kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 5 классе.

Тема: Имя существительное как часть речи.

Цели урока:

  1. Добиваться от учащихся знания основных грамматических признаков имени существительного.
  2. Формировать навык соотнесения грамматических признаков имени существительного с планом морфологического разбора.

 - С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? (Части речи). А кто правит этой страной? (Морфология). Почему ей дано такое право, что такое морфология? ( Морфология – раздел грамматики, изучающий слово как часть речи).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»

Открытый урок русского языка в 5 классе.

Тема: Имя существительное как часть речи.

Цели урока:

  1. Добиваться от учащихся знания основных грамматических признаков имени существительного.

  2. Формировать навык соотнесения грамматических признаков имени существительного с планом морфологического разбора.

Ход урока:

Слайд «Подснежник»

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас. Садитесь. Пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Графический диктант. Внимание на экран. Внимательно читаем слова. В столбик пишем пропущенные буквы. Время 30 секунд ( в презентации).

  2. Проверка. Оцените себя. Поднимите, у кого «5», «4», «3» …Спасибо.

Слова: весна, капель, подснежник, солнце, прикасание, росток, праздник, акация, растительность, цветы, удивление.

  1. Баллы: «5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ош., «3» - 3-4 ош., «2» -5 и более ошибок (в презентации).

  2. На школьной доске заранее прикреплены выполненные учениками «Портреты частей речи» : Имя существительное, Имя прилагательное, Местоимение, Глагол.

- С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? (Части речи). А кто правит этой страной? (Морфология). Почему ей дано такое право, что такое морфология? ( Морфология – раздел грамматики, изучающий слово как часть речи).

- Ребята, а что изображено на ваших портретах? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение). К каким частям речи они относятся? (Самостоятельным). А что их объединяет. Что объединяет все самостоятельные части речи? Какие общие морфологические признаки? (общее грамматическое значение, морфологические признаки: постоянные и непостоянные; синтаксическая роль).

- И сегодня мы обратим свое внимание только на один портрет. Чей же столь живописный портрет удостоит нашего внимания?

  1. Слайд «А.А. Фет»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

- Какая часть речи преобладает в этом отрывке? (Имя сущ.)

- Верно. Назовите тему урока (Имя существительное как часть речи).

- Запишите в тетрадь тему урока.

7. Слайд « Тема: Имя существительное как часть речи»

- Дети, помогите мне поставить цель нашего урока? Что мы должны узнать на уроке? (Выяснить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль).

8. Слайд «Цель урока».

- Что мы знаем об имени существительном? (Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?...)

- А для чего необходимы имена существительные? (Дают названия различным предметам).

- Следовательно, общее грамматическое значение имени существительного это… (Предмет). (На доску крепится табличка с надписью ПРЕДМЕТ)

9. -А чтобы узнать лучше значение имени существительного, предлагаю игру «Спрятанное слово».

Задание №1: - Узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести. (Таблички с названиями крепятся на доску).



  1. Атмосферное явление – бурное ненастье с громом и молнией? (гроза)

Что называет это существительное?

  1. Общее грамматическое значение имени существительного – предмет.

Явление природы - Гроза

  1. К слову спокойствие назовите антоним с приставкой.

  1. Состояние человека - Беспокойство

  1. Синоним к слову работа, занятие.

3)Действие как предмет - Труд

  1. Синий цвет, синеватая окраска.

4) Признак как предмет - Синева



- Другие значения имен существительных предлагаю найти самостоятельно в учебнике – параграф 53 (Отвлеченные понятия – радость; вещества – нефть; совокупность предметов, лиц – листва, родня).

- Итак, назовите значения имен существительных? (Явление природы; состояние человека; действие; признак и т.д.). Общее грамматическое значение имени существительного в широком смысле слова… (Предмет)

- О существительном можно сказать словами Анатолия Шибаева:

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

10. - Рассмотрим Морфологические признаки имени существительного.

- задача: в учебнике найдите морфологические признаки и составьте в тетради план-схему (7-8 минут; с.57). ( ученик работает у доски, дети оценивают работу, дополняют примерами).

(Ответ: Морфологические признаки: Постоянные – собственные и нарицательные; одушевленные и неодушевленные; род; склонение. Непостоянные – число; падеж).

- Почему их называют непостоянные признаки? (изменяются). А постоянные (не изменяются).

11. – Ребята, назовите следующий этап урока? (Синтаксическая роль имени существительного).

12. Слайд «Синтаксический разбор»

( Задания по рядам. Каждый ряд записывает свое предложение и выполняет синтаксический разбор предложения. На задание - 5-6 минут; дети оценивают работы учащихся).

Предложения:

  1. Кленовый листочек скользит в быстром потоке весеннего ручейка.

  2. Звонко поют птицы, и звенят под деревьями весенние ручейки.

  3. По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник.

  4. Март – первый месяц долгожданной весны.

Вывод:

- Каким членом предложения может быть имя существительное? (Любым).

13. Физкультминутка. – Встали, руки в замок, нарисовали в воздухе восьмерку, руки от себя, к себе, а теперь встряхните руками, повернитесь друг к другу и скажите комплимент, используя имена существительные.

- Ребята, давайте обобщим, что мы узнали об имени существительном?

14. Работа по учебнику - №526 стр58.

15. Подведение итогов. Слайд «Итоги» (высказывание с ошибками)

- Что узнали нового об этой части речи?

- Почему эта часть речи получила такое название? (называют существующие лица, предметы, вещи, явления).

- Довольны ли вы своей работой?

16. Слайд «Рефлексия». (ученики на карточках отвечают на вопросы:

1. Я понял, что…

2. Теперь я могу…

3. Сегодня я узнал…)

17. Домашнее задание:

1. Создать поздравительную открытку в преддверии весеннего праздника с условием – в тексте должны быть только имена существительные.

2. Сочинение-миниатюра на тему: «Имя существительное как часть речи».

3. Упр 527

(Задания выполняются на выбор).

18. Сбор карточек, выставление оценок.

- Всем спасибо. Все свободны.



Просмотр содержимого презентации
«Имя существительное»

Графический диктант 1. В..сна 2. К..пель 3. По..снежник 4. Со..нце 5. Прик..сание 6. Р..сток 7. Праз..ник 8. Акац..я 9. Р..стительность 10. Цв..ты 11. Уд..вление

Графический диктант

1. В..сна

2. К..пель

3. По..снежник

4. Со..нце

5. Прик..сание

6. Р..сток

7. Праз..ник

8. Акац..я

9. Р..стительность

10. Цв..ты

11. Уд..вление

проверка 1. В Е сна 2. К А пель 3. По Д снежник «5»-0 ошибок 4. Со Л нце «4»-1-2 ошибки 5. Прик А сание «3»-3-5 ошибок 6. Р о сток «2»- 6 и более 7. Праз Д ник 8. Акац И я 9. Р А стительность 10. Цв Е ты 11. Уд И вление

проверка

1. В Е сна

2. К А пель

3. По Д снежник «5»-0 ошибок

4. Со Л нце «4»-1-2 ошибки

5. Прик А сание «3»-3-5 ошибок

6. Р о сток «2»- 6 и более

7. Праз Д ник

8. Акац И я

9. Р А стительность

10. Цв Е ты

11. Уд И вление

А.А. Фет.  Шепот, робкое дыханье,  Трели соловья,  Серебро и колыханье  Сонного ручья…

А.А. Фет.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

Тема:  Имя существительное  как часть речи

Тема:

Имя существительное

как часть речи

Цель:  Узнать существительное как часть речи:

Цель:

Узнать существительное как часть речи:

  • грамматическое значение;
  • морфологические признаки;
  • синтаксическую роль.
Синтаксический разбор 1 ряд . Кленовый листочек скользит в быстром потоке весеннего ручейка. 2 ряд. Звонко поют птицы, и звенят под деревьями весенние ручейки. 3 ряд. По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник. 4 ряд . Март – первый месяц долгожданной весны.

Синтаксический разбор

1 ряд . Кленовый листочек скользит в быстром потоке весеннего ручейка.

2 ряд. Звонко поют птицы, и звенят под деревьями весенние ручейки.

3 ряд. По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник.

4 ряд . Март – первый месяц долгожданной весны.

Подведем итоги.

Подведем итоги.

  • Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
  • Имена существительные могут быть собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными , изменяются по временам, родам, числам и падежам.
  • Имена существительные в предложении являются только подлежащими.

  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Сегодня я узнал…
Весеннее настроение  Март, цветы, восторг, душа.  Мама, милая моя!  В сердце пламени весна.  Поздравляю я тебя!

Весеннее настроение

Март, цветы, восторг, душа.

Мама, милая моя!

В сердце пламени весна.

Поздравляю я тебя!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Автор: Рогозинская Оксана Геннадьевна

Дата: 10.09.2015

Номер свидетельства: 229719

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока  "Имя существительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "247430"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446559481"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект  урока " Имя существительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokaimiasushchiestvitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "285544"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454184960"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект  урока " Имя существительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokaimiasushchiestvitielnoiekakchastriechi1"
    ["file_id"] => string(6) "285545"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454184968"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект  урока " Имя существительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokaimiasushchiestvitielnoiekakchastriechi2"
    ["file_id"] => string(6) "285546"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454184974"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства