kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Правописание приставок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Правописание приставок"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание приставок"»

МКОУ «Телетлинская СОШ №2»


Конспект урока

«Правописание гласных и согласных в приставках»

Класс: 5

Учитель: Якубова З. Я.






Педагогические цели (цели урока для учителя):

Обучающие:

- организовать учебную деятельность, направленную на формирование у учащихся представления о разных группах приставок русского языка и особенностях их правописания;

- создать условия для формирования у учащихся практического умения опознавать изученные орфограммы и выполнять задание 9 ЕГЭ.

Развивающие:

- способствовать формированию у учащихся опыта самостоятельной постановки целей учебной деятельности под руководством учителя (регулятивные УУД).

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности в организации и осуществлении своей учебной деятельности.


Задачи урока (для учителя):

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью изучения основных групп приставок русского языка и условий их написания;

- организовать понимание учащимися последовательности шагов алгоритма по применению правил правописания приставок;

- организовать тренинг по отработке умения выделять приставку в слове, применять правила правописания неизменяемых приставок, приставок на з-,с-, смысловых приставок пре- и при-;

- организовать контроль действий учащихся;

- организовать рефлексивную оценку.


Учебные цели (цели урока для учащихся):

-освоить правила правописания приставок ;

-научиться применять правила для безошибочного написания приставок и выполнения задания 9 ЕГЭ.


Задачи урока (для ученика):

-учиться ставить учебные цели и задачи;

- учиться самостоятельно формулировать выводы по ходу своей исследовательской работы;

- познакомиться с алгоритмом действий по применению правил правописания пристпвок;

- потренироваться в самостоятельных действиях по данному алгоритму выполнения задания 9 ЕГЭ;

-проконтролировать себя;

- проделать рефлексивную оценку.


Ход урока


1.Мотивация к деятельности

(Включение учащихся в деятельность, создание эмоционального настроя на урок)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Говоря «здравствуйте», я пожелала вам всем здоровья. А ещё очень важно человеку чувствовать себя успешным. Пусть внимание, знание и стремление к познанию приведут вас сегодня к успеху!

- Запишите предложение и объясните знаки препинания. (Объясняют запятые при однородных сказуемых)


Кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. (К. Паустовский)


- Выделите в словах значимую морфему, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Выделяют приставки)


- Какие у вас предположения по формулировке темы урока?


СЛАЙД 1

Записывают тему: «Правописание гласных и согласных в приставках (подготовка к заданию 9 ЕГЭ)»


Эпиграф на доске:

Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

К.И.Чуковский


- Я надеюсь, что главная мысль высказывания К.Чуковского найдёт своё подтверждение на сегодняшнем уроке


2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий)


СЛАЙД 2

- Выполните задание 9 ЕГЭ: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3)о..далённый, на..треснутый. на..пиленный

4)из..мать, дез..нформация, от..граться


3.Выявление места и причины затруднения. Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).


- Какие затруднения у вас возникли? Что нужно знать для выполнения этого задания?



4.Построение проекта выхода из затруднения.

Целеполагание (Постановка учебной цели).

Давайте построим проект выхода из затруднения

-Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Что вы хотите узнать на уроке?

-Чему хотите научиться?

-Давайте составим план действий.

- Какими способами вы будете достигать целей?


5.Реализация построенного проекта

Работа в парах с учебником и дидактическими раздаточными материалами


СЛАЙД 3

Задание: 1) Изучите теоретический материал §§ 26, 27

2)Работая в парах, проанализируйте таблицу из раздаточных материалов и преобразуйте её в таблицу «Три группы приставок русского языка», состоящую из трёх частей. Заполните таблицу примерами слов.



Неизменяемые приставки (пишутся всегда одинаково)

Приставки на з-, с-

(написание зависит о глухости – звонкости последующего согласного)

Приставки пре-, при

(зависят от значения)





- Каким правилам подчиняется правописание приставок каждой группы?


6.Первичное закрепление

(Организовать тренинг по отработке умения)

1)Добавьте в таблицу примеры из упражнения 127

Неизменяемые приставки

Приставки на з-, с-

Приставки пре-, при





СЛАЙД 4


2) Работа с текстом стихотворения М. Цветаевой ( все слова на з-, с-) (Упражнение 130) Продолжите заполнение таблицы

Выразительное чтение наизусть (читает заранее подготовленная ученица)


Б.Пастернаку


Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили – ра..сорили,

Ра..лоили…

Стена да ров.

Ра..елили нас, как орлов-


Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили – ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.


Который уж – ну который –март?!

Ра..били нас - как колоду карт.

24 марта 1925 г.

- Определите основную мысль стихотворения. Какую роль играют приставки в этом произведении?

- Какой фонетический приём использован в стихотворении для усиления выразительности текста? (Звукопись. Аллитерация)

3) Физкультминутка. Предлагаю вам поиграть

Известно об увлечении Льва Толстого, который любил образовывать с помощью приставок новые глаголы. По мнению Толстого, есть глагол, к которому могут подходить все приставки. Это глагол ВЕСТИ. Разбейтесь на две команды и, выходя по очереди, записывайте глагол вести с разными приставками на доске. Условие: слова не должны повторяться.

Под музыку записывают слова


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности)

1) Запишите в две колонки слова из упражнения 131:

а) пре- б) при-


СЛАЙД 5

Условия написания ПРЕ- и ПРИ-


ПРЕ-:

1) пере-;

2)очень.


ПРИ-:

1)неполное действие;

2)близость;

3)присоединение;

4)приближение.

5)совершение действия до конца



Самопроверка


СЛАЙД 6

Пре-

При-

Преодолеть

Прижав

Прерывается

Притаился

Прекратились

Приливом

Пренебрегла

Прибывает

Прекрасная

Присаживается

Препятствующие

Придвигает

Преданья

Приключений

Презирай

Пригрел


Принакрылась


Пришедшим


Причинила


Во всех ли словах пре и при являются приставкой?

4) Упражнение 134 Во всех ли словах можно выделить приставку?



СЛАЙД 7

5) Словарная работа: объяснение значения выделенных слов Проверка индивидуального задания (работа с толковым словарём)

Превалироватьпреобладать, иметь перевес.

Приоритетпервенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.

Прецедент – Случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода

Преамбула — вводная часть какого-либо важного акта, международного договора, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели

Престиж —  (книжн.). Принадлежащий кому-чему-н. авторитет, влияние. Власти. Охранять свой престиж. Для поддержания престижаТолковый словарь Ушакова.


Составьте предложения с выделенными словами


6) Работа по контролирующим карточкам с разноуровневыми заданиями.

Перед вами в контролирующих карточках три вида заданий: А, Б, В. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


СЛАЙД 8


Самопроверка. Ключи и критерии оценки



9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса).


СЛАЙД 9

Академик Лев Владимирович Щерба, выдающийся русский лингвист, основатель Петербургской фонологической школы, писал:

«… Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»

-Как вы думаете, сегодняшний урок поможет вам быть понятыми окружающими?


Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.


1. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен )

2. Урок мне показался ( коротким / длинным )

3. Материал урока мне был ( понятен / не понятен; полезен / бесполезен )

4. На уроке мне было ( интересно / скучно )

5. За урок я ( устал / не устал )


СЛАЙД 10

10.Домашнее задание (на выбор) по упражнению 136 (текст К. Паустовского)

  1. Задания 1 - 5

ИЛИ

2)Сочинение на тему: «Осенняя пора – очей очарованье»












11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Правописание приставок"

Автор: Якубова Заира Я.

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока  русского языка  "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokarusskoghoiazykapravopisaniiepristavokpriepri"
    ["file_id"] => string(6) "285156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454091870"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока «Правописание приставок в глаголах», 4 класс"
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_pravopisaniie_pristavok_v_ghlagholakh_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "449236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515659340"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Правописание приставок на -з, -с""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokapravopisaniiepristavoknazs"
    ["file_id"] => string(6) "284197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453945241"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов ""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_pravopisanie_pristavok_i_predlogov"
    ["file_id"] => string(6) "579172"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619267083"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация. Урок-путешествие по родному краю "Правописание приставок""
    ["seo_title"] => string(71) "prezentatsiia_urok_puteshestvie_po_rodnomu_kraiu_pravopisanie_pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "560501"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1603082349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства