Тип урока: комбинированный урок с использованием инновационных методов обучения.
Ход урока:
І Организация начала урока.
Тренинг – настрой: Ну что, друзья,
Урок начать готова я.
А вы готовы? Все в порядке!
Берите ручки и тетрадки.
Запишем дату. А для успешной работы нужно повторить уже известный вам материал об обстоятельстве.
ІІ Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Проверка домашнего задания: упр. 158, стр.92
2. Тест по теме «Обстоятельство» 1. Обстоятельство НЕ может обозначать:
А) время
Б) образ действия
В) действие
Г) место
2. Найдите предложение с обстоятельством времени.
А) Мы очень устали.
Б) Кругом кричали коростели.
В) Вчера я приехал в Тамбов.
Г) Он изменился до неузнаваемости.
3. Найдите ошибку в определении значения обстоятельств.
А) из города – место
Б) быстро – цель
В) ощупью – образ действия
Г) из-за болезни – причина 4. Найдите предложение с обстоятельством места?
А) В прошлое воскресенье мы посетили музей. Б) Встретимся вечером. В) Встретимся завтра. Г) Встретимся в парке. 5. Найдите предложение с обстоятельством цели. А) Ночью над рекой опустился туман. Б) Спешу к вам сломя голову. В) Здесь будет город заложён назло надменному соседу. Г) У Лукоморья дуб зелёный.
Ответы: 1-В, 2-В, 3-Б;4-Г, 5-В.
III. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Когда мы чего-то боимся, то говорим: дрожу как осиновый лист; если люди – братья или сестры – похожи, мы говорим: похожи как две капли воды; о глазах, полных радасти, блеска: глаза, как звезды.Во всех выражениях есть сравнения. В последнем стоит запятая. Перед нами – сравнительные обороты, но в первых двух случаях запятых нет. Почему?
IV. Объявление темы и цели урока.
V. Объяснение нового материала
1. Запись темы урока в тетрадь: «Сравнительный оборот».
2. Объяснение учителя. Изучение правила.
- Прежде чем мы рассмотрим, когда сравнительный оборот выделяется запятыми, а когда не выделяется, давайте разберёмся, что называется сравнительным оборотом.
Сравнение – сопоставление двух объектов и нахождение у них сходного. Чтобы признать оборот сравнительным, необходимо найти два сопоставляемых объекта и выделить признак, по которому они сравниваются (такой признак называется основанием сравнения)
2.1 Составление кластера
2.2Работа с теоретическим материалом из учебника: стр. 66
Сравнительный оборот — это такое сочетание слов, которое путем сравнения образно характеризует действие или качественный признак предмета.
Пунктуация
ОБОРОТЫ С СОЮЗОМ КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.
Выделяются запятыми:
1) Сравнительные обороты, обозначающие уподобление (содержание оборота легко восстанавливается из содержания предложения).
Её глаза, как льдинки, холодны (Ср.: Её глаза холодны, как холодны льдинки.)
2) Сравнительные обороты, имеющие в основной части предложения соотносительные указательные слова ТАК, ТАКОЙ, ТОТ, СТОЛЬ.
Я был в таком же восхищении от фильма, как и мой отец.
3) Сравнительный оборот, начинающийся со слов КАК И.
В поле, как и в лесу, уже чувствовалось начало осени.
4) Обороты НЕ КТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ), КАК.
Впереди виднелось не что иное, как здание университета.
Это был не кто другой, как мой однокурсник.
5) Обороты, начинающиеся с союза КАК и имеющие, помимо сравнения, дополнительное обстоятельственное значение причины (обороты можно заменить придаточным причины).
Как великий художник слова, Толстой не мог не передать читателям всю правду жизни (Ср.: Так как Толстой был великим художником слова, он не мог не передать читателям всю правду жизни).
Не выделяются запятыми:
1) Обороты, которые входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу.
Весь день он ходил как потерянный.
Мы с ней словно сёстры.
2) Обороты, которые являются фразеологизмами.
Весь день она крутилась по дому как белка в колесе.
3) Обороты со значением образа действия (можно заменить существительным в творительном падеже или наречием).
Как град посыпалась картечь (Ср.:Градом посыпалась картечь).
4) Обороты со значением отождествления.
Он любил меня как собственность (Ср.:Он любил меня, считая своей собственностью).
5) Обороты, которые имеют значение «в качестве».
Он был представлен родственникам как жених (Ср.: Он был представлен родственникам в качестве жениха).
6) Обороты, которым предшествует частица НЕ и слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО, ПОЧТИ, ВРОДЕ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ИМЕННО, ПРЯМО, ПРОСТО и т.п.
Было темно почти как ночью.
2.3. Исследовательская работа учащихся
На партах находятся карточки «Не выделяется запятыми». Почему? Объясните номером правила - 1, 2, 3 и т.д. после предложения.
Не выделяется запятыми:
Как молния пронёсся автомобиль. (3)
Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры. (5)
Пьеса написана как комедия. (1)
Завтра вы переступите порог этой школы не как ученики, а как выпускники. (6)
После этих слов он вскочил как ужаленный. (2)
Она воспринимала мать как старшую сестру. (4)
Ответы: 3, 5, 1, 6, 2, 4.
VI Физкультминутка «Австралийский дождь».
VII Закрепление нового материала
1.Упражнение « Поиск – моделирование»
Замените обстоятельство способа действия сравнительным оборотом и запишите предложение.
Образец: Мигом промелькнула жизнь. - Жизнь промелькнула, будто один миг.
1. И подснежником сердце расцветает мое.
2. Впереди стоял стеной темный лес.
3. И месяц по небу катится подковой.
2. «Пятый лишний». Работа в группах.
Поставьте запятые и найдите пятый лишний, где не будет выделяться запятыми сравнительный оборот.
Словно белые фонарики светятся в чаще цветы ландыша.
По тихим водам Дуная как лебедь проплыл пароход.
Едва заметно будто капли серебряной росы блестели первые звезды.
От холода он дрожал как осиновый лист.
Опавшие осенние листья плавают по озеру точно маленькие кораблики.
6.Объяснительный диктант (работа у доски)
Руки балерины словно лебединые крылья.
Слова генерала были приняты как приказ.
Они указы как блины пекут.
В Новгороде, как и в любом русском городе, есть Кремль .
Он читал стихи, как профессиональный артист.
Берёзы, как никакие другие деревья, воспеты в произведениях устного народного творчеств.
(Дополнительный материал: Молодой юрист выступал на процессе как арбитр.
Предложения о сотрудничестве посыпались как снег на голову.
У пристани, как прежде, продавали мороженое.
Перед сценой повесили занавес совсем как в театре.
Вылет откладывался, над полем, как и вчера, стоял туман.
Её уста, как роза рдеют.
Беспечен он, как глупое дитя.
Перстами лёгкими, как сон моих зениц коснулся он.
Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют.
Внизу, как зеркало стальное, синели озера струи.
Жужжат шрапнели, словно пчёлы, собирая мед.)
4. Творческая работа. Развитие устной речи учащихся.
Рассмотрите фото и устно составьте предложения, используя сравнительные обороты.
VIII Подведение итогов урока
1.«Незаконченное предложение»
- Мы сегодня изучили…
Сравнительный оборот – это…
Сравнительный оборот начинается союзами…
Сравнительный оборот может находиться…
2. «Микрофон»
- Больше всего понравились такие формы работы, как…
3. Оценки за урок
IX Рефлексия
-Я считаю, что урок прошел для меня с пользой. Я понял, что такое сравнительный оборот и научился выделять его запятыми.
- Я считаю, что научился ставить знаки препинания при сравнительном обороте, но мне еще нужна помощь.
- Я считаю, что было трудно на уроке.
Домашнее задание: выучить правило о сравнительном обороте, подобрать из художественных произведений 5 предложений со сравнительным оборотом и записать их в тетрадь*, упр.159, стр.92- письменно.