Планируемы результаты: личностные УУД – развивать навыки сотрудничества, формировать положительное отношение к процессу познания.
регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
познавательные – успешно осуществлять актуализацию орфограммы «ши-жи».
коммуникативные – слушать учителя и одноклассника для восприятия и воспроизведения необходимой информации.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас, Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья!
Гимнастика для пальцев (см. Приложение 1)
Чистописание (см. Приложение 2)
- Послушайте загадку
Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Носит обувь из резины, А зовут её: (машина)
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (ши пиши с буквой И)
Подберите к слову машина однокоренные слова (на доску вывешивается карточка с однокоренными словами: машинка, машинное (масло), машинист, машинистка, машиностроение).
Целеполагание.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (будем говорить о написании жи-ши)
Работа с учебником.
- Прочитайте диалог Маши и Миши (см. Приложение 3)
- Что узнали из разговора? (тайна написания жи – ши)
- Давайте разгадаем эту тайну.
- Кто догадался, от чего зависит написание жи-ши? (от ударения, там где ударение падает на сочетание, пишем И, не падает – проверяем).
- В каких словах можно проверить и доказать написание И? (где можно подобрать проверочное слово).
- Прочитайте слова. Какие из этих слов можно проверить?
Как будем проверять? Внимательно прочитайте первые три слова. Можно ли первые три слова считать родственными? Является ли четвертое слово их родственником?
Если возникли затруднения, чем воспользуемся? (толковый словарь) (шип – колючка, шип – звук шипения)
- Как называются такие слова? (омонимы).
- Что такое синонимы? (приведите примеры).
- А если слова нельзя проверить? (словарь «Пиши правильно») (тишина, горошина, ужин).
Физкультминутка
Контроль и самоконтроль
Работа по учебнику, стр. 148, упр. 111.
- Прочитайте слова. На какие две группы можно поделить слова с сочетаниями ЖИ – ШИ? (ЖИ – ШИ стоит под ударением и без ударения)
Воспользуйтесь подсказкой летучей мыши. Это задание выполним в парах. Договоритесь, кто будет выписывать слова, где ЖИ – ШИ под ударение, а кто слова, где ЖИ – ШИ не под ударением. (Проверка в классе) (см. Приложение 4).
* Если под ударением, пиши букву И, не сомневаясь.
* Если без ударения, ищи проверочное слово.
* Если без ударения, обратись к словарю «Пиши правильно».
Обобщение и систематизация знаний
Стр. 148, упр. 112.
Прочитай слова.
а а а
ч е стица ч е инка ч е сок
и и и
а а
щ е дить щ е вель
и и
- Вы сможете написать их правильно? Почему это непросто? Везде ли можно найти проверочное слово?
Фронтальная работа (устно, предложения записаны на доске, дети подходят по очереди и вписывают нужную букву).
Вставьте пропущенные буквы (проверку см. Приложение 4).
В ч...ще щебеч...т стриж... и чиж... .
Мама купила ч...йные ч...шки и блюдца.
У Маш... и Миш... цветные карандаш... .
У Серёж... ч...десный новый рюкзак.
Бабушка сварила щ...велевый суп.
Рефлексия. Инструктаж домашнего задания.
- Какую тайну мы сегодня разгадали? (В сочетания ЖИ – ШИ по ударением пиши И, в остальных случаях проверяй).
Д/з т. с. 43,упр. 52 (вставить нужную букву, а в скобках написать проверочное слово)
Закончите урок словами:
*Сегодня на уроке я узнал…
*Сегодня на уроке я смог…
*На этом уроке я похвалю себя за…
*После урока мне захотелось…
Список литературы
Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Русский язык. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 2 класс.— М.: Академкнига/Учебник.
Бачина О. В. , Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: АРКТИ, 2008. – 88с.
Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник;
Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 2 класс. Стандарты второго поколения», — М.: Академкнига/Учебник;