Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе»
Шамдан Мария Витальевна,
учитель начальных классов
МБОУ «ОШ № 43 г. Макеевки»
Методическая разработка урока
по русскому языку
3 класс
Тема: «Состав слова»»
Цель:
- обобщить знания об изученных орфограммах;
- закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
- закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова;
- учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;
- развивать навыки индивидуальной работы;
- прививать любовь к русскому языку.
Тип: урок систематизации и закрепления знаний
Методы: словесные, практические, наглядные
Форма: интегрированный урок
Оборудование и материалы: учебник «Русский язык» Канакина В.П. 3 класс, в 2-х частях, часть 1, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, тест «Состав слова», иллюстрация «Зимние забавы», карточки, ребус «Состав слова», синквейн «Зима», словарик ученический.
План урока
Организация начала урока
Приветствие учителя
Проверка готовности к уроку
Сообщение темы, цели и задач урока
Проверка домашнего задания
3.1. Коллективное составление кластера
3.2. Работа с карточками
Мотивация учебной деятельности
Минутка каллиграфии
4.2. Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
Актуализация полученных знаний
Составление синквейна «Зима»
Работа по учебнику «Русский язык»
Обобщение и систематизация полученных знаний
Работа с тестом «Состав слова»
Подведение итогов урока
Фронтальная беседа
Сообщение домашнего задания
Ход урока
Организация начала урока
Приветствие учителя
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
Проверка готовности к уроку
Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый!
- Ребята, для чего нужно учить русский язык?
- Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое. Так, и сегодня на уроке, мы отправляемся в мир открытий.
Сообщение темы, цели и задач урока
Создание проблемной ситуации
- Посмотрите внимательно на доску. На ней размещен ребус. Давайте его разгадаем и тогда вы сможете определить тему урока. Обратите, внимание, что ребусов на доске два, поэтому, сколько слов будет в теме урока? (Два слова)
Ребус
- Кто догадался, что написано на доске?
- Какие слова у вас получились?
- Какая тема урока?
- Правильно, ребята. Тема нашего урока: «Состав слова».
- Кто мне скажет: что значит: «состав слова» в русском языке?
- Словаврусскомязыке состоят из морфем — корня, приставки, суффикса и окончания. Эти морфемы являются значимыми частями слова, потому что выражают определённое значение. Главная морфема — корень, без него слово не может существовать. От значения корня зависит лексическое значение слова.
- Какие задачи мы можем поставить перед собой на протяжении урока?
- На протяжении урока мы будем записывать слова и находить в них значимые части слова.
Проверка домашнего задания
Коллективное составление кластера
- Из каких частей может состоять слово? (Корень, приставка, суффикс, окончание, основа).
- Что называется корнем слова?
- Что называется приставкой?
- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
-Что называется основой слова?
Условные обозначения частей слова.
- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.
Работа с карточками
- Обратите внимание на доску. На ней записаны слова, которые вы должны были распределить по группам и выделить морфемы в словах.
Лиса Ехать Молоко
Лисичка Отъехать Молочный
Лисенок Приехать Молочко
(Ученики устно находят значимые части слова, и проговаривают их)
- Молодцы! Я смотрю все справились с домашним заданием. Поставьте себе под домашней работой плюсик.
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Минутка каллиграфии
- Ребята, записываем в тетради число, классная работа.
- Какая орфограмма в слове классная? В слове работа?
- Запишите ниже минутку каллиграфии.
- Какие буквы и соединение букв будем прописывать?
- Какие слова пропишем?
- Ребята, в какое время года становится холодно? (Зимой)
- Что вы знаете о зиме? Посмотрите на иллюстрацию. Давайте составим оп ней небольшой рассказ.
4 .2. Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
(Учитель слушает составленные рассказы детей)
- Послушайте мой рассказ.
Зимние забавы
Наступило любимое время детворы – зима. Дети вышли погулять на улицу. Каждый нашел себе занятие по душе. На переднем плане картины малыши лепят снеговика. Один снеговик уже готов, девочка в пятнистой шубке вставляет ему морковку вместо носа. За снеговиком стоит девочка в красном пальто и темной шапке. Она поправляет снеговику бока. Мальчик в розовом свитере и зеленых штанах скатал шар для еще одного снеговика.
- Какое слово в моем рассказе встречается чаще, чем в другие? (Снеговик)
- Давайте запишем его. (Ребенок у доски). Я прочитаю каждое предложение. Вы на слух выписываете слово «Снеговик», когда оно вам попадется. Все поняли?
Снеговик – снеговика, снеговик, за снеговиком, снеговику.
- Что мы можем сказать о словах? Это однокоренные слова или форма одного и того же слова?
- Как вы поняли, что это форма одного и того же слова?
- Совершенно, верно. Формы одного и тоже слова, изменяется по падежам, родам и лицам.
- В данном случае, как изменилась форма слова? Прочитайте еще раз? (По падежам)
- Определяем значимые части слова.
- Молодец. Садись.
5. Актуализация полученных знаний
5.1. Составление синквейна «Зима»
- Ребята, так какое у нас сейчас время года? (Зима)
- Давайте прикрепим на доску слово «Зима» и попробуем составить синквейн. Напоминаю, как он составляется:
(Ученик работает у доски. Остальные записывают в тетрадь)
- Молодец. Садись.
- Кто мне скажет: как называется эти слова: зима снежная, зима холодная? (Это словосочетания)
- Что такое словосочетания?
5.2. Работа по учебнику «Русский язык»
- Открываем учебники на с. 137 упр. 272.
- Что нужно сделать? (Прочитать и определить какие буквы пропущены в словах. Составить и записать словосочетания с каждой парой слов Подчеркнуть разделительный твердый знак).
- Какие буквы пропущены в словах? (разделительный твердый знак и мягкий знак)
- В каких случаях пишется разделительный твердый знак? В каких мягкий знак?
(Дети читают упражнение.)
- Будем выполнять задание по рядам. 1-ый ряд записывает первые шесть пар слов, второй ряд записывает остальные пары слов до конца. Вставленные буквы подчеркнуть (Два человека у доски)
Маленькая обезьяна съезд учителей
четыре подъезда охотничье ружье
серьезная девочка съежился на морозе
подъем на гору объяснить задачу
необъятное поле подъехать к шоссе
взъерошенный воробей съемка фильма
- Молодцы. Садитесь.
6. Обобщение и систематизация полученных знаний
6.1. Работа с тестом «Состав слова»
Тест «Состав слова»
1. Какие слова называются однокоренными?
1)все слова, корень которых пишется одинаково
2)слова, имеющие одинаковый состав
3)слова, имеющие одинаковое значение
4)слова, имеющие одинаковый корень с одним и тем же значением
2. В каком ряду все слова имеют приставку ДО- ?
1)(до)катил, (до)летел, (до)писал
2)(до)ктор,(до)быча, (до)ждь
3)(до)стены, (до)брата, (до)мовой
4)(до)сох, (до)шел, (до)мовой
3. Какие глаголы не являются однокоренными?
1)зацвести - отцвести
2)прикрепить - присоединить
3)приехал - уехал
4) прилетел – подлетел
4. Какие слова соответствуют схеме: приставка, корень, суффикс, окончание?
1)беленький;
2)походные;
3)рассказы;
4)прихватка.
5. В какой строке даны разные формы одного и того же слова.
1)лист, листок, листочек
2)дар, дарить, подарок
3)скрипач, скрипачи, скрипачей
4)лес, лесной, лесник
- Сейчас вы получите карточку с тестом на тему: «Состав слова». Правильный ответ обведите кружочком. На выполнение задания у вас 7 минут.
- Обменяйтесь карточками. Смотрим внимательно на меня, я буду поднимать карточки с правильным вариантом ответов. Если ответ правильный, ставите плюсик, нет – минус.
- Поставьте друг другу оценку за тест.
7. Подведение итогов урока
7.1. Фронтальная беседа
- Какая тема урока?
- Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- Какие задания выполняли?
- Что такое состав слова?
- Какие морфемы вы знаете?
- Как найти значимые части слова?
8. Сообщение домашнего задания
- Открываем дневники. Записываем: подобрать однокоренные слова к словам: зима, снег, мороз. Выделить изменяемые части слова. (Оценивание детей, которые работали в течении урока)