Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание приставок"»
МКОУ «Телетлинская СОШ №2»
Конспект урока
«Правописание гласных и согласных в приставках»
Класс: 5
Учитель: Якубова З. Я.
Педагогические цели (цели урока для учителя):
Обучающие:
- организовать учебную деятельность, направленную на формирование у учащихся представления о разных группах приставок русского языка и особенностях их правописания;
- создать условия для формирования у учащихся практического умения опознавать изученные орфограммы и выполнять задание 9 ЕГЭ.
Развивающие:
- способствовать формированию у учащихся опыта самостоятельной постановки целей учебной деятельности под руководством учителя (регулятивные УУД).
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности в организации и осуществлении своей учебной деятельности.
Задачи урока (для учителя):
- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью изучения основных групп приставок русского языка и условий их написания;
- организовать понимание учащимися последовательности шагов алгоритма по применению правил правописания приставок;
- организовать тренинг по отработке умения выделять приставку в слове, применять правила правописания неизменяемых приставок, приставок на з-,с-, смысловых приставок пре- и при-;
- организовать контроль действий учащихся;
- организовать рефлексивную оценку.
Учебные цели (цели урока для учащихся):
-освоить правила правописания приставок ;
-научиться применять правила для безошибочного написания приставок и выполнения задания 9 ЕГЭ.
Задачи урока (для ученика):
-учиться ставить учебные цели и задачи;
- учиться самостоятельно формулировать выводы по ходу своей исследовательской работы;
- познакомиться с алгоритмом действий по применению правил правописания пристпвок;
- потренироваться в самостоятельных действиях по данному алгоритму выполнения задания 9 ЕГЭ;
-проконтролировать себя;
- проделать рефлексивную оценку.
Ход урока
1.Мотивация к деятельности
(Включение учащихся в деятельность, создание эмоционального настроя на урок)
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Говоря «здравствуйте», я пожелала вам всем здоровья. А ещё очень важно человеку чувствовать себя успешным. Пусть внимание, знание и стремление к познанию приведут вас сегодня к успеху!
- Запишите предложение и объясните знаки препинания. (Объясняют запятые при однородных сказуемых)
Кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. (К. Паустовский)
- Выделите в словах значимую морфему, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Выделяют приставки)
- Какие у вас предположения по формулировке темы урока?
СЛАЙД 1
Записывают тему: «Правописание гласных и согласных в приставках (подготовка к заданию 9 ЕГЭ)»
Эпиграф на доске:
Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.И.Чуковский
- Я надеюсь, что главная мысль высказывания К.Чуковского найдёт своё подтверждение на сегодняшнем уроке
2.Актуализация знаний и фиксированиеиндивидуальногозатрудненияв пробном учебном действии (Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий)
СЛАЙД 2
- Выполните задание 9 ЕГЭ: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града
2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать
3)о..далённый, на..треснутый. на..пиленный
4)из..мать, дез..нформация, от..граться
3.Выявление места и причины затруднения.Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
- Какие затруднения у вас возникли? Что нужно знать для выполнения этого задания?
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Целеполагание (Постановка учебной цели).
Давайте построим проект выхода из затруднения
-Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
Что вы хотите узнать на уроке?
-Чему хотите научиться?
-Давайте составим план действий.
- Какими способами вы будете достигать целей?
5.Реализация построенного проекта
Работа в парах с учебником и дидактическими раздаточными материалами
СЛАЙД 3
Задание: 1) Изучите теоретический материал §§ 26, 27
2)Работая в парах, проанализируйте таблицу из раздаточных материалов и преобразуйте её в таблицу «Три группы приставок русского языка», состоящую из трёх частей. Заполните таблицу примерами слов.
Неизменяемые приставки (пишутся всегда одинаково)
Приставки на з-, с-
(написание зависит о глухости – звонкости последующего согласного)
Приставки пре-, при
(зависят от значения)
- Каким правилам подчиняется правописание приставок каждой группы?
6.Первичное закрепление
(Организовать тренинг по отработке умения)
1)Добавьте в таблицу примеры из упражнения 127
Неизменяемые приставки
Приставки на з-, с-
Приставки пре-, при
СЛАЙД 4
2)Работа с текстом стихотворения М. Цветаевой ( все слова на з-, с-) (Упражнение 130) Продолжите заполнение таблицы
Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли.
Ра…тояния: вёрсты, дали…
Нас ра..клеили, ра..паяли,
В две руки ра..вели, ра..пяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не ра..сорили – ра..сорили,
Ра..лоили…
Стена да ров.
Ра..елили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не ра..троили – ра..теряли.
По трущобам земных широт
Ра..овали нас, как сирот.
Который уж – ну который –март?!
Ра..били нас - как колоду карт.
24 марта 1925 г.
- Определите основную мысль стихотворения. Какую роль играют приставки в этом произведении?
- Какой фонетический приём использован в стихотворении для усиления выразительности текста? (Звукопись. Аллитерация)
3) Физкультминутка. Предлагаю вам поиграть
Известно об увлечении Льва Толстого, который любил образовывать с помощью приставок новые глаголы. По мнению Толстого, есть глагол, к которому могут подходить все приставки. Это глагол ВЕСТИ. Разбейтесь на две команды и, выходя по очереди, записывайте глагол вести с разными приставками на доске. Условие: слова не должны повторяться.
Под музыку записывают слова
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности)
1) Запишите в две колонки слова из упражнения 131:
а) пре- б) при-
СЛАЙД 5
Условия написания ПРЕ- и ПРИ-
ПРЕ-:
1) пере-;
2)очень.
ПРИ-:
1)неполное действие;
2)близость;
3)присоединение;
4)приближение.
5)совершение действия до конца
Самопроверка
СЛАЙД 6
Пре-
При-
Преодолеть
Прижав
Прерывается
Притаился
Прекратились
Приливом
Пренебрегла
Прибывает
Прекрасная
Присаживается
Препятствующие
Придвигает
Преданья
Приключений
Презирай
Пригрел
Принакрылась
Пришедшим
Причинила
Во всех ли словах пре и при являются приставкой?
4) Упражнение 134 Во всех ли словах можно выделить приставку?
СЛАЙД 7
5) Словарная работа: объяснение значения выделенных слов Проверка индивидуального задания (работа с толковым словарём)
Превалировать – преобладать, иметь перевес.
Приоритет – первенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.
Прецедент –Случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода
Преамбула— вводная часть какого-либо важного акта, международного договора, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели
Престиж — (книжн.). Принадлежащий кому-чему-н. авторитет, влияние. Власти. Охранять свой престиж. Для поддержания престижа. Толковыйсловарь Ушакова.
Составьте предложения с выделенными словами
6)Работа по контролирующим карточкам с разноуровневыми заданиями.
Перед вами в контролирующих карточках три вида заданий: А, Б, В. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
СЛАЙД 8
Самопроверка. Ключи и критерии оценки
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
(Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса).
СЛАЙД 9
Академик Лев Владимирович Щерба, выдающийся русский лингвист, основатель Петербургской фонологической школы, писал:
«… Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»
-Как вы думаете, сегодняшний урок поможет вам быть понятыми окружающими?
Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.
1. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен )
2. Урок мне показался ( коротким / длинным )
3. Материал урока мне был ( понятен / не понятен; полезен / бесполезен )
4. На уроке мне было ( интересно / скучно )
5. За урок я ( устал / не устал )
СЛАЙД 10
10.Домашнее задание (на выбор) по упражнению 136 (текст К. Паустовского)
Задания 1 - 5
ИЛИ
2)Сочинение на тему: «Осенняя пора – очей очарованье»