Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5классе»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными
(по УМК М.М.Разумовской)
Вид урока - открытие новых знаний.
Цель - формирование умения определять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Планируемые результаты:
Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД:умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
1 Орг .момент (приветствие, запись в тетради числа, классная работа. Свободную строчку оставляем для записи темы урока, которую мы сформулируем чуть позже, выполнив следующее задание).
Исследование языкового материала
На доске слова? По какому признаку можно распределить слова в две группы? Распределите данные слова в две группы. Будьте внимательны, одно слово - лишнее (по вариантам: 1 в. - слитно, 2 в. - раздельно
Проверка выполнения задания по цепочке (со 2 варианта)
Какое правило должны помнить о написании НЕ с глаголами?
( слаб-рассказывают о правописании не с глаголами)
Почему не выписали слово НЕПРИЯТЕЛЬ? (это имя сущ.). А как напишем? Почему? (версии учащихся).
Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного? (нет)
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Сформулируйте тему урока. (запись темы урока)
- Давайте определим цель урока. Чему вы должны научиться?
Сегодня мы должны с вами научиться… распознавать, когда НЕ пишется слитно, а когда – раздельно с сущ. (запись темы урока).
Чтобы найти ответ на вопрос, надо понаблюдать за словами в примерах и сделать вывод.
4 Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения нескольких вариантов, поиск оптимального решения.
- А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»
Исследовательская работа.
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
Исследовательское задание (1группа)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно ?»
Невнимательность
Несмелость
Можем ли данные слова сказать по-другому? Что мы сделали? (заменили слова синонимами)
Вывод:НЕ с сущ пишутся слитно, если их можно заменить синонимами или словами близкими по значению
Исследовательское задание (2группа)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно ?»
Невидаль
Неряха
Если мы уберем НЕ в словах,эти слова вызовут ли у нас удивление?
Вывод:НЕ с сущ пишутся слитно,если без НЕ не употребляются
Исследовательское задание (3группа)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительными пишется раздельно ?»
Не друг ,а враг.
Не смелость ,а трусость.
Каковы смысловые отношения слов? Они друг другу противопоставлены.
Вывод: если в примере содержится противопоставление ,то пиши НЕ с сущ раздельно
Исследовательское задание (4группа)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии НЕ с существительными пишется раздельно ?»
Не астры.
Не город.
Вывод: при отрицании НЕ с сущ пишется раздельно
Обобщение исследования: Работа по учебнику параграф№91 стр 253(нов)
Раздача схемы-опоры по теме урока
6. Гимнастика для глаз
По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без -НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки:
(не)собака, (не)домогание, (не)видимка, (не)былица, (не)настье, (не)здоровье, (не)птица, (не)правда, а ложь, (не)годование, (не)внимательность, а рассеянность, (не)ряха, (не)приятель, а знакомый, (не)счастье.
7 Первичное закрепление нового знания с комментированием во внешней речи. (На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) решают задания с проговариванием решения вслух ) по материалу задания №6-гимнастики
8 Закрепление изученного материала Работа в парах.
А) Объяснительный диктант (написание -НЕ с существительными ) –письм. Сильный у доски
а) (Не) грамотность- признак некультурного человека
б)(Не) грамотность помогла тебе сегодня, а упорство
в)(Не) друг ты мне, а всего лишь попутчик.
Б) Уплотненный опрос:
слаб-упр713 ( 2 предложения)
остальные- цифровой диктант :
выписать № тех предложений, в которых-НЕ с существительными пишется 1в. - слитно 2 в. – раздельно
Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод. (1)
(Не) работа сушит, а забота. (2)
Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. (1)
Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.(1)
(Не) силой борются, а умением.(2)
(Не) печь кормит, а руки. (2)
Друзья в (не) счастье познаются. (1)
(Не)везение способствует успеху, а труд и упорство (2)
Пища утоляет голод, знания исцеляют (не)вежество. (1)
10. (Не) место красит человека, а человек место (2).
Ключ: 1в. - 1,3, 4, 7,9
2 в. -2, 5, 6, 8, 10
Проверка выполненного сильными учениками
9. Итог урока: Ребята! Заканчивается наш урок. Что вы нового сегодня узнали обименах существительных?
Что является условием слитного написания -НЕ с существительными, раздельного? Работа по схеме :