Задачи: Систематизировать существенные признаки глагола как части речи; совершенствовать умение различать знакомые части речи; совершенствовать навыки грамотного письма; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память; учить обобщать, систематизировать материал, воспитывать умение работать сообща, отстаивать свое мнение, уважительно относиться к ответам других детей.
Оборудование: Слайды с отрывками стихов о глаголе, таблицы, проектор, ноутбук, экран.
Таблица: Глагол (часть речи).
Обозначает? (Действие предмета).
Отвечает на вопросы:
Что делать? Что сделать?
Что делал? Что делали?
Что делает? Что делают?
Что будет делать? Что будут делать?
Что сделает? Что сделают?
Изменяется:
По числам: По временам: По лицам: По родам:
Ед.ч. Н.в. 1,2,3 нет
-Что делает? -Что делает? -Что делают?
-Что делал? Б.в. 1,2,3 нет
-Что сделает? -Что будет делать? -Что будут делать?
Мн.ч. -Что сделает? -Что сделают?
-Что делают? П.в. -- ж.р. Что делала?
-Что сделают? -Что делал? -Что делали? м.р. Что делал?
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе. »
Конспект урока по русскому языку в 4 классе.
Учитель Ерёмина Надежда Георгиевна
МОУ «Компрессорная СОШ, Ртищевский район, Саратовская область»
Тема: Обобщение знаний о глаголе.
Цель: Закрепить знания учащихся по данной теме.
Задачи: Систематизировать существенные признаки глагола как части речи; совершенствовать умение различать знакомые части речи; совершенствовать навыки грамотного письма; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память; учить обобщать, систематизировать материал, воспитывать умение работать сообща, отстаивать свое мнение, уважительно относиться к ответам других детей.
Оборудование: Слайды с отрывками стихов о глаголе, таблицы, проектор, ноутбук, экран.
Таблица:Глагол (часть речи).
Обозначает? (Действие предмета).
Отвечает на вопросы:
Что делать? Что сделать?
Что делал? Что делали?
Что делает? Что делают?
Что будет делать? Что будут делать?
Что сделает? Что сделают?
Изменяется:
По числам: По временам: По лицам: По родам:
Ед.ч.Н.в. 1,2,3 нет
-Что делает? -Что делает? -Что делают?
-Что делал?Б.в.1,2,3 нет
-Что сделает? -Что будет делать? -Что будут делать?
Мн.ч. -Что сделает? -Что сделают?
-Что делают?П.в. ----- ж.р.Что делала?
-Что сделают? -Что делал? -Что делали?м.р. Что делал?
Сегодня на уроке русского языка мы повторим все, что вы знаете о глаголе.
Повторение, обобщение изученного.
Разминка«Назови одним словом».
Ответь быстро, запиши правильно в столбик.
Храбрый человек.....(храбрец)
Болтливый человек.....(болтун)
Ленивый человек.....(лентяй)
Мудрый человек.....(мудрец)
Богатый человек.....(богач)
Грубый человек.....(грубиян)
Сильный человек.....(силач)
Веселый человек.....(весельчак)
Слова какой части речи вы записали?
Образуйте от полученных имен существительных глаголы неопределенной формы (храбриться, болтать, лениться, мудрить, богатеть, грубить, веселить).
Физминутка.
Орфографическая пятиминутка.
Вставьте пропущенные буквы там, где это нужно.
I в. Чудес...ный, мес...ность, гла...кий, но...ки, по...писать, об...явление, тр...пинка, к...ртофель.
II в. Прекрас...ный, трос...ник, сколь...кий, ло...ки, о...дать, под...езд, сн...жинка, м...рковь.
На какие группы можно разделить эти слова? (По частям речи).
Дайте определение каждой части речи.
Расскажите все, что вы знаете о глаголах(ответы детей).
Учитель показывает слайды со стихами о глаголе.
Прочитайте стихотворение «Глагол». Сравните все ли вы рассказали мне о глаголе.
Глагол.
Интересная часть речи Вышивает или пашет,
В русском языке живет. Или забивает гол,
Кто что делает расскажет: Варит, жарит, моет, чистит-
Чертит, пишет иль поет. Все расскажет нам глагол!
Он лицо имеет, время,
Вид, залог и наклонение.
И не слишком он «высовывается»-
С другими частями речи согласовывается!
У существительного, числительного и местоимения
Берет взаймы род и число для лучшего общения!
Занимает второе место после существительного,
Как наиболее употребительный.
Игра «Кто больше, чище и без ошибок?»
Солнце-
Арбуз-
Снег-
Котенок-
Мама-
Кто больше, чище и без ошибок напишет к этим существительным глаголы, тот – победитель. (Например, врач- лечит, слушает, смотрит, выписывает, пишет, обследует, сообщает).
Четыре глагола.
В данные слова впишите корень слова так, чтобы можно было прочитать все слово целиком. К какой части речи относятся все эти слова? Как вы узнали?
Можно ли узнать, какого спряжения эти глаголы? Что помогает определить спряжение глаголов?
Найдите глаголы, определите спряжение, лицо и число.
Определите падеж имен существительных.
Логическая пятиминутка.
Какое из этих выражений означает не то, что остальные?
На всех парах; во весь опор; во всю прыть; во всю глотку; на всех парусах. (во всю глотку).
Редактор газеты почему-то не любил слово пытаться.Подскажи репортеру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.
У. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились на уроке. Все активно работали. Теперь мы можем обобщить и систематизировать все наши знания и выпустить газету «Глагол». Какие рубрики будут у нас в газете? (ответы детей).
У. Вы совершенно правы. Нельзя забывать про теоретический материал. Поможет нам в этом таблица, к которой мы обращались во время урока. А чтобы еще раз доказать, что глаголы делают нашу речь выразительной и точной мы поместим в газету тот материал, с которым мы работали на уроке.
V. Д\з.
Составить рассказ на тему «Весна», используя как можно больше глаголов.