Предметные: опознавать омонимы в тексте, использовать в речи предложения с омонимами.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием. Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок. Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Учащиеся приветствуют учителя. (дети подходят и берут по одной рыбке (учащиеся приклеивают маленьких рыбок на большую, которые выполняют роль чешуи)). | УУД: Личностные: создание условий для внутренней потребности включения в деятельность, положительное отношение к учебной деятельности). Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. |
Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Ребята, у нас сегодня необычный урок, путешествуя по стране Лексикология, мы попадем в один город, название которого вам еще неизвестно. А с какими словами мы уже познакомились? Давайте посмотрим, как вы их помните при помощи приема «Верите ли вы…» -Запишите в строчку цифры от 1 до 6. Я буду читать утверждения по теме «Лексика», а вы, если согласны, под цифрой будете ставить «+», если не согласны, - «--». 1. Верите ли вы, что лексика – это раздел науки о языке, изучающий грамматическое значение слова? 2. Верите ли вы, что слово имеет лексическое и грамматическое значения? 3. Верите ли вы, что подбор синонимов помогает уточнить значение слова? 4. Верите ли вы, что слова с противоположным значением называются «синонимы»? 5. Верите ли вы, что антонимы-это слова одной и той же части речи? 6. Верите ли вы, что слова, имеющие одно лексическое значение, называются многозначными? -Проверим ваши ответы. Нужно определить, что мы хорошо усвоили по этой теме, а что усвоили недостаточно прочно. Учащиеся слушают утверждения и ставят «+» и «--»: 1 2 3 4 5 6 - + + - + - -Оцените себя: 6 правильных ответов – «5», 5 – «4», 4-3 – «3» 2 и меньше – «2». -Кто получил «5»? «4»? «3»? «2»? Самооценка. Хорошо. Зачем нужны синонимы, антонимы в русском языке? - У синонимов и антонимов есть ещё один “братец”. | Учащиеся отвечают на вопросы | УУД: Регулятивные (проблемная подача учебного материала); Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие; Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
Постановка учебной задачи. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Создаёт проблемную ситуацию. Предлагаю познакомиться с рассказом Н.Сладкова Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ? Почему перед каждым предложением стоит тире? Это диалог Можно сыграть сценку.. 5. - Почему мальчики долго не понимали друг друга? 6. (услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) 7. -Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? ( ДА) Лексическое значение разное. ( Да) Какой частью речи являются? Существительное) Давайте составим СИНКВЕЙН со словом КАША Синквейн – имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом Составим Синквейн Каша вкусная сладкая Варится .Кушают. Нравится Мне нравится эта каша овсянка. - Что за братец спрятался в этом РАССКАЗЕ? Вам интересно? - Чем похожи эти слова? - Есть ли сходство в значении слов? - Давайте сделаем вывод и попробуем угадать название нашего города, оно зашифровано в ребусе (Слайд ) -Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, «ОМОНИМЫ». Запишите тему урока. - Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика». - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Из любого путешествия люди привозят сувениры, новые знания, впечатления. А что бы вы хотели увидеть в этом городе, чему научиться, какие открытия хотели бы совершить? | Обучающиеся читают стихотворение, отвечают на вопросы, формулируют вывод. Пять предметов названы одинаковыми словами. Это пять совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению. Разгадывают ребус Формулируют тему, цель урока, записывают в рабочие тетради. Хотели бы узнать, какие слова являются омонимами. - Хотели бы научиться находить и различать омонимы в тексте, использовать омонимы в речи | УУД: Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие; Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование Коммуникативные: Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мыслей. |
Усвоение новых знаний. Цель: Получение и осмысление новой информации. Соотнесение её с уже имеющимися знаниями. | Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов. -Дорогие путешественники, мы попали в город Омонимы. А вот и жители этого города , они оставили нам послание -Давайте, ребята, с ними познакомимся! Может быть, кто-то из вас уже их встречал в своей жизни? Кто же это? Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас слышат, Одинаково нас пишут. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки Смысл запрятан в серединке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу далеки. Я. Козловский - О каких словах идет речь? - Продолжите предложения: Омонимы – это… 1.Обращение к теоретическому материалу учебника (стр.160). 2.Беседа по прочитанному. 1.Какие слова называют омонимами? 2. К какой части речи обычно относятся омонимы? 3. Среди слов какой части речи больше всего омонимов? 4. Как отличить омонимы от многозначных слов? | Учащиеся самостоятельно читают теоретический материал учебника с.160 и отвечают на вопросы учителя Многозначные слова - слова, имеющие два и более близких связанных значения. Например: игла 1) швейная игла 2)иглы ежа. Они похожи по форме, по ключевому значению. Омонимы - слова, имеющие одинаковое звучание и написание, но не имеющие общих свойств и сходств, общего значения. Например, ключ. 1) ключ от двери 2) ключ в значении "родник". Сходства по форме, по характеру действия не имеют | УУД: Коммуникативные, познавательные, Регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
Первичное закрепление знаний. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, усвоение учащимися умения различать омонимы. | - Ребята, перед вами конверты, откройте их. (Приложение 1) Это жители города сделали вам сюрприз. В них иллюстрации. Рассмотрите их и выполните задания. Как называются эти слова? 1.Выполним упражнение 357(устно). Какие слова называются многозначными? Сравните словосочетания. Как вы думаете, выделенные слова – омонимы или многозначные слова? Как вы это определили? 2.Выразительно прочитайте стихотворение С.Кирсанова «Птичий клин» (Слайд 5) Когда на мартовских полях Лежала толща белая, Сидел я с книгой, на полях Свои пометки делая, И в миг, когда мое перо Касалось граф тетрадочных, Вдруг журавлиное перо С небес упало радужных. А в облаках летел журавль, И не один, а стаями, Крича скрипуче, как журавль, В колодец опускаемый. Журавль был южный, но зато Он в гости к нам пожаловал! Благодарю его за то, Что мне перо пожаловал. - О чем это стихотворение? - Найдите в тексте стихотворения слова, которые они обозначают. - Это многозначные слова или омонимы? Докажите свою точку зрения. -Итак, в чем же сходства и отличия омонимов и многозначных слов? -Составьте с этими словами предложения и запишите их. | Учащиеся выполняют задание , работают в парах. Упражнение 357 (самостоятельная работа) Учащиеся доказывают свою точку зрения, выводят алгоритм определения омонимов. Составляют предложения и записывают в тетрадь. | УУД: Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в учебной задаче. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Физ. минутка Цель:сменить вид деятельности. | В нашем багаже заметно прибыло, а нам идти ещё далеко, давайте отдохнём. | Учащиеся выполняют упражнения. | УУД: Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
Выявление места и причины затруднений Цель: построение и фиксация нового знания. | Классификация омонимов. Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1. Задание (работа в парах). - Перед вами листы с упражнением. (Приложение2) Посоветуйтесь и подчеркните слова - омонимы 1.А что такое Атлас? Его приносят в класс? Я прочитала «атлас», Но есть ведь и атлАс. 2.Вы, щенки! За мной ступайте! Да смотрите ж, не болтайте, Будет вам по калачу, А не то поколочу. (А.С.Пушкин) 3. Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот» (К. Прутков) -Какие особенности омонимов вы можете назвать? - Итак, перед нами так называемые грамматические омонимы. В русском языке различают полные и частичные омонимы (омофоны, омоформы, омографы). Полные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению. У ОМОНИМа имён Три – такой уж важный он! Раз, конечно, «омофоны», Два, без спора, «омоформы», Три – «омографы» (их лишь Удареньем различишь)… Разобраться просто с ними: «Одинаковое имя»! Омофоны: луг и лук – Одинаковый лишь звук; Труд и трут, рот и род, Туш и тушь, плот и плод – Написание разнится – Звук – один, различны лица! 3.Составление таблицы (работа в группах) Вид | Сходство | Различие | Примеры | Омографы | Одинаково пишутся | Различное ударение и значение | ЗамОк - зАмок | Омофоны | Совпадение в звучании | Пишутся по-разному | Гулял в лесу –встретил лису | Омоформы | Совпадает написание в некоторых формах | Разные начальные формы | Лечу (лечить) –лечу (лететь) | | Учащиеся самостоятельно изучают теоретический материал, анализируют его, выделяют отличительные признаки разных видов омонимов, составляют таблицу. | УУД: Коммуникативные :учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества. УУД: Регулятивные: распознавание особенностей омонимов. Познавательные :опираются на уже известное. |
Контроль усвоения новых знаний Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях | А сейчас пришло время проверить, хорошо ли вы ориентируетесь в городе Омонимов. Омонимия – довольно распространённое явление в русском языке. Омонимия легла в основу каламбуров – игры слов, одинаково произносимых, но имеющих разное значение, а часто и разное написание. Задание 2(Приложение 3) - Выпишите из стихотворений: 1) Омофоны, 2) омографы, 3) омоформы. Рыбачка Вместо озера – пруд. Вместо удочки – прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома! Кумушки Серая ворона Чёрного ворона Утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли во все стороны Сплетницы-кумушки – Сорок сорок. (Я. Козловский) Петя мечтает …Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло – Хорошо бы это было! (Б. Заходер) *** Сравним с ответами ( 1) омофоны: пруд – прут, сама – сома; 2) омографы : ворона – ворона; 3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), сорок (числ.) – сорок (сущ.). | Учащиеся самостоятельно выполняют упражнения. Самопроверка по эталону. Учащиеся находят омонимы, определяют их вид (взаимоконтроль) | УУД: Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий, осуществлять взаимоконтроль. Регулятивные, коммуникативные, личностные: Умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную отзывчивость. Умение осуществлять итоговый контроль |
Рефлексия деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода нового знания. | В конце нашего путешествия хотелось бы узнать, а что же вам запомнилось, чем же мы занимались. - Наше путешествие по городу Омонимы закончилось, но с его жителями мы не прощаемся. |
Домашнее задание | упр Творческое задание : составить каламбур или написать синквейн на тему «Омонимы» | Запись учащимися задания в дневники | |