД: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; - познавательные УУД: обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; - коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания; |