М
Йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъф2011ывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
Разносклоняемые имена существительные Урок русского языка в 6 классе Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ Хороменская СОШ Боровицкая Л.А. 2016г |
Тема урока: Разносклоняемые имена существительные
Цель урока: познакомить с группой разносклоняемых имён существительных, особенностями их склонения.
Задачи:
формировать умения и навыки правильно образовывать формы косвенных падежей разносклоняемых существительных;
развивать умения определять учебные задачи, логически мыслить, сравнивать, обобщать, выступать по заданной теме;
совершенствовать умения работать с письменным источником информации, грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу;
воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация
План урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас хорошее настроение, а чтобы оно стало еще лучше, давайте поделимся друг с другом своим душевным теплом, добротой. Пожмите друг другу руки, подарите улыбку. Молодцы! О том, что вы обменялись своим хорошим настроением, можно догадаться по блеску ваших глаз.
ІІ. Синтаксический разбор предложения. (На ДОСКЕ)
Спит в берлог.. в своей постел.. косолапый медведь.
ІІІ. Проверка Д/З.
Расскажите о склонениях имён существительных. (Индивид. задание)
Упр.196. Рассмотрите таблицу и расскажите по ней о правописании гласных И и Е в падежных окончаниях существительных в ед. ч. Приведите примеры. (Индивид. задание)
Беседа-опрос «Правильно-неправильно» (сигнальные карточки)
Если высказывание правильное, поднимаете карточку «п», а если неправильное - «н».
1. Склонение – это изменение имен существительных по падежам в единственном и во множественном числе.
2. В русском языке 5 падежей.
3. В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее.
4. Склонение – это постоянный признак существительного.
5. Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.
6. Имя существительное относится к одному из трех склонений, а изменяется
7. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными
п н н п н п п
ІV. Определение темы и целей урока.
1.Создание проблемной ситуации. Прочитайте предложение:
Нет тяжелее бремени, чем безделье.
Определите род имен существительных, поставив их в начальную форму. Попробуйте определить их склонение. Что получилось? Что не получилось? Почему?
Какие вопросы возникают?
2. Запишите тему урока в тетради: Разносклоняемые имена существительные.
3. Исходя из темы, определим, какие задачи стоят сегодня перед нами?
(ПЛАН УРОКА:
- Определить, 1) какие существительные относятся к разносклоняемым?
2) почему они называются «разносклоняемыми»?
3) в чём особенности склонения разносклоняемых имён существительных?
- Научиться их склонять, т.е.уметь правильно образовывать формы разносклоняемых существительных)
V. Изучение нового материала. Работа в группе.
1.Какие существительные относятся к разносклоняемым?
К разносклоняемым именам существительным относятся
10 существительных на –мя:
бремя, время, вымя, знамя, имя,
пламя, племя, семя, стремя, темя
+
путь
- Какие слова вам не знакомы? (Индивид. задание: лексическое толкование)
2. Почему они называются «разносклоняемыми»?
Какое предположение у вас есть?
(Учащиеся: Разносклоняемые существительные – те, которые склоняются по-разному)
Проведём с вами небольшое исследование. Попробуем расшифровать некоторые документы.
ДОКУМЕНТ №1
Падеж | Склонение | Разносклоняемые |
2-е | 3-е |
И. | сторож | мышь | время | путь |
Р. | сторож | мыши | времени | пути |
Д. | сторож | мыши | времени | пути |
В. | сторожа | мышь | время | путь |
Т. | сторожем | мышью | временем | путём |
П. | о стороже | о мыши | о времени | о пути |
– Ребята, расшифруйте этот документ (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения).
– Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения – и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения – ем (-ём))
– Ребята, теперь мы поняли, почему эти существительные называют «разносклоняемыми»? (Десять существительных на –мя и существительное «путь»– разносклоняемые, потому что имеют окончания разных склонений (третьего и второго))
3. В чём особенности склонения разносклоняемых имён существительных?
- Отразим в схеме
разносклоняемые
Р .п.
Д .п. И (3-скл)
П.п.
Т .п. ем (2-е скл)
- Ребята, давайте расшифруем ещё один документ.
ДОКУМЕНТ №2
Ед.ч. | Мн.ч. | Мн.ч. |
И.знамя Р. знамЕНи Д.знамЕНи В. знамя -Ен- Т. знамЕНем П. о знамЕНи | И. знамЁНа Р. знамЁН Д. знамЁНам В. знамЁНа -Ён- Т. знамЁНами П. о знамЁНах | И. семена, стремена Р. семЯН , стремЯН Д. семенам, стременам В. семена, стремена Т. семенами, стременами П. о семенах, о стременах |
(делается общий вывод о суффиксах разносклоняемых существительных).
4. Работа с учебником.
Давайте откроем учебник и прочитаем материал на с.. Что мы не сказали еще о разносклоняемых существительных? Все сказали?
Что мы можем рассказать о разносклоняемых существительных (делается общий вывод по теме).
– Итак, ребята, мы нашли ответы на все интересующие нас вопросы?
Что осталось невыполненным в плане урока?
5. Физ. Минутка.
VІ. Закрепление. Тренировочные упражнения.
1задание. В шуточном стихотворении Т. Рик найдите разносклоняемые существительные и подчеркните их.
1.Есть история про племя. 3.Но вожак их - ногу в стремя,
Лишь весной наступит время, Прилепив перо на темя,
Племя мирно сеет семя, Над собою поднял знамя,
Хоть пахать и сеять – бремя. Раздувает распри пламя.
2.У коровы полно вымя. 4.Призывает всех опять
Папуаске нужно имя Не работать – воевать.
Для сынишки сочинить Но не хочет племя вновь
И корову подоить. Проливать напрасно кровь.
5.Всем милее мирный путь…
2 задание. Самостоятельная работа с последующее взаимопроверкой.
Просклоняйте существительное племя.
3 задание. Поставьте существительные семя и стремя в Р.п. во мн.ч.
(Р.п. семян, стремян)
4 задание. Найдите и исправьте ошибку в предложении
Сколько сейчас время?
Сколько сейчас времени?
5 задание. Вставьте буквы, выделите в словах с пропущенными буквами суффиксы, окончания. Или Жердева???? Упр.10 стр.65
От доброго сем……… – добрый всход.
По сем……… и плод.
У каждого врем……… свои песни.
Траве вечно не зеленеть, врем……… на месте не стоять.
Кто врем…………не дорожит, у того вечные убытки. (Пословицы).
VІІ. Подведение итогов.
-Запишите по памяти все 10 разносклоняемых существительных.
-Почему они так называются?
-В чём особенность их склонения?
Д/З: Упр. 205. Заполните таблицу своими примерами. Как бы вы её озаглавили?
VІІІ. Рефлексия.