Учитель: Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, объясните значение слова.
Ученики «по цепочке» выполняют задание.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: К какой части речи относятся эти слова? Докажите свой ответ.
Ученик: Эти слова имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.
Учитель: Какая часть речи отвечает на те же вопросы, что и имя существительное?
Ученик: Эта часть речи называется местоимение.
Учитель: В чём различие между этими частями речи?
Ученик: Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Учитель: Тема нашего урока: «Личные местоимения». Цель: повторить и закрепить всё изученное по этой теме.
Актуализация знаний.
Учитель: Что такое местоимение?
Ученик: Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.
Учитель: Вместо какой части речи употребляется местоимение?
Ученик: Местоимение всегда употребляется вместо имён существительных.
Учитель: На какие вопросы отвечает местоимение?
Ученик: Местоимение отвечает на те же вопросы, что и существительное.
Учитель: Назовите личные местоимения.
Ученик: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Учитель: На кого указывают местоимения?
Ученик: Местоимения указывают на участников разговора.
Учитель: Какие грамматические признаки можно определить у местоимения? Назови их, опираясь на слайд.
Ученик: У местоимения можно определить лицо – 1 – е, 2 – е, 3 – е, число – единственное и множественное, род – в 3 – м лице, единственном числе, падеж.
Физкультурная пауза.
Учитель: Упражнение «Во!»
Ладошку правой руки подставить ко лбу - «отдать честь». Одновременно вытянуть левую руку, показать большой палец и сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же самое, только «честь отдать» уже левой рукой, а «Во!» сделать правой.
Учитель: Прочитай предложения. Догадайся, о каких героях литературных произведений говорится в них.
Она так спешила, что потеряла хрустальный башмачок. Он в тёмный лес ягнёнка уволок. Когда дед разорился, я пошёл «в люди». «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» «Или бурей завываньем ты, мой друг, утомлена?»
Ученики «по цепочке» читают предложения, определяют героев литературных произведений.
Ученики совместно с учителем устно находят местоимения, определяют лицо и число.
Образец. Она ( 3 – л., ед.ч.) так спешила, что потеряла хрустальный башмачок.
Учитель: Запиши. Подчеркни местоимения. Определи число и лицо местоимений, опираясь на слайд.
Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на слайд. Ученики 3 группы работают под руководством учителя.
Работа по учебнику.
Учитель: Прочитай задание самостоятельно, вслух. Какое задание нужно выполнить?
Ученик: Надо выписать местоимения 3 – го лица единственного числа. Подставить к ним имена существительные из стихотворения. Указать род имён существительных и местоимений.
Ученики совместно с учителем устно подбирают существительные к местоимениям, определяют род.
Образец. Он – папа (м.р.)
Учитель: Теперь это задание выполните письменно, определите род, опираясь на слайд.
Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на слайд. Ученики 3 группы работают под руководством учителя.
Работа по карточкам.
Учитель: Прочитай местоимения. Объясни правописание местоимений с предлогами.
У вас, от тебя, к нему, со мной, для него, за ним.
Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
Учитель: Определите падеж местоимений, опираясь на таблицу.
Ученики совместно с учителем читают местоимения, объясняют правописание местоимений с предлогами, определяют падеж.
Образец. У вас (Р.п.)
Учитель: Теперь это задание выполните письменно, определите падеж, опираясь на таблицу.
Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на таблицу.
Ученики 3 группы работают под руководством учителя.
Ученики читают вслух «по цепочке» и исправляют речевые ошибки.
Итоговое воспроизведение.
Учитель: Назовите тему урока.
Ученик: Тема нашего урока: «Личные местоимения».
Учитель: Чему учились?
Ученик: Мы повторили и закрепили всё изученное по этой теме.
Учитель: Что такое местоимение?
Ученик: Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.
Учитель: Вместо какой части речи употребляется местоимение?
Ученик: Местоимение всегда употребляется вместо имён существительных.
Учитель: На какие вопросы отвечает местоимение?
Ученик: Местоимение отвечает на те же вопросы, что и существительное.
Учитель: Назовите личные местоимения.
Ученик: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Учитель: На кого указывают местоимения?
Ученик: Местоимения указывают на участников разговора.
Учитель: Какие грамматические признаки можно определить у местоимения? Назови их, опираясь на слайд.
Ученик: У местоимения можно определить лицо – 1 – е, 2 – е, 3 – е, число – единственное и множественное, род – в 3 – м лице, единственном числе, падеж.
Учитель: Объясни правописание местоимений с предлогами.
Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
(В ходе подведения итогов урока учитель демонстрирует слайды)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали сегодня. Спасибо за урок!