Итак ,начнем наш урок с задания 30 в дидактических материалах.
Прочитай. Устно объясни, почему поставлены или не поставлены запятые между однородными членами. Спиши, выдели грамматическую основу в предложениях. Выдели союзы. Обозначь однородные члены. Составь схему каждого предложения.
1.Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки. (И. С. Соколов – Микитов)
Почему стоит запятая?
Запишите это предложение на доске.
Какая грамматическая основа?
Подчеркните ее.
Выделите союзы.
Составьте схему предложения.
2.Не одежду, а ум надо украшать . ( Пословица)
Почему стоит запятая?
Запишите это предложение на доске.
Какая грамматическая основа?
Подчеркните ее.
А чем в предложении являются однородные члены?
Выделите союзы.
Составьте схему предложения.
3.Месяц показался из-за горы и светит всему миру. (Н.В. Гоголь.)
Почему в этом предложении не стоит запятая?
Запишите это предложение на доске.
Какая грамматическая основа?
Подчеркните ее.
Выделите союзы.
Составьте схему предложения.
Молодцы,ребята.
Читают задание.
В этом предложении запятая стоит ,потому что здесь есть однородные члены предложения пролетели и закричали.
Пишут на доске.
Подлежащее- сойки, сказуемое- закричали и пролетели.
Подчеркивают грамматическую основу.
В этом предложении нет союзов.
Составляют схему.
В этом предложении запятая стоит ,потому что здесь есть однородные члены предложения одежду и ум.
Пишут на доске.
Подлежащего нет, а сказуемое украшать.
Подчеркивают грамматическую основу.
Второстепенными членами предложения.
Союз а.
Составляет схему предложения.
Здесь нет запятой, потому что однородные члены соединяет союз и.
Записывают предложение.
Подлежащее – месяц, сказуемое- показался и светит.
Подчеркивают.
Союз и.
Составляют схему.
Построение проекта коррекции затруднений
А кто из вас догадался, какая тема урока сегодня?
Сегодня мы продолжим изучать однородные члены и знаки препинания.
Однородные члены предложения.
Реализация проекта коррекции выявленных затруднений.
1 [ – = , , ].
Ребят что вы видите на доске?
Что это за предложение?
Давайте посмотрим внимательнее на доску, не замечаете ли вы ошибок в схеме.
А почему здесь должны стоять запятые?
2 [ –, – = ].
Схема какого предложения на доске.
А какие это однородные члены?
Все ли правильно в этой схеме?
А почему здесь ставится запятая?
И последняя схема.
3.[ – = ,и = ].
Какое это предложении?
Какая ошибка в этой схеме?
А почему в этом предложении не ставится запятая?
Физкульт минутка.
Схемы предложений.
Простое предложения с однородными членами.
На схеме нет запятых.
Потому что здесь однородные члены предложения.
Простого предложения с однородными членами предложения.
Однородные подлежащие.
Да
Потому что в этом предложении нет союза, поэтому ставится запятая.
С однородными членами.
Здесь не должно быть запятой.
Так как здесь стоит союз и.
Обобщение во внешней речи
А сейчас мы выполним упражнение 33 из дидактического материала.
Закончи данные предложения рядом однородных членов , используя элементы схемы.
Работают у доски.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Сопоставьте предложения и схемы предложений стрелочками.
Заканчиваем работу.
А сейчас обратите внимание на слайд и проверьте правильно ли вы выполнили задание.
Работают самостоятельно.
Включение в систему знаний и повторение
Учитель раздает карточки с текстом.
На рассвете.
Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Утро началось. Небо светлело, холодело, синело. Звезды мигали слабым светом, исчезали. Ранний ветерок пошел порхать над землей. Всё в природе проснулось. Всюду лучистыми алмазами загорелись крупные капли росы. Прочитайте текст.
Найдите однородные члены предложения и объясните знаки препинания.
Давайте выделим грамматическую основу первого предложения.
Разберите по составу слово пробежала
Молодцы!
Читают текст.
В предложении 4 есть однородные члены предложения светлело , холодело, синело. В этом предложении ставится запятая потому что нет союза.
В предложении 5 тоже есть однородные члены мигали, исчезали. Запятая ставится так как нет соединительного союза.