kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку разработана в соответствии с ГОС стандартами на тему "Состав слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе»

Шамдан Мария Витальевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ОШ № 43 г. Макеевки»

Методическая разработка урока

по русскому языку

3 класс

Тема: «Состав слова»»

Цель:

- обобщить знания об изученных орфограммах;

- закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;

- закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова;

- учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;

- развивать навыки индивидуальной работы;

- прививать любовь к русскому  языку.

Тип: урок систематизации и закрепления знаний

Методы: словесные, практические, наглядные

Форма: интегрированный урок

Оборудование и материалы: учебник «Русский язык» Канакина В.П. 3 класс, в 2-х частях, часть 1, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, тест «Состав слова», иллюстрация «Зимние забавы», карточки, ребус «Состав слова», синквейн «Зима», словарик ученический.

План урока

  1. Организация начала урока

    1. Приветствие учителя

    2. Проверка готовности к уроку

  2. Сообщение темы, цели и задач урока

  3. Проверка домашнего задания

3.1. Коллективное составление кластера

3.2. Работа с карточками

  1. Мотивация учебной деятельности

    1. Минутка каллиграфии

4.2. Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

  1. Актуализация полученных знаний

    1. Составление синквейна «Зима»

    2. Работа по учебнику «Русский язык»

  2. Обобщение и систематизация полученных знаний

    1. Работа с тестом «Состав слова»

  3. Подведение итогов урока

    1. Фронтальная беседа

  4. Сообщение домашнего задания

Ход урока

  1. Организация начала урока

    1. Приветствие учителя

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

    1. Проверка готовности к уроку



Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!



- Ребята, для чего нужно учить русский язык?

- Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое. Так, и сегодня на уроке, мы отправляемся в мир открытий.

  1. Сообщение темы, цели и задач урока

    1. Создание проблемной ситуации

- Посмотрите внимательно на доску. На ней размещен ребус. Давайте его разгадаем и тогда вы сможете определить тему урока. Обратите, внимание, что ребусов на доске два, поэтому, сколько слов будет в теме урока? (Два слова)

Ребус



- Кто догадался, что написано на доске?

- Какие слова у вас получились?

- Какая тема урока?

- Правильно, ребята. Тема нашего урока: «Состав слова».

- Кто мне скажет: что значит: «состав слова» в русском языке?

- Слова в русском языке состоят из морфем — корня, приставки, суффикса и окончания. Эти морфемы являются значимыми частями слова, потому что выражают определённое значение. Главная морфема — корень, без него слово не может существовать. От значения корня зависит лексическое значение слова.

- Какие задачи мы можем поставить перед собой на протяжении урока?

- На протяжении урока мы будем записывать слова и находить в них значимые части слова.

  1. Проверка домашнего задания

    1. Коллективное составление кластера

- Из каких частей может состоять слово? (Корень, приставка, суффикс, окончание, основа).

- Что называется корнем слова?

- Что называется приставкой?

- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

-Что называется основой слова?

Условные обозначения частей слова.

- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.

    1. Работа с карточками

- Обратите внимание на доску. На ней записаны слова, которые вы должны были распределить по группам и выделить морфемы в словах.

Лиса Ехать Молоко

Лисичка Отъехать Молочный

Лисенок Приехать Молочко

(Ученики устно находят значимые части слова, и проговаривают их)

- Молодцы! Я смотрю все справились с домашним заданием. Поставьте себе под домашней работой плюсик.

4. Мотивация учебной деятельности

4.1. Минутка каллиграфии

- Ребята, записываем в тетради число, классная работа.

- Какая орфограмма в слове классная? В слове работа?

- Запишите ниже минутку каллиграфии.

- Какие буквы и соединение букв будем прописывать?

- Какие слова пропишем?

- Ребята, в какое время года становится холодно? (Зимой)

- Что вы знаете о зиме? Посмотрите на иллюстрацию. Давайте составим оп ней небольшой рассказ.

4 .2. Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

(Учитель слушает составленные рассказы детей)

- Послушайте мой рассказ.

Зимние забавы

Наступило любимое время детворы – зима. Дети вышли погулять на улицу. Каждый нашел себе занятие по душе. На переднем плане картины малыши лепят снеговика. Один снеговик уже готов, девочка в пятнистой шубке вставляет ему морковку вместо носа. За снеговиком стоит девочка в красном пальто и темной шапке. Она поправляет снеговику бока. Мальчик в розовом свитере и зеленых штанах скатал шар для еще одного снеговика.

- Какое слово в моем рассказе встречается чаще, чем в другие? (Снеговик)

- Давайте запишем его. (Ребенок у доски). Я прочитаю каждое предложение. Вы на слух выписываете слово «Снеговик», когда оно вам попадется. Все поняли?

Снеговик – снеговика, снеговик, за снеговиком, снеговику.

- Что мы можем сказать о словах? Это однокоренные слова или форма одного и того же слова?

- Как вы поняли, что это форма одного и того же слова?

- Совершенно, верно. Формы одного и тоже слова, изменяется по падежам, родам и лицам.

- В данном случае, как изменилась форма слова? Прочитайте еще раз? (По падежам)

- Определяем значимые части слова.

- Молодец. Садись.




















5. Актуализация полученных знаний

5.1. Составление синквейна «Зима»

- Ребята, так какое у нас сейчас время года? (Зима)

- Давайте прикрепим на доску слово «Зима» и попробуем составить синквейн. Напоминаю, как он составляется:

(Ученик работает у доски. Остальные записывают в тетрадь)

- Молодец. Садись.

- Кто мне скажет: как называется эти слова: зима снежная, зима холодная? (Это словосочетания)

- Что такое словосочетания?

5.2. Работа по учебнику «Русский язык»

- Открываем учебники на с. 137 упр. 272.

- Что нужно сделать? (Прочитать и определить какие буквы пропущены в словах. Составить и записать словосочетания с каждой парой слов Подчеркнуть разделительный твердый знак).

- Какие буквы пропущены в словах? (разделительный твердый знак и мягкий знак)

- В каких случаях пишется разделительный твердый знак? В каких мягкий знак?

(Дети читают упражнение.)

- Будем выполнять задание по рядам. 1-ый ряд записывает первые шесть пар слов, второй ряд записывает остальные пары слов до конца. Вставленные буквы подчеркнуть (Два человека у доски)

Маленькая обезьяна съезд учителей

четыре подъезда охотничье ружье

серьезная девочка съежился на морозе

подъем на гору объяснить задачу

необъятное поле подъехать к шоссе

взъерошенный воробей съемка фильма

- Молодцы. Садитесь.

6. Обобщение и систематизация полученных знаний

6.1. Работа с тестом «Состав слова»

Тест «Состав слова»

1. Какие слова называются однокоренными?

1)все слова,  корень которых пишется одинаково

2)слова, имеющие одинаковый состав

3)слова, имеющие одинаковое значение

4)слова, имеющие одинаковый корень с одним и тем же значением


2.  В каком ряду все слова имеют приставку ДО- ?

1)(до)катил, (до)летел, (до)писал

2)(до)ктор,(до)быча, (до)ждь

3)(до)стены, (до)брата, (до)мовой

4)(до)сох, (до)шел, (до)мовой


3. Какие глаголы не являются однокоренными?

1)зацвести - отцвести                          

2)прикрепить - присоединить                        

3)приехал - уехал

4) прилетел – подлетел


4. Какие слова соответствуют схеме: приставка, корень, суффикс, окончание?

1)беленький;

2)походные;

3)рассказы;

4)прихватка.


5. В какой  строке даны разные формы одного и того же слова.

1)лист, листок, листочек

2)дар, дарить, подарок

3)скрипач, скрипачи, скрипачей

4)лес, лесной, лесник

- Сейчас вы получите карточку с тестом на тему: «Состав слова». Правильный ответ обведите кружочком. На выполнение задания у вас 7 минут.

- Обменяйтесь карточками. Смотрим внимательно на меня, я буду поднимать карточки с правильным вариантом ответов. Если ответ правильный, ставите плюсик, нет – минус.

- Поставьте друг другу оценку за тест.


7. Подведение итогов урока

7.1. Фронтальная беседа

- Какая тема урока?

- Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?

- Какие задания выполняли?

- Что такое состав слова?

- Какие морфемы вы знаете?

- Как найти значимые части слова?

8. Сообщение домашнего задания

- Открываем дневники. Записываем: подобрать однокоренные слова к словам: зима, снег, мороз. Выделить изменяемые части слова. (Оценивание детей, которые работали в течении урока)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Автор: Шамдан Мария Витальевна

Дата: 05.01.2023

Номер свидетельства: 622341

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства