1) познакомить учащихся с понятием «разноспрягаемые глаголы»;
2)выявить особенности разноспрягаемых глаголов; научить детей отличать их от других глаголов;
3) развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы;
4) формирование чувства уверенности в своих силах;
5) воспитание любви и интереса к родному языку.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедиапроектор, карточки с глаголами, листы самооценки, таблицы суждений, стикеры.
Ход урока
1.Организационный момент:
- Давайте для начала посмотрим серию из всеми любимого тележурнала «Ералаш» («Союзмультфильм», 1974, выпуск № 8) -
(просмотр)
- Как вы думаете, почему я включила именно эту серию?
(потому что мы изучаем тему «Глагол»)
- Вы обратили внимание, почему опешили хулиганы?
(потому что мальчик правильно назвал часть речи, показал свои знания)
-Значит в чем заключается настоящая сила человека? НЕУЖЕЛИ В КУЛАКАХ? Нет, в знаниях.
- запишем пословицу, которая будет эпиграфом к нашему уроку (Знание – сила)
- Итак, мы начинаем нашу работу. Перед вами лежат листы самооценки, подпишите их и за каждый ответ на уроке ставьте себе 1 +. В конце урока вы сдадите эти листы и получите отметки за работу на уроке. Поэтому будьте очень собраны и внимательны.
2. Работа в парах:
- Для начала давайте вспомним с вами спряжения глаголов, т.к. от этого зависит понимание новой темы. Поработаем в парах над суждениями. На каждой парте лежит таблица суждений. Вам надо поставить любой знак в соответствующей колонке. (5 минут) – проверка по слайду. Поставьте в листе самооценки цифру соответствия количеству правильных ответов.
3.Фронтальная работа:
- Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь давайте поработаем в тетрадях.
Запишите число, классная работа. Прежде чем сформулировать новую тему, давайте распределим глаголы по спряжениям. (для названия темы оставьте 1 строчку). Начертите в тетрадях 3 колонки. Сейчас вы будете по очереди выходить, брать 1 карточку и размещать глагол в нужную колонку в зависимости от его спряжения. При этом необходимо правильно вставить окончание. Если какой-то глагол вызвал у вас затруднение, помещаете его в 3 колонку. Все дети в это время параллельно работают в своих тетрадях
(выходят по очереди и распределяют глаголы по колонкам)
1 спряжение
2 спряжение
?
летаЕт
поддержИм
хочЕшь
побреЕт
лепИшь
бежИшь
заденЕт
помнИт
читаЕт
спросИшь
(Не забываем про лист самооценки)
- Очень хорошо, молодцы. Но почему же остались глаголы ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ? Давайте их проспрягаем (на доске и в теоретических тетрадях, оставьте строчку для названия этих глаголов)
1 лицо: я хочу, мы хотим; я бегу, мы бежим
2 лицо: ты хочешь, вы хотите; ты бежишь, вы бежите
3 лицо: он, она, оно хочет, они хотят; он, она, оно бежит, они бегут.
- Обратите внимание на противоречивость данных глаголов, у них в каких-то формах окончания 1 спр., а в каких-то 2. Как так? Где ошибка? Может, мы неверно написали окончание в какой-то форме? (нет, оба окончания ударные)
- Так что это? Новое исключение?
(Нет, исключением может быть весь глагол, а не отдельная его форма)
- А может, мы сделали научное открытие и обнаружили ещё 3 спряжение?
- Масса вопросов. Кстати, подобное явление мы встречали, когда изучали имя существительное. Кто понял, что я имею в виду?
(Разносклоняемые имена существительные)
- А как же тогда будут называться наши глаголы ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ?
(Разноспрягаемые)
- Давайте наконец запишем тему нашего урока. Итак, исходя из данной темы, скажите, пожалуйста, в чем мы сегодня должны хорошо разобраться? (что такое разноспрягаемые глаголы и почему они так называются).
- Кстати, глагол БЕЖАТЬ очень часто используется в переносном значении. Например, облака бегут (быстро перемещаются), вода бежит (течёт, льётся), время бежит (быстро проходит) и т.д.
- А теперь послушайте сказку о разноспрягаемом глаголе ХОТЕТЬ. Возможно, благодаря ей у вас появятся идеи, как выполнить следующее задание:
А я так хочу
Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное - окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше по душе окончания первого спряжения, другим - второго. Дошла очередь и до глагола «хотеть».
- Я хочу и тех окончаний и этих, - заявил «хотеть».
- Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да так не бывает.
- А я хочу!
- Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попало спрягаться станет! Порядок должен быть!
- Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я
все равно по-своему спрягаться буду.
Махнули другие глаголы на упрямого «хотеть» рукой.
- Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его не хотим.
(разделить на группы)
4. Работа в группах:
- А сейчас вам надо поработать в группах и составить текст с использованием разноспрягаемых глаголов. Можно добавлять к ним разные приставки и суффиксы, от этого они не перестанут быть разноспрягаемыми. Хорошо, если это будет связный текст, а ещё лучше, если он будет креативным.
(составляют текст 5-7 минут, затем читают вслух)
5. Подведение итогов урока:
- Молодцы, вы поработали очень плодотворно. А теперь давайте подведём итоги нашего урока:
1) Какова была тема урока?
2) Что было нашей целью?
3) Почему глаголы называются разноспрягаемыми?
4) Какие разноспрягаемые глаголы вы знаете?
(ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ и производные от них)
6. Этап итоговой самооценки:
- А теперь оцените свои результаты в ходе данного урока и расположите стикеры на лестнице успеха