Формировать навык грамотного письма, развивать внимание, речевые умения и творческие способности, воспитывать интерес к родному языку.
Продолжать воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Учитель:
-Прозвенел для нас звонок - Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться.
Учитель: Давайте, ребята, знакомиться. Меня зовут Алина Борисовна.
Дерево достижений (Слайд „Дерево“)
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал:
желтый, ожидает успех на сегодняшнем занятии;
красный, — желают узнать о чем-то новом;
синий— проявят активность.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Учитель: Помогать учиться сегодня нам будут гномики. Они приготовили много интересных заданий. (Слайд „Гномики“)
Учитель: Начать наш урок я хотела бы с фразы А.Н.Толстого (Слайд „Высказывание“)
«Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь.»
Учитель: Проверьте свою работу по орфографическому словарю в конце учебника на стр.141
Учитель: Все ли слова вам удалось найти в словаре? Давайте прочитаем и проверим слова, которые вы нашли. (Слайд „Буквенные слова“)
Учитель: Какого слова не нашли в словаре? (Сугроб)
Учитель: Что делать, если этого слова нет в словаре?
Учитель: Какую букву писать в конце слова сугроб?
Учитель: Что заметили в словах?( В конце слов произношение звуков не совпадает с написанием)
Учитель: Какие буквы стоят в конце слов? (Согласные)
Учитель: А что можете сказать об этих буквах? (Они согласные, звонкие)
Учитель: А как они слышатся в конце слов? (Глухо)
Учитель: Как узнать, какую букву писать?
Сугроб – [сугроп] (Слайд „Сугро[п]?“)
Учитель: Кто может сказать, о чем будем говорить сегодня на уроке?
Тема нашего урока «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме».
Учитель: Давайте откроем учебник на странице 106 и убедимся, правильно ли назвали тему сегодняшнего урока.
(Слайд „Название темы“)
Учитель: Что бы вы хотели узнать по этой теме? Давайте составим свой сундучок желаний.(Слайд „Сундучок“)
- В течение урока мы ответим на вопросы ( Слайды „Вопросы“)
Что?
Где? надо
Как? проверять
Учитель: Ребята, профессор Самоваров вам о чем-то хочет напомнить в учебнике на стр. 106, прочитайте. (Слайд „Самоваров“)
(Дети читают)
Учитель: Ребята,на какие группы делятся согласные звуки? (Звонкие и глухие)
Учитель: С помощью чего произносятся звонкие согласные звуки? (С помошью шума и голоса)
Учитель: С помощью чего произносятся глухие согласные звуки? (С помощью шума)
Учитель: Что образуют согласные звуки? (Пары) Какие? (По звонкости-глухости)
Учитель: Как же запомнить их последовательность?
Учитель: Я знаю, что у вас есть сообразительный мальчик Ваня, который дает подсказку, как же запомнить их последовательность в учебнике на стр. 106(Один ученик читает) (Слайд „Высказывание Вани“)
Учитель: Чтобы узнать, на какие пары делятся согласные звуки, мы проделаем следующую работу.
(Парная работа)
Учитель: На партах у вас в конвертах лежат вырезанные буквы. Разделите их по парам.
Учитель:А теперь проверьте (Дети проверяют по слайду „Парные согласные“ .)У кого все верно, поднимите руки.
Учитель: Итак, первый вопрос, который мы определили, ЧТО мы должны научиться проверять? (Слайд „ЧТО?“) (Парные согласные звуки)
Учитель: Следующий наш вопрос, который мы поставили в начале урока, ГДЕ мы должны проверять парные согласные? (Слайд „ГДЕ?“)
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос,выполняем упр. 162 на стр. 107. (Слайд „Упр. 162 на стр. 107)
Учитель: Где в слове парные согласные нужно проверять?
Учитель: Прочитайте данные слова. Произнесите слово, соотнесите буквенную запись слова со звуковым произношением.
(Выключить экран, выполнить упражнение на доске)
Учитель: Сделайте вывод, где стоят парные,как их проверить?
Постепенно включить экран
(В конце слов)(Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука шел гласный)
Физкультминутка (слайд)
Звонкие – сидим, глухие – встаем.
Итоги урока:
– На какие вопросы мы с вами ответили?
– Ответим на все наши вопросы:
– Что надо проверять? (Звонкие и согласные звуки)(Слайд)
-Давайте все хором назовем эти парные согласные звуки (Б-п, в-ф, г-к, д-т,ж-ш, з-с)
– Где надо проверять? (В конце слова)(Слайд)
– Как надо проверять? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука шел гласный) (Слайд)
Учитель:Теперь мы без словаря можем правильно написать слово сугроб, как писать слово сугроб? (Слайд „Сугро[п]?)
Учитель: Как проверить? (Слайд „Нет сугроба“)
После предложенных вариантов на доске получается запись(Слайд „Правило-стихи“)
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Парный сразу проверяй.
Рядом гласный подставляй:
Труд – труды, кот – коты –
Будешь грамотным и ты!
-Чем же являются парные по глухости-звонкости согласные в конце слов?(Орфограммами)
-Почему? (Их произношение и написание не совпадают)
Рефлексия (Слайд)
– Урок подходит к концу. Подведем итог урока.
– Чему вы сегодня научились?
– На какие вопросы мы должны были ответить?
– Какое задание для вас было трудным?
– Какое задание вам особенно понравилось?
– (Слайд „Смайлик“) Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке.