Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения»»
Тема урока: «Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по формированию представления о русском языке как государственном языке РФ, языке межнационального общения, языке русской нации.
Планируемые УУД:
Личностные: научатся объяснять положительные и отрицательные оценки поступков с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: научатся понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы изучающего чтения при работе с различными текстами, а также приёмы слушания, критично относится к собственному мнению.
Регулятивные: научатся соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: научатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для предметной учебной задачи в несколько шагов.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы работы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Тургенев И.С.
Организационный момент (1 минута).
– Добрый день, ребята. Все ли готовы к уроку? Надеюсь, что пришли вы сегодня с хорошим настроением и все, что мы запланировали, получится.
Целеполагание (5 минут)
– Ребята, наш сегодняшний урок мы начнем с удивительной истории, послушайте.
Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп пошел на базар и купил…
– Как вы думаете, что? (ребята высказывают предположения, а потом учитель читает дальше)
….купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.
- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
- Да, - отвечал Эзоп – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
- Как вы думаете, что купил Эзоп? (ребята высказывают предположения, а потом учитель читает дальше)
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.
- Ребята, как вы думаете, о чем очень важном поведала нам эта история? (ответы детей) (Язык – помощник во всем, но словами легко обидеть).
- Вот видите, ребята, какое огромное значение имеет язык, поэтому к нему относиться надо очень внимательно.
- Обратите внимание на наш эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова И.С. Тургенева?
- Почему надо беречь наш язык? Хорошо ли мы знаем свой язык?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О языке и его значении для человека).
- Давайте теперь с помощью слов «помощников» сформулируем цели урока (слайд 3):
выясним….. (функции языка);
узнаем…..(значение русского языка как государственного);
поразмышляем …(можно ли общаться без языка).
Итак, записываем число, классная работа и тему урока:Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Актуализация опорных знаний (8 минут).
Слово учителя:
— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? (ответы учащихся).
Русский язык — это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Когда существовал СССР, русский язык таковым не являлся – слишком много национальностей населяло территорию Советского Союза. Теперь он является языком, обслуживающим не только потребности людей в быту и на работе, но и официальным языком государства, языком науки, производства и, конечно же, культуры.
Работа с учебником
Чтение учеником теоретического материала на стр. 4.
— Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?
Составьте и запишите по одной ключевой фразе на каждый пункт теоретического материала.
Запись в тетрадь
Государственным языком Российской Федерации является русский язык (ст. 68 Конституции РФ)
Наряду с обязательным использованием государственного языка РФ не отрицается право на пользование государственными языками республик, находящихся в составе РФ.
Законодательно утверждённым Государственным языком на территории РФ является литературный язык, который используется в официальных сферах общения.
Попутно ведётся словарная работа (объяснение значения слов):
СМИ – средства массовой информации
Первичное закреплений новых знаний по теме (12 минут).
Работа с учебником (упр. 1, стр.5)
Задание: Прочитайте текст. Скажите, где, в каких сферах используется русский язык как государственный? (Ответы учеников).
Упражнение 2 стр.5
Задание: Опираясь на текст упражнения №1 и материалы параграфа, дополните схему.
Слово учителя: Мы уже отмечали выше, что одна из функций русского языка – функция межнационального общения.
В чём вы видите необходимость в языке межнационального общения?
Почему русский язык стал языком – посредником?
Работа с упражнением №3, стр. 5
Задания:
1.Как Вы думаете, почему именно русский язык стал языком межнационального общения и государственным языком в РФ?
На территории России преобладают жители русской национальности. Русский язык много веков служил для преодоления барьера между представителями разных этносов в составе России.
2.Определите, к какому типу и стилю относится текст (рассуждение, научный).
3.Какими качествами должен обладать язык, который становится средством межнационального общения? Выпишете из текста ответ на вопрос.
Русский язык – один из наиболее развитых мировых языков. Он обладает богатым словарным фондом и терминологией по всем отраслям науки и техники, выразительной краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой системой стилей, способностью отразить всё многообразие окружающего мира. Русский язык может употребляться во всех сферах общественной жизни.
Сфе́ра - мн. 1. Круг лиц, объединенных общностью интересов, занятий или положения.
Что изменится в нашей жизни, если на территории РФ исчезнет межнациональный язык?
Физминутка (1 минута)
Проверка умений и навыков (12 минут).
Учитель: Ознакомьтесь с теоретическим материалом учебника на стр. 6 и постарайтесь ответить на вопрос:
Какая форма современного русского языка является высшей, образцовой разновидностью национального русского языка?
В чём отличительная особенность русского литературного языка от остальных форм русского языка?
Работа с упражнением №4, стр.6
Задания:
Прочитайте высказывания известного русского писателя К. Чуковского
Какой теме посвящены данные высказывания? (Затронуты проблемы сохранения и развития языка)
Перечитайте второе высказывание, спишите, вставьте пропущенные буквы.
Неотделима, общей, своего, сердца, интеллекта
Как вы понимаете это высказывание? (Ответы учеников)
Чтобы повысить свою культуру речи, нужно обладать общей культурой, быть умным и порядочным человеком. Язык показывает, насколько человек умен и образован.
**** Дополнительный материал
Работа с упражнением №5, стр.7
Задания:
Прочитайте фрагмент статьи. Подумайте, какие слова и выражения недопустимо употреблять при использовании русского языка как государственного?
Подведение итогов урока
- Давайте обобщим изученные на уроке понятия и ответим на вопросы, достигли ли мы цели урока. Отвечают на вопросы учителя:
Какая тема урока?
Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели?
Что нового вы узнали?
Рефлексия.
Проведение самооценки:
1) Какие затруднения испытали?
2) Расскажите по схеме: «Я знаю, запомнил, смог».
3) Чему научились на уроке?
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: красный – отлично; зелёный - хорошо; жёлтый – надо ещё поработать.
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных учеников. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.
Домашнее задание (1 минута)
Подготовьте сообщение на тему «Русский язык – государственный язык Российской Федерации» (упр.6, стр. 7).
Найти и записать 4 высказывания о русском языке известных людей.