Слушаем внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить: Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу. На « Отлично» напишу! На доске Тема: Лексика -Чему будем сегодня учиться на уроке? Урок у нас сегодня необычный: мы будем сегодня открывателями планет в системе Лексика и проведем исследование: для чего мы изучаем этот раздел. А для того чтобы начать исследование планет, мы должны повторить понятия, которые изучили. Игра «Грамматическое лото» Слова, близкие по значению, но разные по написанию и произношению …. | синонимы | Слова, противоположные по значению …. | антонимы | Слово, имеющее несколько значений…. | Многозначные слова | Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение …. | омонимы | Слова могут иметь прямое и ….. | Переносное значение | Весь словарный состав языка называется …. | Лексика | Словарная работа Работа по учебнику упр.778 с .244 Прочитайте стихотворение О. Аскарова «Домбрист» - О ком это стихотворение? - На какие правила пропущены орфограммы? - Какое новое словарное слово ? Сейчас мы запишем это слово в транскрипции. Объяснить правописание пропущенных орфограмм. - В каком значении поэт употребил слово играть? - Приведите примеры словосочетаний со словом играть - Когда слова могут иметь переносное значение? Запишите в два столбика словосочетания: играть в шахматы, играть на домбре, играть на нервах, играть в игрушки, играть с огнем. Итак, мы исследовали планету «Прямое и переносное значение слов» Скажите, а для чего нужно уметь распознавать слова в переносном значении? ( чтобы понимать произведения, которые читаем., чтобы речь была ярче, интересней.) Чтение стихотворения «Хвосты» Ю.Коринец Хвосты Ю.Коринец Есть хвост Хвостом корова У падающих звёзд, бьёт слепней, У семян бывает хвост, когда они кусаются. У птиц, Для скорпионов У самолёта – хвост важней - Он нужен для полёта. Они хвостом сражаются - Что вы скажете о слове хвост , прочитав это стихотворение? - Какие слова называются многозначными? --- -Сколько значений имеет слово хвост в стихотворении? Исследуйте в группах и запишите цифрой на обратной стороне листочка. Где мы можем посмотреть значение слова? - Запишите слово хвост и образуйте однокоренные слова с помощью суффиксов, обозначающих маленький и большой предметы. Мы открыли еще одну планету. Ответьте на шуточные вопросы: - Из какого крана не льется вода? - Какой лук не кладут в суп? - Каким ключом нельзя отвернуть гайку? - Какая коса нужна в поле? - Как называются эти слова? Как отличить многозначные слова от омонимов? - Составьте с каждой парой слов предложения. Коса – коса Кран – кран Кто составит, может перейти на более сложный уровень: Назвать омонимы и составить с ними предложения. Скамья – магазин рыба – инструмент Какие слова называются омонимами? Для чего мы их изучаем? (расширяем свой словарный запас) Послушайте стихотворение и закончите словами по смыслу: Простое слово – промежуток: В театре несколько минут, Пока начнется первый акт Мы называем все …. ( антракт) В борьбе, в труде устали слишком Дают уставшим … передышку После урока непременно нужна ребятам На время что- то прекратив , Мы объявляем… перерыв Повороты влево – вправо, Это легкая забава Приседаем быстро, ловко Здесь видна уже сноровка. А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно Отдых кончен наш, ребята, Нам пора опять за парты. Кто заметил слова антонимы? Чем являются слова антракт, передышка , перерыв, перемена? Какие слова называются синонимами? Антонимами? Распределите пары слов по столбикам. объяснить свой выбор зима – лето, огонь – пламя, конец–начало, дело – занятие, грусть– веселье, смелый – храбрый. Прочитайте, какие слова записали в каждый столбик. Подпишите. Какой будет наша речь без синонимов и антонимов? (скупой и бесцветной) Они нужны, чтобы сделать нашу речь точной и выразительной; обогащают ее. На доске ответы. самопроверка (многозначные, синонимы, антонимы) Чему учились на уроке? Зачем нужно знать много слов? (чем больше знает слов человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. Хороший словарный запас – это хорошая и богатая речь) Упр. №775 Можно составить свой словарь синонимов на тему , например, «Космос» | Записывают число, классная работа, графическая минутка. Будем повторять все по теме «Лексика», учиться правильно употреблять слова. Работа в группах Безударная гласная в корне и приставке, написание предлогов Один ученик записывает слово и объясняет звуки. В прямом Учащиеся читают и объясняют , что значит играть на нервах, играть с огнем (обращаться легкомысленно , с чем-то опасным) Слово хвост здесь имеет 4 значения: 1)хвост у животных; 2)хвост у летательных аппаратов; 3)хвост чего-то движущегося 4)хвост у семени –росток – удлиненная оконечность чего –нибудь Работа в группах Читают предложения. Сильные учащиеся выполняют задание на сложном уровне. Индивидуально работа по карточкам По выбору |