Тема: Обозначение звука [й'] с помощью буквы и и букв я, е, ё, ю.
Цели.
Систематизировать знания учащихся о разных способах обозначения звука [й'].
Обозначение зависит от той позиции, которую занимает звук [й'] в слове.
Способствовать развитию мышления, наблюдения, речи, внимания.
Способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Ход урока
Кто дома написал высказывания? Кто желает прочитать?
Минута чистописания. Актуализация – повторение.
У нас сегодня на уроке присутствует 4 брата:
а) 1 – вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем «ой»;
б) 2 – когда ушибаемся и кричим «ай»;
в) 3 - когда сердимся и бурчим «уй»;
г) 4 – когда кого-то окликаем «эй».
Сколько звуков в каждом имени? А теперь запишем эти слова буквами. Что общего в этих словах? Какую работу выполняет этот звук? Какую позицию занимает в слове? (Стоит в конце слова или после гласного.)
Ребята, приходил Авосик и решил помочь – зафиксировал на модели.
Й
Повторите, какую работу выполняет звук [й'] (обозначает согласную букву) – это, ребята первая одежка этого звука. Хотите узнать, есть еще или нет?
Изложение нового материала. У меня модель слова ЛЮСЯ.
Запишите это слово звуками и буквами. Почему написали ю, а мне кажется надо написать у. Какую работу выполняет буква ю? (Обозначает мягкость согласного и гласного звука.)
Девочка построила в своем звуковом домике 2 этажа и пригласила свою подругу ЮЛЮ. Может ли она жить в этом доме? Что нужно сделать, чтобы это проверить? (Построить звуковую модель).
Что вы заметили? Какую работу выполняет буква ю? (Обозначает 2 звука: [й'] и гласный звук.) Зафиксируйте на модели ю.
Ю
А какие еще гласные буквы могут обозначать 2 звука? (е,ё,я).
В какой позиции. (В начале слова.)
Только ли это бывает в начале слова. Давайте посмотрим.
Работа с учебником. В первый столбик запишите слова, где звук [й'] обозначает согласную букву, во второй столбик запишите слова, где гласная буква обозначает 2 звука: [й'] и гласный звук. (стр.38)
Какие одежки у звука [й'].
Обозначает согласную букву.
Гласная бука обозначает 2 звука: [й'] и гласный звук.
Как вы думаете, есть ли еще какая-нибудь одежка у звука [й']. Хотите узнать? Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" конспект урока по русскому языку в 1 классе" »
Мухаметдинова Зульфия Наилевна
МБОУ « СОШ № 10»
г.Набережные Челны
Республика Татарстан
Русский язык 1 класс
Тема: Обозначение звука [й'] с помощью буквы и и букв я, е, ё, ю.
Цели.
Систематизировать знания учащихся о разных способах обозначения звука [й'].
Обозначение зависит от той позиции, которую занимает звук [й'] в слове.
Способствовать развитию мышления, наблюдения, речи, внимания.
Способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Ход урока
Кто дома написал высказывания? Кто желает прочитать?
Минута чистописания. Актуализация – повторение.
У нас сегодня на уроке присутствует 4 брата:
а) 1 – вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем «ой»;
б) 2 – когда ушибаемся и кричим «ай»;
в) 3 - когда сердимся и бурчим «уй»;
г) 4 – когда кого-то окликаем «эй».
Сколько звуков в каждом имени? А теперь запишем эти слова буквами. Что общего в этих словах? Какую работу выполняет этот звук? Какую позицию занимает в слове? (Стоит в конце слова или после гласного.)
Ребята, приходил Авосик и решил помочь – зафиксировал на модели.
Й
Повторите, какую работу выполняет звук [й'] (обозначает согласную букву) – это, ребята первая одежка этого звука. Хотите узнать, есть еще или нет?
Изложение нового материала. У меня модель слова ЛЮСЯ.
Запишите это слово звуками и буквами. Почему написали ю, а мне кажется надо написать у. Какую работу выполняет буква ю? (Обозначает мягкость согласного и гласного звука.)
Девочка построила в своем звуковом домике 2 этажа и пригласила свою подругу ЮЛЮ. Может ли она жить в этом доме? Что нужно сделать, чтобы это проверить? (Построить звуковую модель).
Что вы заметили? Какую работу выполняет буква ю? (Обозначает 2 звука: [й'] и гласный звук.) Зафиксируйте на модели ю.
Ю
А какие еще гласные буквы могут обозначать 2 звука? (е,ё,я).
В какой позиции. (В начале слова.)
Только ли это бывает в начале слова. Давайте посмотрим.
Работа с учебником . В первый столбик запишите слова, где звук [й'] обозначает согласную букву, во второй столбик запишите слова, где гласная буква обозначает 2 звука: [й'] и гласный звук. (стр.38)
Какие одежки у звука [й'].
Обозначает согласную букву.
Гласная бука обозначает 2 звука: [й'] и гласный звук.
Как вы думаете, есть ли еще какая-нибудь одежка у звука [й']. Хотите узнать? Об этом мы поговорим на следующем уроке.