Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному языку "Текст как единица"»
Тема урока: Текст как единица
Цели урока: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.
Тип урока: урок общеметодической направленности.Время урока: 40 мин.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
- А может ли текст состоять из одного предложения?
- Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет»; на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.
: - Каквы считаете, для чего служит текст?
- Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами.
- Предположите, как будет называться функция, которую выполняет текст?
- Коммуникативная.
3.Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания:
-- Что изучает синтаксис?
-- Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?
Выполнение задания ЕГЭ.
Средства связи предложений в тексте.Задание 25
Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.
(18)Перед нами на дороге встала местная ДЕВОЧКА лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, ОНА не очень разбиралась в стратегической обстановке.
Личное местоимение ОНА в предложении 19 заменяет существительное ДЕВОЧКА из предложения 18 и тем самым служит средством связи этих предложений.
В предложении 18 есть местоимение «нами», но нет слова, которое бы оно заменило в предложении 17.
Ответ: 19
4. Работа по теме урока.
Повторение сведений о тексте:
-- Что такое текст?
-- Какие свойства присущи тексту?
-- Что такое тема текста?
-- Что называется основной мыслью текста?
Работа с учебником:
-- Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений на с 28.
3. Слово учителя:
Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, жения
Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль – это то, ради чего написан текст.
Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связью.
● морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);
● синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм – например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол; парцелляция – когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и предложения).
Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.
Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.
Параллельная связь – соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.
1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.
2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина - самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.
3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.
Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …
Учитель: - Слушаем ваши ответы.
Ученик 1: - В первом варианте - набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.
Ученик 2: - Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений. Ученик 3: - В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.
4.Работа с учебником:
Упр. 41 – устное выполнение, фонетический разбор на доске.
Комментарии:
В одной из цитат под цифрой 1 допущена ошибка: надо не «Молчалины господствуют на свете!», а «Молчалины блаженствуют на свете!».
5. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником:
-- Упр. 42 – самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, пунктуационный разбор предложений.
Комментарии:
Деление текста на абзацы: первый заканчивается предложением «Так родился очерк «Пушкин и Пугачёв», третий начинается предложением «А если поступить иначе…».
Дополнительные вопросы:
-- К какому стилю относится текст? (К публицистическому)
-- Какой тип речи используют авторы? (Рассуждение)
-- Упр. 43 – самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
Комментарии:
Необходимо читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться размышлять, писать, чтобы понимать изменения в своей духовной жизни.
6.Втоичное закрепление. Самостоятельная работа . перепишите текст определите средства связи в тексте с последующей самопроверкой по слайду.
Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.
7. Подведение итогов урока:
-- Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?
-- В чем особенность изучения слов в синтаксисе? (Слова изучаются как члены предложения).
-- Как связаны тема текста и его основная мысль?
-- В каких случаях текст может состоять из одного предложения?
8. Рефлексия, домашнее задание.
Беседа с классом по вопросам:
1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.
Домашнее задание
1. Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок, представляющий собой текст (6—7 предложений).