kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему «Простое осложнённое предложение».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся обощают и систематизируют знания об осложнённых предложениях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему «Простое осложнённое предложение».»



Тема урока: «Простое осложнённое предложение».
Цели урока: обучающие: 1) обобщить и систематизировать сведения учащихся об однородных членах предложения; 2) совершенствовать умение находить однородные члены, составлять схемы предложений с однородными членами и расставлять знаки препинания при однородных членах.
развивающие: 1) развивать умение определять роль однородных членов в тексте; 2) развивать лингвистическую, коммуникативную компетенции. воспитательные: 1) воспитывать интерес к изучению русского языка посредством разнообразных заданий; 2) воспитывать любовь к родному слову с помощью текстов писателей-классиков.
ХОД УРОКА 1.Организационная часть.
2. Слово учителя. Ребята, запишите число, вид работы. Сегодня 23 ноября. Заканчивается последний месяц осени. Поэтому давайте сегодня попутно мы поговорим об этом времени года. Прочитайте текст.
3)Чтение текста 1) …К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. 2) Сразу наступили тихие безоблачные дни, ясные, солнечные и тёплые. 3) На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. 4) Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья. 5( Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не смогла покинуть дачи (в городском доме ещё не покончили с ремонтом). 6) И теперь она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанью на телеграфных проволоках ласточек, стаившихся к отлёту, и ласковому солёному ветерку, слабо тянувшемуся с моря.
-Вы узнали эти строки? (Куприн А.И. «Гранатовый браслет»)
- Какие синтаксические конструкции представлены в этом тексте?
(Простые осложнённые предложения)
- Какие предложения называются осложнёнными?
-Чем осложнены данные предложения? (Однородными членами, обособленными приложениями (5), вводными конструкциями (5), обособленными определениями(2,6))
-Какие из перечисленных явлений встречаются наиболее часто?
- Сформулируйте тему урока. (Запись темы урока)
- Какие цели поставим перед собой?
5) Практическая часть.
- Индивидуальная работа. Синтаксический разбор простого предложения. В воздухе разлит крепкий и нежный, похожий на запах крепкого вина, аромат увядающих клёнов (А.И.Куприн). (Предложение записано на доске)
- Прочитайте отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Спишите, обозначая однородные члены и составляя схемы однородных членов.
1)Помню раннее, свежее, тихое утро…2) Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. 3)Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах мёда и осенней свежести…4)Славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе и слушать поскрипывание в темноте длинного обоза по большой дороге.

- Проверяем разбор предложения. 1) О,О,О. 2)О,О,О, и О. 3) О,О и – О. 4) О, О, О и О.
- При конструировании предложений с ОЧ часто допускаются ошибки. Давайте поработаем над грамматическими нормами, которые необходимо соблюдать при построении предложений с ОЧ. Определите тип ошибок. 1)Пили чай с вареньем и удовольствием. 2)Были сделаны большие запасы ягод, фруктов, овощей, яблок. 3) Осень оставила свой след в лесу, парке, реке и озере. 4) Я люблю походы в лес и читать книги о природе. 5) Море позовёт к себе, явится в сновидениях, очаровывает в воспоминаниях.
Контроль выполнения. 1) В предложении нарушена логическая связь между ОЧ, в качестве ОЧ объединены неоднородные понятия. 2) Нельзя в ряд ОЧ включать родовые и видовые понятия. 3) Нельзя опускать разные предлоги при ОЧ. 4) Не сочетаются как однородные члены имя существительное и инфинитив. 5) Нарушено видо-временное единство.
-Определите, какова роль однородных членов предложения в данном тексте.
1. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обвет­ренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно («Челкаш» М.Горький).
Комментарий группы: Ряды однородных членов в этом предло­жении играют роль действенного изобразительного средства: они по­могают создать такой портрет Гаврилы, благодаря которому читатель ярко представляет себе этого героя, поэтому писатель останавливает­ся на отдельных деталях внешности, характеризует взгляд однород­ными обстоятельствами образа действия. В качестве однородных членов в этом предложении выступают прилагательные и полной, и краткой формы, что обычно считается нарушением стилистической нормы, но в художественном произведении это может быть особым художественным приемом.
2. Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. («Челкаш» М.Горький).
Комментарий группы: Перечисление однородных членов предложения, осложненных обособленными и необособленными определениями, помогает, с одной стороны, показать динамику действий, с другой стороны, создает образ насыщенного трудового дня.
3. А) Перед домом  в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. (А.С.Пушкин).
Б) Этот живой, деятельный, стремительный человек.
Проходили дни, недели, месяцы, годы, но все оставалось по-прежнему.
Комментарий группы: В данных примерах  перечисления однородных членов предложения помогают создать изобразительные средства языка. В первом примере благодаря рядам однородных членов создается развернутая метафора. В примерах под буквой «Б» мы видим такую стилистическую фигуру, как градация, то есть расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения.
Выводы
Таким образом, в ходе работы были выявлены следующие примеры роли однородных членов предложения в речи: 1. Создание психологического портрета героя. 2. Создание иллюзии движения. 3. Создание изобразительно-выразительных средств языка.
Это далеко не полный перечень функций роли ОЧП в речи должен убедить нас в необходимости вдумчивого и внимательного подхода к анализу текста в каждом конкретном случае. Поэты и писатели в своих произведениях используют разнообразные синтаксические конструкции с ОЧП, это позволяет передать динамику, напряженность действия, придает речи экспрессивность, помогает создать экспрессивные художественные образы.
- Для выполнения тестовое задание ЕГЭ необходимы знания однородных членов. Формулировка теста такова: Укажите предложение, котором нужно поставить только одну запятую. 1) Я долго бродил или по обнажившемуся парку или вдоль застывающей реки. 2) темнота раннего осеннего утра скрыла и площадку на берегу и посёлок и самих людей. 3) Этот сентябрьский лес взволновал и тронул меня земной простотой и сказочной красотой. 4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или берёзка с начинающими желтеть листьями.
Выполнение контрольного теста.
Где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении.
Футбольные матчи (1) проводятся  (2) на спортивных площадках (3) или на стадионах (4) или даже на песчаных берегах водоёмов .
1) 1,3
2) 2,3,4
3) 1,3,4
4) 3,4
2. Где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении:
Футбол требует от спортсмена (1) и ловкости (2) и смелости (3) и умения чувствовать настроение членов команды (4) и быстро ориентироваться.
1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,3
4) 2,3,4
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Долго ждать не пришлось: автобус отправился в рейс согласно расписанию.
2) Новый Устав школы взволновал и обсуждался всеми участниками учебного процесса.
3) Что касается дополнительных занятий, то они будут проведены позднее.
4) Охотник пошел в направлении шума и увидел двух маленьких медвежат, лакомящихся малиной.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1) Из пластика делают детали машин и приборов и посуду.
2) Автомеханик должны знать устройство автомобиля и его механизмов и уметь устранять неполадки в них.
3) Обойный клей выпускают в виде стружки или порошка.
4) Я долго стоял у окна и любовался то небом то морем.
5. Назовите тип грамматической ошибки в предложении с однородными членами.
А) На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях было шумно и многолюдно.
Б) Организованы концерты в клубах, парках культуры и отдыха, танцевальных площадках.
6. Определите роль однородных членов предложения в выражении позиции автора.
«Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, являться гордым иль послушным, внимательным и равнодушным.»
Этап рефлексии.
Домашнее задание. П.78-84. Упр.362 или363.
























Задание 1. Чтение текста 1) …К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. 2) Сразу наступили тихие безоблачные дни, ясные, солнечные и тёплые. 3) На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. 4) Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья. 5( Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не смогла покинуть дачи (в городском доме ещё не покончили с ремонтом). 6) И теперь она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанью на телеграфных проволоках ласточек, стаившихся к отлёту, и ласковому солёному ветерку, слабо тянувшемуся с моря.
Задание 2. Спишите, обозначая однородные члены и составляя схемы однородных членов.
1)Помню раннее, свежее, тихое утро…2) Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. 3)Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах мёда и осенней свежести…4)Славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе и слушать поскрипывание в темноте длинного обоза по большой дороге.
Задание 3. Определите тип ошибок. 1)Пили чай с вареньем и удовольствием. 2)Были сделаны большие запасы ягод, фруктов, овощей, яблок. 3) Осень оставила свой след в лесу, парке, реке и озере. 4) Я люблю походы в лес и читать книги о природе. 5) Море позовёт к себе, явится в сновидениях, очаровывает в воспоминаниях.
Задание 4. Определите, какова роль однородных членов предложения в данном тексте.
1. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обвет­ренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно («Челкаш» М.Горький). 2. Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. («Челкаш» М.Горький). 3. Перед домом  в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. (А.С.Пушкин). 4. Этот живой, деятельный, стремительный человек.
Проходили дни, недели, месяцы, годы, но все оставалось по-прежнему.
Задание 5.Укажите предложение, котором нужно поставить только одну запятую. 1) Я долго бродил или по обнажившемуся парку или вдоль застывающей реки. 2) темнота раннего осеннего утра скрыла и площадку на берегу и посёлок и самих людей. 3) Этот сентябрьский лес взволновал и тронул меня земной простотой и сказочной красотой. 4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или берёзка с начинающими желтеть листьями.
Выполнение контрольного теста.
Где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении.
Футбольные матчи (1) проводятся  (2) на спортивных площадках (3) или на стадионах (4) или даже на песчаных берегах водоёмов .
1) 1,3;
2) 2,3,4
3) 1,3,4
4) 3,4
2. Где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении:
Футбол требует от спортсмена (1) и ловкости (2) и смелости (3) и умения чувствовать настроение членов команды (4) и быстро ориентироваться.
1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,3
4) 2,3,4
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Долго ждать не пришлось: автобус отправился в рейс согласно расписанию.
2) Новый Устав школы взволновал и обсуждался всеми участниками учебного процесса.
3) Что касается дополнительных занятий, то они будут проведены позднее.
4) Охотник пошел в направлении шума и увидел двух маленьких медвежат, лакомящихся малиной.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1) Из пластика делают детали машин и приборов и посуду.
2) Автомеханик должны знать устройство автомобиля и его механизмов и уметь устранять неполадки в них.
3) Обойный клей выпускают в виде стружки или порошка.
4) Я долго стоял у окна и любовался то небом то морем.
5. Назовите тип грамматической ошибки в предложении с однородными членами.
А) На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях было шумно и многолюдно.
Б) Организованы концерты в клубах, парках культуры и отдыха, танцевальных площадках.
6. Определите роль однородных членов предложения в выражении позиции автора.
«Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, являться гордым иль послушным, внимательным и равнодушным.»

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему «Простое осложнённое предложение».

Автор: Чернозубова Маргарита Николаевна

Дата: 23.09.2019

Номер свидетельства: 520651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "280610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393910"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia1"
    ["file_id"] => string(6) "280611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393917"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia2"
    ["file_id"] => string(6) "280612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства