Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Функциональные разновидности языка"»
Тема: «Текст. Функциональные разновидности языка»
Цель урока: актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Задачи: 1.Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности. 2.Формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки. 3. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.Планируемые результаты: Предметные:Знать: о функционально – смысловых типах речи и функциональных разновидностях русского литературного языка. Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте; выделять признаки публицистического стиля. Метапредметные: Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Выделение общих признаков предметов и явлений. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока 1. Вводно – мотивационный этап. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока.
Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. 2. Фронтальный опрос. – Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте (Стиль – совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики). – Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют) – Проверьте, все ли стили вы назвали?
Таблица:
Разговорный
Научный
Официально-
деловой
Публицистический
Художественный
Цель
(зачем?)
Обмен мыслями, впечатлениям, общение
Сообщение, передача научной информации
Точная передача деловой
информации
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на мысли и чувства
Сфера применения
(где?)
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги
Официальная обстановка;
деловые бумаги
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях
Художественная литература
Особен-ности
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности
Широкое использование изобразительно – выразительных средств; использование средств других стилей
Фронтальный опрос: Итак, сколько всего стилей? Проверим. Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально – деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
– Художественная литература (художественный)
4. Лексическая игра
А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.
Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.
– На что вы будете обращать внимание? (показать на схему): где и зачем используетсяданный текст. Во – первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 1:
«Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь».
Задание для группы № 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Задание для группы № 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово «Коломна» относится к финно – угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало «место около кладбища».
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет «географическое» происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Бонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
Задание для группы № 4:
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Задание для группы № 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.
Вопрос к другой группе:
6. Подведение итогов.
Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.
Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.
Самопроверка (открывается доска со словами). 7. Домашнее задание.
Разговорный
Научный
Официально-
деловой
Публицистический
Художественный
Цель
(зачем?)
Обмен мыслями, впечатлениям, общение
Сообщение, передача научной информации
Точная передача деловой
информации
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на мысли и чувства
Сфера применения
(где?)
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги
Официальная обстановка;
деловые бумаги
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях
Художественная литература
Особен-ности
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности
Широкое использование изобразительно – выразительных средств; использование средств других стилей
Задание для группы № 1:
«Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь».
Задание для группы № 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Задание для группы № 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово «Коломна» относится к финно – угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало «место около кладбища».
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет «географическое» происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Бонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
Задание для группы № 4:
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Задание для группы № 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.