Развивающая:Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.
Воспитательная:Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.
Оборудование: Портрет И.Грабаря, репродукции картин “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”, репродукции картин И.И.Шишкина «Зима», «На севере диком», «Зимний лес», музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”).
Ход урока:
1. Организационный момент
Сегодня вам предстоит написать сочинение-описание по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.
( Показать портрет художника).
Кто из вас слышал о таком художнике?
2. Подготовительная беседа
Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором и замечательным реставратором.
В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга. Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”.
Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.
Беседа:
-Что означает слово “портретист”?
-Что означает слово пейзаж? Обратимся к энциклопедии (Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).
И.Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.
3. Знакомство с картиной
Отгадайте загадку.
Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
-Какое это время года?(Зима).
-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).
-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-Каким мы знаем этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.
В старину этот месяц называли даже так: Ветродуй.
- Как вы думаете, почему его так называли? В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.
В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.
Именно февральские краски природы стали для И. Грабаря волнующими и привлекательными.
4.История создания картины
Дети рассматривают картину под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (“Февраль”).
Автор писал: “Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба”. И это видение изобразил художник на картине “Февральская лазурь”.
5. Беседа по содержанию картины.
-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).
Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.
Ребята, а кто ещё из знаменитых русских пейзажистов писал картины природы? (И.И.Шишкин). Давайте, рассмотрим его картины на зимнюю тематику: «Зима», «На севере диком».
-Как красива природа зимой! Нельзя ни восхищаться красотами нашей Родины.
-Обратите внимание на небо на картине Грабаря.
- Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день.
- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца.
- Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
-Рассмотрите берёзы, как они расположены? - На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.
- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – тёплый, уже пригревает солнышко.
- Какими бы тонами изобразил художник стужу? – белыми, серыми, синими тонами.
Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.
И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.
- Какие слова помогают увидеть февральский день?
- Изображено ли всё это на картине?
- А как выглядит берёза на переднем плане? – она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.
- А на заднем плане, какие берёзы? – там одна старая берёза и много молодых.
- Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – красивый, морозный узор на окне, кружево.
- А почему именно берёзу выбрал художник? – символ русской зимы.
Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает учитель)
С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.
6. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.
- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.