| Слушаем внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить: Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу. На « Отлично» напишу! 
 На доске Тема: Лексика -Чему будем сегодня учиться на уроке? Урок у нас сегодня необычный: мы будем сегодня открывателями планет в системе Лексика и проведем исследование: для чего мы изучаем этот раздел. А для того чтобы начать исследование планет, мы должны повторить понятия, которые изучили. 
 Игра «Грамматическое лото» 
     | Слова, близкие по значению, но разные по написанию и произношению …. | 
 синонимы |   | Слова, противоположные по значению …. 
 | 
 антонимы |   | Слово, имеющее несколько значений…. 
 | 
 Многозначные   слова |   | Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение …. 
 | 
 омонимы |   | 
 Слова могут иметь прямое и ….. 
 | 
 Переносное  значение |   | Весь словарный состав языка называется …. 
 | 
 Лексика   |  
  Словарная работа  Работа по учебнику упр.778 с .244  Прочитайте стихотворение  О. Аскарова «Домбрист» - О ком это стихотворение? - На какие правила пропущены орфограммы?  - Какое новое словарное слово ? Сейчас мы запишем это слово в транскрипции. Объяснить правописание пропущенных орфограмм. - В каком значении поэт употребил слово играть? - Приведите примеры словосочетаний со словом играть - Когда слова могут иметь переносное значение? Запишите в два столбика словосочетания: играть в шахматы, играть на домбре, играть на нервах, играть в игрушки, играть с огнем.   Итак, мы исследовали планету «Прямое и переносное значение слов» Скажите, а для чего нужно уметь распознавать слова в переносном значении? ( чтобы понимать произведения, которые читаем., чтобы речь была ярче, интересней.)  Чтение стихотворения «Хвосты» Ю.Коринец Хвосты Ю.Коринец Есть хвост Хвостом корова У падающих звёзд, бьёт слепней,
 У семян бывает хвост, когда они кусаются.
 У птиц, Для скорпионов
 У самолёта – хвост важней -
 Он нужен для полёта. Они хвостом сражаются
 - Что вы скажете о слове хвост , прочитав это стихотворение? - Какие слова называются многозначными? --- -Сколько значений имеет слово хвост в стихотворении? Исследуйте в группах и запишите цифрой на обратной стороне листочка. Где мы можем посмотреть значение слова? - Запишите слово хвост и образуйте однокоренные слова с помощью суффиксов, обозначающих маленький и большой предметы. Мы открыли еще одну планету.    Ответьте на шуточные вопросы:  - Из какого крана не льется вода?  - Какой лук не кладут в суп?  - Каким ключом нельзя отвернуть гайку?  - Какая коса нужна в поле?  - Как называются эти слова? Как отличить многозначные слова от омонимов?  - Составьте с каждой парой слов предложения.  Коса – коса  Кран – кран  Кто составит, может перейти на более сложный уровень: Назвать омонимы и составить с ними предложения.  Скамья – магазин рыба – инструмент  Какие слова называются омонимами? Для чего мы их изучаем? (расширяем свой словарный запас)  Послушайте стихотворение и закончите словами по смыслу:  Простое слово – промежуток:  В театре несколько минут,    Пока начнется первый акт  Мы называем все …. ( антракт)  В борьбе, в труде устали слишком  Дают уставшим … передышку  После урока непременно нужна ребятам    На время что- то прекратив ,    Мы объявляем… перерыв  
  Повороты влево – вправо,    Это легкая забава  Приседаем быстро, ловко  Здесь видна уже сноровка.  А теперь ходьба на месте,  Это тоже интересно  Отдых кончен наш, ребята,  Нам пора опять за парты.  Кто заметил слова антонимы? Чем являются слова антракт, передышка , перерыв, перемена?  Какие слова называются синонимами? Антонимами?  Распределите пары слов по столбикам. объяснить свой выбор зима – лето, огонь – пламя, конец–начало, дело – занятие, грусть– веселье, смелый – храбрый. Прочитайте, какие слова записали в каждый столбик. Подпишите. Какой будет наша речь без синонимов и антонимов? (скупой и бесцветной) Они нужны, чтобы сделать нашу речь точной и выразительной; обогащают ее. 
 На доске ответы. самопроверка  (многозначные, синонимы, антонимы)  
 
 
 Чему учились на уроке? Зачем нужно знать много слов? (чем больше знает слов человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. Хороший словарный запас – это хорошая и богатая речь) 
 Упр. №775 Можно составить свой словарь синонимов на тему , например, «Космос»  
 
 | Записывают число, классная работа, графическая минутка. 
 
 
 
 
 
 Будем повторять все по теме «Лексика», учиться правильно употреблять слова. 
 
 
 
 Работа в группах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Безударная гласная в корне и приставке, написание предлогов Один ученик записывает слово и объясняет звуки. 
 В прямом 
 
 
 Учащиеся читают и объясняют , что значит играть на нервах, играть с огнем (обращаться легкомысленно , с чем-то опасным) 
 
 
 
 
 Слово хвост здесь имеет 4 значения: 1)хвост у животных; 2)хвост у летательных аппаратов; 3)хвост чего-то движущегося 4)хвост у семени –росток – удлиненная оконечность чего –нибудь 
 Работа в группах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Читают предложения.  Сильные учащиеся выполняют задание на сложном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Индивидуально работа по карточкам 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 По выбору |