Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя существительное"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя существительное"
Данный урок русского языка разработан для 3 класса при изучении темы «Имя существительное» по учебнику Н.А. Чураковой, (УМК «Перспективная начальная школа»).
Цели урока:
Образовательные – познакомить детей с морфологическими признаками имени существительного. Организовать деятельность по систематизации знаний по теме; создать содержательные и организационные условия с применением исследовательской и групповой формы работы (работа в парах, группах) для развития у школьников умений по изученной теме, сформировать умение осмысленно употреблять имя существительное в речи;
Развивающие – содействовать развитию языковой, коммуникативной и познавательной компетенции школьников, развитию умений общаться в процессе учебного диалога, осуществлять самоконтроль и самооценку; способствовать развитию культуры письменной и устной речи учащихся;
Воспитывающая – воспитывать у учащихся любовь к родному языку, развивать чувство ответственности за деятельность группы и личную ответственность за собственную деятельность в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя существительное"»
Конспект урока
Учитель: Березина Маргарита Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 3
Программа: Н. А. Чуракова УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: урок изучения новых знаний
Тема: «Имя существительное»
Цели урока:
Образовательные – познакомить детей с морфологическими признаками имени существительного. Организовать деятельность по систематизации знаний по теме; создать содержательные и организационные условия с применением исследовательской и групповой формы работы (работа в парах, группах) для развития у школьников умений по изученной теме, сформировать умение осмысленно употреблять имя существительное в речи;
Развивающие – содействовать развитию языковой, коммуникативной и познавательной компетенции школьников, развитию умений общаться в процессе учебного диалога, осуществлять самоконтроль и самооценку; способствовать развитию культуры письменной и устной речи учащихся;
Воспитывающая – воспитывать у учащихся любовь к родному языку, развивать чувство ответственности за деятельность группы и личную ответственность за собственную деятельность в группе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Смыслообразование: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что побуждает, для чего).
Нравственно - этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Целеполагание: постановка учебной задачи на основании, что известно, усвоено, а что еще нет.
Планирование: определять последовательность действий с учетом конечного результата.
Оценка: осознание качества и уровня усвоения.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные УУД:
Общеучебные: осуществлять смысловое чтение; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Знаково – символические: использовать знаково – символические средства для решения задач.
Информационные: поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Оборудование:
Компьютер и проектор, учебник, дидактические тесты, рабочие тетради, записи на доске: «Вместе любая работа спорится», «Работать спустя рукава», «Работать засучив рукава».
Метод: частично-поисковый.
Форма организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Логика урока:
мотивация – актуализация полученных ранее знаний – создание проблемной ситуации – микроисследование - систематизация – самоконтроль и самооценка – подведение итогов урока – рефлексия – домашнее задание
План урока:
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся.
2.Актуализация знаний учащихся по теме.
3.Проблемная ситуация.
4. Формулирование темы урока. Постановка целей урока.
5. Организация микроисследования.
6. Систематизация знаний учащихся по теме. Работа в парах.
7. Формирование навыка самоконтроля и самооценки.
8. Подведение итогов урока
9. Рефлексия
10. Домашнее задание
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые
универсальные учебные действия
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения у ученика
внутренней потребности включения в учебный
процесс.
Улыбнёмся друг другу, дети! Сядьте удобно, закройте глаза, опустите голову на руки.
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
(пауза)
- Внимание моё растёт.
- Я, как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
(пауза)
- Я хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
Дети тихо повторяют за учителем.
Личностные:действие смыслообразования,
установление учащимися связи между целью
учебной деятельностью и ее мотивом.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Каллиграфическая минутка
Вместе любая работа спорится.
Как вы понимаете значение слова спорится?
Объясните смысл пословицы.
Надеюсь, что наша совместная работа принесёт нам успех и удовлетворение!
Спишите предложение, соблюдая нормы каллиграфии.
Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
II. Актуализация знаний учащихся по теме. Создание проблемной ситуации.
Цель: организовать актуализацию изученных
способов действий, достаточных для проблемного
изложения нового материала.
Какие части речи вы помните? Согласны ли вы с утверждением, что все части речи отвечают на один и тот же вопрос?
У меня есть знакомый мальчик Гена. Он всё привык делать спустя рукава. Что это значит?
Он считает, что все части речи отвечают на вопросы кто? и что?
(Слайд№2)
Прав ли Гена? Попробуйте объяснить ему, в чём его ошибка.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
III.Формулирование темы урока. Постановка целей урока.
Цели:
1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
Для того чтобы помочь Гене, мы станем сегодня настоящими исследователями. Посмотрите на вопросы, которые задал Гена, определите, какая часть речи отвечает на эти вопросы.
Давайте сформулируем тему урока.
Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?
Животные, имена существительные, отвечают на вопрос КТО?
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование;
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
осуществлять самоконтроль;
познавательные:
ориентироваться в учебнике;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные: слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
V.Физкультминутка
Гимнастика для глаз.
VI.Систематизация знаний учащихся по теме. Работа в парах
Цель: систематизировать и обобщить изученный материал; выявить пробелы для корректировки знаний.
Работа по тетради
ТПО1 , упражнение № 13, стр. 19
(Откройте Обратный словарь на –Л. Выпишите сначала все одушевлённые существительные, затем все неодушевлённые).
Учитель советует детям при работе в парах распределить обязанности.
Взаимопроверка.
Проверка работы в парах.
Слайд №12
Выполняют упражнение в парах.
Метапредметные (УУД)
Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.
Познавательные:осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
VII. Формирование навыка самоконтроля и самооценки
Дидактические тесты по теме «Имя существительное»
Работа по алгоритму –
(Слайд №13)
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
VIII. Подведение итога урока
Цель: систематизировать изученный материал, способствовать его осмыслению, использованию в практической деятельности.
В начале урока мы говорили, что мальчик Гена привык всё делать спустя рукава и потому совершал ошибки.
Прочитайте два фразеологизма и скажите, какой из них подходит к вашей работе на уроке:
- «Работать спустя рукава»
- «Работать засучив рукава»
А что помогло нам достичь успехов в нашей работе?
А значит, мы с полным правом можем сказать: «Вместе любая работа спорится»!
- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?
Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
IX. Рефлексия
Цель: формировать у обучающихся умение осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.
У каждого ученика лист с двумя шкалами:
Интересный урок Моё участие
Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Обсуждение результатов рефлексии.
Урок окончен. Спасибо за урок!
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
X.Домашнее задание
Цель: закрепить изученный материал.
Учебник упражнение №20 стр. 28.
Прочитайте список существительных.
Карандаш, енот, карточка, голубь, человек, дым, шерсть, улитка, малыш, паук.
Поставьте к каждому из них вопрос: кто? или что?
Подумай: почему к одним словам ты задаёшь вопрос кто?, а к другим – вопрос что?
Затем распредели слова из упражнения в два столбика: одушевлённые существительные и неодушевлённые.
Познавательные:
осуществлять анализ учебного материала.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других.
Список литературы:
1. Каленчук М. Л. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. – 2- е изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 1.
2. Каленчук М. Л. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. – 2- е изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2.
3. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы №1: 3 кл. / Т.А. Байкова, О.В. Малаховская под ред. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
4. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.
6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с .
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.